Взаимодействие семьи и ДОО в реализации задач всестороннего развития детей
методическая разработка по теме

Новикова Ольга Николаевна

Презентация предназначена для   педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_po_vzaimodeystviyu_semi_i_doo.ppt1.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Н.К.Крупская

Слайд 3

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания - Декларация прав ребёнка ( принцип 2,6,7) - Конвенция о правах ребёнка (ст.18,ч.1. - Семейный кодекс РФ ( ст.38, ч 2., ст 63, ч.1.,ст 65, ч 2.,ст 31,ч2) - Конституция РФ (ст.38, ч 2. "Концепции дошкольного воспитания"(1989 г)

Слайд 4

На законодательном уровне данную проблему сегодня призваны решать Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Ст.44) Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (п.1.6,3.2.5)

Слайд 5

Взаимодействие родителей с образовательным учреждением также связано с реализацией ряда обязанностей и прав всех участников образовательных отношений ФЗ «Об образовании в РФ», ст.44, ч.3,4. Устав образовательного учреждения Договор об образовании

Слайд 6

Основы семейного воспитания К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.К.Крупская В.А. Сухомлинский выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания , основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями

Слайд 7

Для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействия семьи и ДОО. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание . Разработанные с этой целью ФГОС ДО поставили перед педагогами новые задачи, такие как: обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования . Исследователи пришли к выводу, что не один из вопросов развития и воспитания детей не может быть решён детским садом без сотрудничества с семьёй.

Слайд 8

В своих работах педагоги (Е.П.Арнаутова, В.М.Иванова) выявляют ряд трудностей, которые испытывают воспитатели в общении с родителями : низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения; несформированность у родителей «педагогической рефлексии»; отношение педагогов к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания; недостаточная информированность воспитателей об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребёнка.

Слайд 9

Семья - основанная на кровном родстве группа людей, связанных между собой взаимной поддержкой, ответственностью, общностью быта Взаимодействие- процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга Сотрудничество – это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Слайд 11

Подходы к образованию ребёнка в семье и ДОО Сильные стороны воспитания и развития ребёнка в семье Сильные стороны воспитания и развития ребёнка в ДОО -Участвует в образовании довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим характеристикам. -Развитие происходит в рамках обыденных социальных ситуаций. - Постоянство и длительность педагогического воздействия. -Индивидуальная обращённость педагогических воздействий. -Подвижный режим дня. Развитие ребёнка происходит упорядоченно, -обучение происходит целенаправленно, его образование дифференцировано и имеет целью достижение запрограммированного результата. - Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения. - Знание возрастных особенностей и возможностей дошкольников. - Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития.

Слайд 12

Слабые стороны воспитания и развития ребёнка в семье Слабые стороны воспитания и развития ребёнка в ДОО - Развитие ребёнка происходит стихийно, и не ставиться определённой цели-результата. - Стремление взрослых создать условия для себя, непонимание ими важности условий для ребёнка. - Непонимание возрастных особенностей, представление о детях как об уменьшенной копии взрослых - Ребёнок проводит время в составе группы сверстников, организуемых, одним взрослым. - Эмоциональная недостаточность в общении. - Недостаточность индивидуального общения - Жёсткий режим дня

Слайд 13

Семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребёнка, могут дополнять друг друга в достижении единой цели. Обе стороны желают получить одинаковый результат: задорного, смышленого и морально адекватного ребёнка, который сможет успешно продолжить образование в школе.

Слайд 14

Развитие субъективной позиции родителей Субъектная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетной в изучении психолого – педагогических механизмов личностного развития людей. Стать субъектом определенной деятельности – значит 1) освоить эту деятельность, т.е. определенным образом относиться к ней, 2) определять для себя смыслы, 3)оценивать и выбирать способы деятельности, 4)контролировать ход и результаты, 5) творчески ее преобразовывать. Быть субъектом – значит занимать деятельностную позицию по отношению к себе и миру. Любой человек не рождается, а становиться субъектом в процессе своей деятельности, общения и других видов активности. Суть предлагаемого подхода к работе с родителями – развитие их субъектной позиции в педагогическом образовании .

Слайд 15

№ п/п Показатели Варианты ответов Владею на высоком уровне Удаётся не всегда Не владею 1 Установление доверительных отношений с семьёй. 2 Владение комплексной системой планирования работы с семьёй. 3 Владение формами и методами индивидуальной, подгрупповой и коллективной работы с родителями. 4 Владение нетрадиционными формами взаимодействия с родителями. 5 Владение методами изучения условий семейного воспитания, микроклимата семьи. 6 Умение привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. 7 Умение преподносить проблемы ребёнка так, чтобы родители принимали их как обеспокоенность педагога. 8 Способность оказывать влияние на духовный мир родителей. 9 Владение культурой педагогического общения с родителями. 10 Способность к эмоциональному самоконтролю при возникновении сложных ситуаций в работе с родителями. 11 Владение навыками эффективного оформления наглядной педагогической пропаганды. 12 Умение привлекать родителей к оснащению педагогического процесса, оформлению интерьера и участка. Анкета самоанализа воспитателя по работе с родителями .

Слайд 16

Субъект- организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. Субъектная позиция- ценностное, ответственное, активное, инициативное отношение к образовательной деятельности направленное на самосознание себя как родителя. Мотивация- совокупность устойчивых мотивов, побуждений, определяющих задач, содержание и характер деятельности; динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо.

Слайд 17

В качестве «пускового механизма»развития субъектной позиции родителей выступает нахождение личностного смысла в педагогическом образовании. Центральным образованием субъектной позиции выступают ценностные ориентиры родителей в пед. образовании. Для родителей ценностным ориентиром в пед. образовании выступает его собственный ребенок. Стремление ему помочь, правильно направить и поддержать в наибольшей степени актуализирует потребность родителей в образовательной деятельности. Смысл стремления к пед. образованию родитель может найти и в улучшении себя ради конструктивного содействия к культурному развитию ребенка, его успешной социализации. Путь к этому – развитие себя как родителя, расширение своей психолог – педагогической компетентности, развитие личностной пед.культуры. Смысл пед. образования родители могут приобрести и в своем личностном росте, т.е. в развитии себя как личности через совершенствование и развитие себя как родителя. Важнейшим механизмом нахождения родителями личностного смысла в пед. образовании является способность к познанию своего ребенка и себя.

Слайд 18

Для развития субъектной позиции родителей в педагогическом образовании необходимы: Познание родителями себя Познание своего ребенка Познание возможностей педагогического образования Проектирование самообразовательной деятельности Проектирование образовательного маршрута своего ребенка Накопление позитивного образовательного опыта Наблюдение достижений своего ребенка Оценка результатов своего развития Оценка результатов развития своего ребенка. Развитие субъектной позиции родителей в пед. образовании требует особого пед. процесса, т.к. ни обучение, ни воспитание, как устоявшиеся процессы не могут обеспечить саморазвитие родителя. Наиболее адекватным видом пед. деятельности является педагогическая поддержка.

Слайд 19

Этапы работы с семьями воспитанников 1-й этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей и способов своего педагогического образования 2-й этап нацелен на развитие у родителей умений проектировать свои индивидуальный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка;

Слайд 20

3-й этап развивает организационно – деятельностные способности в процессе реализации образовательных программ детей и индивидуальных образовательных маршрутов родителей 4-й этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития.

Слайд 21

Этапы Формы взаимодействия с семьей 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

Слайд 22

Идет разговор педагога с отцом одного из воспитанников. Мальчик дерзить, игнорирует дисциплину. Во время занятий может, встать и без разрешения выйти из группы. Его отец, руководитель одного из крупных предприятий, говорит в ответ на замечания педагога: - Поймите, у меня ответственная работа. У меня совершенно нет времени. Я его отправляю в детский сад, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность! Когда педагог замечает, что воспитывать можно только совместными усилиями ДОО и семьи, в том числе самого папы, он возражает: - Я делаю все что от меня зависит. У сына няня, современный компьютер, он имеет разнообразные игры, сколько раз его возили по России и за границу, водили по музеям… Затем долго перечисляет элементы своего участия в воспитании сына. Говорит, что считает это главным, а на беспокойство детского сада по поводу сына отвечает усмешкой.

Слайд 23

Сравните эти высказывания: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все детские сады, школы и институты» (Н.М.Карамзин) «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего- люди. Из них на первом месте- родители и педагоги» (А.С.Макаренко) Так кто же прав? Может педагог компенсировать недостаток воспитания в семье? Предложите способы изменения отца в вопросах воспитания сына. Многие знают афоризм В.О. Ключевского:»Привычки родителей превращаются в пороки детей». Всегда ли это так? А у вас какие-либо черты, которые передались вам от родителей? Можно ли их назвать пороками?

Слайд 24

1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. 2. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. 3.Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 2001. 4.Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. 5.Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – м.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009 . 6.«Родитель –ребенок –педагог»: модели развития взаимоотношений / авт.-сост. В.Е.Лампман, И.А.Жёлтикова.- Волгоград: Учитель,2011.-143 с. 7.Родительские собрания в детском саду: Средняя группа / Авт.- сост. С.В. Чиркова.- М.: ВАКО, 2010 .

Слайд 25

Спасибо за внимание! Обратная связь: Тел.- (831) 245-40-22 email : dou151@yandex.ru Сайт: mdou151nncaduk.ru