Моделирование сказочного сюжета.
консультация по теме

Алейникова Марина Евгеньевна

Жили-были...

         Мы все любим сказки. А если попробовать себя в роли сказочника? Почему бы и нет, только для начала хорошенько проштуди­руйте с малышом классику жанра.

         Как правило, дети, слушая сказки, совершенно не за­мечают выразительные средства текста, особенности ин­тонации. «Хорошо рассказано», «красиво рассказал» — могут констатировать они, но не более. Как показать им красоту и уместность эпитетов, сравнений и метафор? Остановитесь на произведениях, отличающихся сюжет­ной занимательностью, яркой характеристикой героев, простотой и ясностью композиции, богатством языка. При чтении используйте приём совместного комменти­рования — вместе с ребёнком ищите в тексте необычные выражения. Вспомним сказку «Гуси-лебеди». В ней де­вочка так сильно испугалась Бабы Яги, что «сидит ни жива, ни мертва». В сказке «Морозко» девушка не про­сто замёрзла, а «дрожит, озноб её пробирает», «чуть дух переводит», «чуть-чуть языком шевелит».

Волшебное моделирование.

         Никакой сюжет не сложится, если не понята логика по­строения народной сказки. У каждой из них есть зачин, завязка, развитие событий с кульминацией и развязка. Например, сказка «Царевна-Лягушка» начинается сле­дующим зачином: «В некотором царстве, в некотором государстве...» Завязка событий — это когда кто-то нарушил запрет, навредил (сжёг лягушачью кожу, ушёл со двора без спросу, послал в лес на погибель), и оттого возникают трудности, которые главный герой должен преодолеть. Далее героя испытывают на силу, лов-кость, доброту; он преодолевает препятствия на своём пути, но в конце всё-таки одерживает победу. Народная сказка всегда заканчивается благополучно.

         Чтобы узнать, уследил ли малыш за сюжетом, предложите ему назвать самый весёлый, грустный или страшный эпизод сказки. Или разделите сказку на смысловые части и изобразите содержание каждой части в схематичном рисунке — какие персонажи действуют, каковы их атрибуты. Таким образом, разложенные в ряд карточки представляют собой модель сказки. Они же помогут малышу с лёгкостью пересказать услышанное. С помощью карточек можно рождать новые сказочные сюжеты в неограниченном количестве.

         По мотивам прочитанного произведения можно создать диафильм. Выберите несколько узловых моментов сказки, зарисуйте, а потом составьте их как кадры в диафильме. Опираясь на эти «кадры», намного легче пересказать действие, не упустив важных моментов. Количество рисунков может быть невелико, но они должны быть значимы по сюжету. Например, при составлении иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка» мы с детьми выбирали следующие эпизоды: 1) Иван-Царевич пускает стрелу в болото; 2) Василиса Премудрая печёт каравай; 3) Василиса Премудрая ткёт ковер; 4) пир во дворце у Царя; 5) Царевич сжигает лягушечью шкуру; 6) встреча с Бабой Ягой; 7) на вершине дуба висит ларец; 8) свадьба.

Тет-а-тет с Бабой Ягой.

         Героям сказки можно написать письмо или послать срочную телеграмму. Пусть ребёнок диктует, а взрослый записывает, затем вместе прочитайте и обсудите написанное. Письма детей обычно выражают яркие чувства — восхищение, благодарность, неприязнь, негодование. Вот такое гневное письмо написал мальчик Саша Бабе Яге: «Баба Яга. Ты такая злая и вредная, что тебя все не любят. Если ты будешь обижать маленьких, то все люди соберутся и тебя убьют». А девочка Катя отбила купцу из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» телеграмму следующего содержания: «Купец, спасай Алёнушку, она на дне реки. А Иванушка превратился в козлёночка и горько плачет». Не проходите мимо книжных иллюстраций. Пусть дети на минуту закроют глаза и представят себя на иллюстрированной странице книги. Что они там увидят? Такое задание подключает воображение дошкольников. Их рассказы уже содержат обилие определений и сложных синтаксических конструкций. Приведу здесь рас-сказы детей, «побывавших» в иллюстрации к сказке «Морозко»:

         «Я иду по лесу зимой, а под ёлкой сидит девочка. Ей холодно, мороз трещит. С веток на неё сыплется снег. Она вся съежилась. Пальтишко-то у неё тоненькое. Я подойду и дам ей свою шубку...»

      «Я очутилась в снежном лесу и увидела Алёнушку под деревом. Её мачеха из дома выгнала. Вот она сидит и мёрзнет. А Морозко над ней ходит и холод нагоняет...»

Как я был писателем.

 

     Изучив народную сказку, можно попробовать расска­зать свою. Например, помните сказку «Лиса и жу­равль»? А теперь придумайте рассказ о том, как заяц пошёл в гости к волку. Можно предложить малышу со­чинить новое начало и конец уже известной сказки. Или задайте детям следующие вопросы-провокации:

Если бы Алёнушка сразу съела пирожок, предложен­ный печкой, как изменилась бы сказка?

Если бы герои сказки однажды оказались на необи­таемом острове, как бы они себя там повели?

Если бы вы имели такую же возможность, как Емеля в сказ­ке «По щучьему велению», какие бы три желания загадали?

Чтобы помочь детям преодолеть нерешительность, за­давайте наводящие вопросы, инструктируйте:

Какой по настроению будет твоя сказка?

Попробуй интонацией передать состояние героев. Старайся говорить плавно, мелодично.

Вспомни, какие красивые слова и выражения ты слышал. Попробуй их употребить в сказке.

Когда будешь рассказывать, посмотри, интересно ли слушателям.

Хорошая речь нуждается в тренировке.

     Дети, стремясь правильно выстроить сюжет сказки, как правило не могут сделать плавных переходов от одного высказывания к другому, нарушают последовательность изложения. Вот, например, какую сказку мне довелось услышать: «Жила-была одна девочка, звали её Золушка. У нее было много помощников. Она очень любила читать. Вдруг зайчик заблудился в лесу. Золушка заплакала». Чтобы избежать такой нелогичности, используйте приём коллективного рассказывания сказки: каждый из присут­ствующих составляет несколько предложений, которые затем продолжает другой. Например, начинаем сказку весьма традиционно: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь». Какие же события могли про­изойти в этом царстве? Дети с радостью откликаются и продолжают: «Вот однажды напало на царство Чудо-Юдо. У него было три головы, и оно было очень страшное».

      «Тогда сказал Царь: «Кто убьёт Чудо-Юдо, тому дам много золота. Все забоялись. И тогда Царь сам пошёл воевать».

      "Царь не боялся, потому что у него было много ору­жия: ружье, пистолеты, гранаты, ножи. Он всё это при­готовил и пошёл к враг".

      Самые удачные произведения можно записать в аль­бом. Замечено: когда взрослые записывают сказку за ребёнком, он начинает обдумывать каждое предложе­ние — как простое, так и сложное; вводит прямую речь, пытается строить текст грамматически верно.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов

Здесь представлен опыт моей работы.  Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....

«Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством моделирования проблемных сюжетов»

Государственное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №711 Тема:  «Организация коррекционной работы по обучению пересказу текста детей с ОНР посредством мод...

Использование сказок и сказочных сюжетов в работе с детьми с Общим недоразвитием речи ,

Материал сказок дает возможность детям-логопатам  усвоить сложный материал в доступной,яркой ,занимательной форме,помогает им раскрыться как творческой личности ,раскрепоститься,снять напряжение!...

Конспекты с использованием сказочных сюжетов в РЭМП

Заюшкина избушка - конспект занятия по математике с использованием сказочных сюжетов. Средняя группа  Цель: Упражнять в порядковом счете, Формировать умения соотносить количе...

Внесение сказочного сюжета в коррекционный процесс при реализации образовательной области «коммуникация»

Данная статья о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала, о новых возможностях работы со сказкой, кото...

Статья "Моделирование сказочного сюжета с детьми 3-5 лет"

Данный материал представляет собой опыт работы по использованию моделей при ознакомлении детей младшего и среднего дошкольного возраста с русскими народными сказками....