Занятие с родителями младшей группы "Улыбка малыша в период адаптации"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Ситникова Елена Викторовна

Занятие с родителями младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_-adaptatsiya.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с родителями младшей группы

“Улыбка малыша в период адаптации”.

Цель: познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации у малышей в детском саду.

Ход занятия:

Уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых. Вам предстоит прожить вместе несколько лет. Поэтому для знакомства друг с другом проведем игру с волшебным клубочком. Обмотайте вокруг пальчика ниточку, и передайте клубочек следующему!

Упражнение «Знакомство»

1.Приветствие. Участники, передавая клубочек по кругу, называют свое имя.

2. Мой ребенок (какой ребенок по характеру).

3. Ожидания от занятия.

Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединен ниточкой, не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 4-5 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Думаю, вы со мной согласитесь!

Ну, вот мы и познакомились. А теперь поговорим об адаптации.

Игра "Адаптационный период".

        Сейчас тот, у кого окажется в руках мяч выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое “Адаптация”, “адаптационный период”. (Родители, по очереди, передают мяч и высказывают свои суждения по заданной теме. Психолог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).

Консультация психолога.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Упражнение «Мысли адаптирующегося малыша»

И так, дорогие родители. Давайте на мгновение представим, что мы с вами снова стали детьми. И нам предстоит пройти этот период адаптации. Представьте, что вас привели в детский сад в новое незнакомое место, к чужим тетям, к множеству орущих детей, оставили и ушли. Какие мысли будут в вашей голове? Давайте с помощью мозгового штурма вы будете говорить все, что приходит вам в голову, а я буду записывать это на доске. Потом мы это обсудим.

МЕНЯ ОСТАВЯТ ТУТ НАВСЕГДА!

МАМА БОЛЬШЕ НЕ ПРИДЕТ!

ЧТО Я ТУТ БУДУ ДЕЛАТЬ?

КУДА УХОДИТ МАМА?

МАМА ПРИДЕТ?

ПОЧЕМУ Я НЕ МОГУ ПОЙТИ С МОМОЙ?

ПОЧЕМУ МАМА НЕ ОСТАЕТСЯ?

КОГДА МАМА ПРИДЕТ?

Вот они переживания адаптирующегося малыша. Ко всему этому новому ему приходиться приспосабливаться.

(Снять роли)

Нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

  • Возраст;
  • Состояние здоровья;
  • Уровень развития навыков самообслуживания;
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Сформированность предметной и игровой деятельности;
  • Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

Чего нельзя делать ни в коем случае

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

  • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • В  первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.

Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями:

        В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.

Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.

Сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам. На процесс адаптации эмоции и настроение родителей влияют очень сильно. Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности.

И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад... Что скажет воспитательница, если увидит такое...).

        Переживания, страх и т.д. усугубляют адаптацию ребенка. Поэтому я вам хочу предложить следующее упражнение, где мы сможем поработать с вашими эмоциями и отношением к тому, что ваш ребенок пошел в детский сад.

Упражнение «Готовность родителей» 

        Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений.

1). Я вам даю 5 минут для выполнения данного упражнения. Возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?». «Почему, детский сад – это самое лучшее место на земле для моего ребенка?». Напишите все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» или «Я могу спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и т.п.

2). Объединитесь в пары и обсудите написанное. Время выполнения 5 минут.

3). А теперь давайте вернемся в круг и обсудим упражнение все вместе. Много ли позитивного вы увидели в том. Что ваш малыш подрос и уже пошел в детский сад? Были ли в паре совпадения?

        Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Игры, которые помогают...

        Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

        Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.

        Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

        Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну.

        Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.

        Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!

        Помните, что с началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома, читайте, играйте, смотрите вместе мультики, делайте домашнюю работу. Подчеркивайте, каким большим и умелым стал ваш малыш, как пошел в детский сад, каким он стал сильным, смелым и умным, как многому он учится каждый день в детском саду. Будьте нежны, терпеливы и доброжелательны. И, скорее всего, стресса, связанного с поступлением в детский сад, удастся избежать.

Хочу предложить вам несколько психологических игр, которые помогут снять напряжение дома.

Игра «Рисуем на песке»

        Дома можно создать свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. Рисовать, пересыпать. Почему дети любят играть в песок? Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок - это приятные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; из песка можно построить что угодно, все, что хочется – быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом игра с песком просто интересна.

Игра «Разговор с игрушкой»

Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.

Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.

Ход игры. 

        Для ребенка в период жизненных изменений важна поддержка взрослого. У малыша есть  потребность сообщить, что у него «не так», но сделать это ему пока сложно. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущениями комфорта и безопасности.

Попробуйте надеть себе на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашивайте, «почему мой…грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Игра «Легкое перышко»

Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка

Ход игры. 

        Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания.

Соедините два разноцветных пера нитью, повесьте ниточку с перьями на шнур, сделайте глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы перья колыхались в воздухе. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизируем, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению времени вдоха и брюшного (диафрагмального) типа дыхания. Выполняйте это упражнение со своим ребенком.

Релаксационное упражнение-игра

        Перед сном, для того, чтобы ребенок успокоился, с ним можно провести это игровое релаксационное упражнение с элементами массажа и растяжения. Движения взрослого должны быть легкими и приятными для ребенка.

«Решила я слепить себе девочку-дочку. Взяла комочек снежка и стала лепить головку (поглаживающие движения по голове ребенка). Слепила я волосы (движения по волосам), слепила брови. Носик. Решила слепить носик длинный, как у Буратино. Вот так. Ой-ой! Не так. Слеплю я носик красивый, маленький. Вот такой. Дальше слепила я глазки, щечки и ушки. Решила я слепить большие ушки, как у слоника. Вот такие. Ой-ой! Некрасиво. Слеплю-ка я маленькие ушки для нашей девочки.

Дальше я начала лепить шею, спинку, плечи и руки. Слеплю я длинные руки, до самого пола. Ой-ой! Некрасиво. Нет! Слеплю я руки красивые для нашей девочки. Вот такие.

(Каждый пальчик помассировать и чуть-чуть растянуть ладошку)

Дальше я слеплю животик. Перехожу к ногам. Слеплю я для нашей девочки красивые быстрые ножки. (Каждую ногу помассировать и чуть-чуть растянуть, слегка скручивая стопу ребенка). Вот какая красивая и хорошая девочка у меня получилась! Назову я ее… (имя ребенка)».

«Бульканье»

        Налейте треть стакана воды. Поместите туда трубочку для коктейлей. Задача ребенка - дуть в воду через трубочку, чтобы получилось бульканье. Родители следят за тем, чтобы у детей выдох был длиннее, чем вдох. Можно поиграть в соревнование-игру «У кого дольше будет булькать трубочка?»

Упражнение «Релаксирующее дыхание»

Вместе с ребенком делайте вдох мелкими «порциями». При этом ягодицы надо отвести назад, а колени слегка согнуть, что позволяет энергии свободно протекать вдоль позвоночника. Задержите дыхание. Затем вместе медленно выдыхайте, длительно произнося звук «а-а-а». Но звук не должен переходить в крик. Он позволяет фиксировать длину выдоха и достигать расслабляющего эффекта. Выдох будет полным, если голова и руки ребенка полностью расслаблены.

Анкетирование «Обратная связь»

  1. Степень включенности (обвести):

0   1    2    3   4   5   6   7   8   9   10

Что мешало быть более включенным в занятие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, игры

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что вам не понравилось на прошедшем занятии? Почему?____________________
  2. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.)__________________________________________________________________

Завершение занятия. Прощание. 

Литература:

  1. А.Ю. Кремлякова «Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ» СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
  2. Е.О. Севостьянова «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ» М.: ТЦ Сфера, 2007
  3. Старостина Н.В. «На приеме у психолога: проблема – одинокий родитель» Ростов н/Д: Феникс, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ

Занятие для проведения коррекционной работы в период адаптации детей к условиям детского сада....

Памятка для родителей «Книги для родителей «Помощь малышу в период адаптации»

Готовая памятка для родителей ясельных групп. Поможет сориентироваться в море советов по адаптации к детскому саду....

Конспект родительского собрания во второй младшей группе. «Малыш в период адаптации»

Цель:Установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия.Задачи:Познакомить с трудностями адаптации ребенка к ДОУ и дать рекомендации по данной теме.Познакомит...

Консультация для родителей «Улыбка вашего малыша в период адаптации в детском саду»

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активн...

Игровое занятие с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации «Как хороши, наши чудо малыши!»

Данное игровое занятие будет интересно специалистам, опирающимся в своей профессиональной деятельности на народную культуру, на использование при взаимодействии с малыши народной игрушки, игр и попево...

консультация для родителей "Как помочь малышу в период адаптации"

Как помочь малышу в период адаптацииЦели: разъяснить родителям проблемы адаптационного периода в жизни ребенка и найти совместные пути преодоления трудностей в этот период и у ребенка, и у р...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...