Презентация "Дети с тяжёлыми нарушениями речи"
статья

БРЮХАНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА

Памятка, советы родителям первоклассникам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям первоклассника

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. «Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте

приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Памятка родителям будущих первоклассников

Поступление ребенка в школу - большое события в его жизни. Для него начинается новая, школьная жизнь. У нового школьника появляются особые, связанные со школой заботы и обязанности. Правильный подход к ребенку, умелое его воспитание - основа успешного обучения. Но без помощи родителей, без согласованной работы семьи и школы и самой хорошей школе, и самому опытному учителю трудно вести работу по обучению и воспитанию детей. Родители должны хорошо запомнить, что с первого дня пребывания ребека в школе в интересах правильного его воспитания они должны заботиться о том, чтобы ребенок успешно выполнял все, что требуют учитель и школа. Для этого родителям будущих первоклассников надо серьезно подумать над тем, как лучше подготовить своего ребенка для обучения в школе.

Советы родителям первоклассников

1. До начала занятий родителям следует сходить в школу, познакомиться с учителями, который будет обучать и воспитывать их ребенка; с условиями, в которых будет обучаться ребенок и т.д. 2. Выяснить, какие пособия или другие или другие школьные принадлежности следует приобрести для ребенка. 3. Выяснить вопрос относительно относительно школьной формы 4. Поговорить с учителем о том, чем они, родители, могут быть полезны школе и учителю в деле обучения и воспитания первоклассников.

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.

Поэтому к школе лучше подготовить ребенка заранее. Главное, чтобы к 1 сентября будущий первоклашка хоть немного представлял себе, что такое «школа». Рассказывайте о школе, не приукрашивая и не пугая. Вспомните свои школьные праздники, подарки, сюрпризы, первые оценки. Рассказывайте, как приятно чувствовать себя школьником.

Самый подходящий вариант для ребенка – это детский сад, совмещенный со школой. И когда целая детсадовская группа, чуть ли не в полном составе, переходит в первый класс, для ребенка почти ничего не меняется. Те же стены, те же друзья, те же люди. Только программа немножко посложнее.

Так же заранее стоит приучить ребенка к еще нескольким важным моментам, которые помогу ему пережить погружение в новую жизнь. Самое важное – это школьный режим – рано ложиться и рано вставать. Неплохо бы воспитать у малыша энтузиазм по отношению к школе. Создайте романтический ореол вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и куча разных только что купленных карандашей, красок, красивых тетрадок и книжек. А в домашней обстановке пусть у ребенка появятся новые обязанности. Ребенок может уже сам убирать игрушки, мыть посуду и т. д. Главное, чтобы у него появилось чувство — он уже большой и самостоятельный.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы п.г.т. Петра Дубрава структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие» муниципального района Волжский Самарской области Дети с тяжелыми нарушениями речи Учитель-логопед: Брюханова Юлия Андреевна

Слайд 2

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии , алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка. Общее недоразвитие речи проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности.

Слайд 3

ЭТИОЛОГИЯ (ПРИЧИНЫ) ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ - неправильные условия формирования речи в семье; - недостаточность речевого общения ребенка с окружающими; - неблагоприятные социальные условия, в которых находится ребенок; - нарушения здоровья ребенка вследствие соматических заболеваний; - минимально выраженные неврологические нарушения; - органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития.

Слайд 4

КЛИНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ОНР 1 группа – неосложненный вариант. Отсутствуют выраженные симптомы поражения ЦНС. Недоразвитие компонентов языка у этих детей сопровождается незначительными неврологическими нарушениями: недостаточная регуляция мышечного тонуса, эмоционально-волевая незрелость (ребенок не может заставить себя выполнить что-то, повышенная отвлекаемость, рассеянное внимание). 2 группа – осложненный вариант. Речевой дефект сочетается с неврологическими и психопатологическими синдромами, таких как повышение внутричерепного давления, цереброастенические и неврозоподобные синдромы, синдромы двигательной расторможенности и дефицита внимания. 3 группа – глубокое и стойкое недоразвитие , которое обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. Это группа детей с моторной алалией .

Слайд 5

Таким образом, при ОНР наблюдается позднее появление речи, отставание в формировании всех компонентов языка, а также вторично замедленный темп развития высших психических функций на фоне ослабленного организма.

Слайд 6

Уровни ОНР I уровень речевого недоразвития (ОНР I уровня) характеризуется - отсутствием речи; - использованием отдельных звуков и звукоподражаний, лепетных слов (молоко – « ако », бабушка – ба, иди – « ди »); - высказывания сопровождаются жестами и мимикой; - отмечается смазанность , неустойчивость в произношении даже тех звуков, которые изолированно произносятся правильно; - пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. У окружающих нередко создается ошибочное впечатление достаточного понимания речи таким ребенком, поскольку он выполняет простые словесные инструкции, может показать называемый предмет. В действительности дети с 1 уровнем ОНР при восприятии речи ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, тогда как понимание значения слов и их грамматическое оформление нарушены грубо.

Слайд 7

II уровень речевого развития ( ОНР II уровня) речевая активность ребенка возрастает; использование в речи двух-, трех-, а иногда четырехсловные фразы ( укладывает куклу спать – « лози кука ба); появляются простые предлоги (на, у, под, в, за); расширяется и обогащается словарь существительных, прилагательных, глаголов; формы словообразования недоступны или частично нарушены; нарушена слоговая структура слова ( снеговик – « говик », лампа – « апа », грузовик – « вовик » ); связная речь различна – одни дети не способны воспроизводить даже простое предложение, другие строят грамматическую фразу; испытывают трудности при составлении рассказа-описания, пересказе.

Слайд 8

III уровень речевого недоразвития ( ОНР III уровня) характеризуется развернутой фразовой речью с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики. Лексические нарушения: невозможность или затруднения в назывании частей предметов; затруднения в назывании обобщающих слов; ошибки в подборе глаголов, обозначающих действия по голосу (чирикает, кукарекует заменяет словом «кричит») по способу передвижения ; неверное употребление или замена приставочных глаголов (ушел, пришел и т.д.); неверный подбор антонимов и синонимов; неверное образование существительных при помощи суффиксов

Слайд 9

неверное образование существительных при помощи суффиксов (грибок – « грибик », слоненок – «слоник»); трудности в образовании относительных и притяжательных прилагательных. Грамматические нарушения: словоизменение различных частей речи; неправильно употребляет предлоги (птица села на дерево – «птица села в дерево»); допускает ошибки в согласование различных частей речи с существительными; Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Нарушается слоговая структура слова: ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Все эти нарушения ведут к недостаточности развития связной речи отсутствие четкости и последовательности изложения, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, пропуски связующих элементов в рассказах.

Слайд 10

Направления коррекционной работы 1) Развитие понимание речи; 2) Формирование грамматических форм речи (словообразование, словоизменение); 3) Развитие фонематического восприятия; 4) Формирование звукопроизношения; 5) Развитие связной речи (составление предложений по картинам и картинкам, составление описательного рассказа, составление рассказа по серии сюжетных картин, пересказ) 6 ) Подготовка к овладению элементам звукового анализа и синтеза (умение выделять первый и последний звук, называть звуки по порядку, составлять из звуков слова, знакомство с буквами).

Слайд 11

Формы работы с детьми 1. Фронтальная (с группой); 2. Подгрупповая; 3. Индивидуальная. На фронтальных занятиях мы работаем по подгруппам: 1 группа – старшая, 2 группа – подготовительная. Виды занятий а) по формированию лексико-грамматических категорий; б) по развитию связной речи; в) по формированию звукопроизношения и подготовка к овладению элементам звукового анализа и синтеза. На индивидуальных занятиях проводится работа по постановке звуков и их закрепление, а также даются задания на закрепление грамматического строя речи, на развитие связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза.

Слайд 12

Секреты успеха Успешная логопедическая работа ОНР становится возможной только при наличии комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем: 1. Медикаментозное лечение и психотерапия; 2. Логопедическое, педагогическое и психологическое воздействие специалистов; 3. Максимальная помощь родителей; 4. Ежедневные занятия с детьми дома.

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...

Логопедический ликбез для родителей «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в работе по преодолению речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи»

  Одним из главных условий результативности обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи является привлечение родителей к процессу. Именно родители являются тем авторитетом, который может бл...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений №1 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих сложную структуру (тяжёлые нарушения речи) 2022-2023г.

Программа направлена на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений в условиях группы компенсирующей направленности....

Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Использование  логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....