Главные вкладки

    "Слушание классической музыки с детьми дошкольного возраста"
    консультация на тему

    Тиранова Татьяна Геннадьевна

    Консультация для родителей, которым небезразлична музыка, её мировые шедевры и желание научиться слушать и слышать загадочный мир звуков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya.docx17.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация «Слушание классической музыки с детьми дошкольного возраста»

    В настоящее время проблема экологического слуха стоит не менее остро, чем проблема экологии окружающей среды, но в силу ряда причин она менее заметна. Одна из этих причин заключается в том, что область применения слуха у современного человека гораздо более сужена по сравнению с человеком не только далёких, но и относительно близких от нас эпох. Дело в том, что слух – единственный из органов чувств, который имеет двойную природу: мы воспринимаем звук через уши, а также и через все тело, причем кости скелета выступают в качестве резонаторов. Таким образом, мы получаем двойную информацию.

    В древности слух был значительно более развит не только из-за необходимости услышать вовремя опасность (знакомые с детства индейцы Фенимора Купера, но главным образом благодаря живому, непосредственному ощущению встроенности человеческого мира в мир природы и космоса. Навык вслушиваться в отдельные звуки у нас ослаблен, т. к. мы слышим с основным звуком целые аккорды, потому что привыкли к многоголосной музыке. В наши дни преобладает шумовая агрессия, обилие громкой музыки, приводящее к полной потере тонкого слуха, который не является особенностью лишь музыкально одарённых людей: это наше общее свойство, заключенное в обычном слухе. Вот только потребность в нем становится всё меньше и меньше. Ещё в 80-х годах статисты посчитали, что один любитель классической музыки приходится на тысячу эстрады.

    Хочется привести высказывание выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского «Как радостно, - что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности. » Ребёнок может наиболее раскрыть то или иное содержание произведения если он его прочувствует в своих движениях и рисунке. Дети получают знания о вокальной музыке (хороводы, сольное пение, хоровое пение, фольклёр). Дети получают обширные знания и представление, что музыка бывает не только инструментальной но и вокальной.

    Исходя из вышеизложенного, представляется. Что задача музыкального воспитания детей включает в себя важные моменты такие как:

    1. Введение их в культурно – музыкальный контекст,

    2. Раскрытие у детей тонкого слуха.

    Раскрытие у детей тонкого слуха – задача очень сложная, требующая совместных усилий воспитателя, музыкантов, методистов и педагогов.

    Разговор с детьми о музыке начинать можно с мысли о том, что попасть в страну Музыки может только тот человек, который сумел подружиться с Тишиной. Первым этапом, является научить слышать тишину. Для этого можно рассказать детям сказочную историю, что Музыка отправилась в гости к ребятам без незаметной, но неизменной спутницы – Тишины, и все её усилия оказались тщетными из-за Шума.

    Дружба с тишиной не означает, что ребенок должен просто сидеть молча какое-то время – он активно вслушивается в звуки окружающего его мира. Дети довольно тонко слышат доносящиеся с разных сторон различные звуки, это голоса птиц, шаги, людские голоса, стук часов, шум машин и крики детей за окном и т. д. Можно затем уточнить чьи это шаги и крики (женские, мужские, детские) и откуда они доносятся. Часто дети слышат несуществующие звуки: «музыку», «кошку», «скрипку», «ракету» и т. д. Уточняем, что эти звуки, конечно, есть, но где-то далеко, а мы слушаем звуки, нас окружающие.

    Чтобы уметь слушать музыку, надо вначале научиться просто слушать. Это искусство в наше время не очень востребовано, а ведь оно необходимо не только для занятий, концерта, но и для обычного общения. Ребенок, как правило, находится во внешнем мире, он погружен в эмоции, события, звуки, его окружающие, ему не так-то просто настроиться на свой собственный мир, без участия которого слушание музыки будет бессмысленно. Чтобы озеро отразило небо, оно должно быть спокойным, чтобы музыка могла что-то сказать душе ребенка, эта душа должна пребывать в тишине. Таким образом, наша скромная задача – научить ребенка «дружить» с тишиной – значительно углубляясь: от внешней тишины ребенок идет к тишине внутренней, от умения вслушиваться в окружающую тишину – к вслушиванию тишину своей души.

    Перед прослушиванием идет беседа, которая настраивает на прослушивание музыкалдьного произведения и такое состояние называется у музыкантов «предзвучие», а после прослушивания музыкального произведения «послезвучие». Вот почему важно настроит ребенка дважды на тишину, как в начале прослушивания так и в конце его. Ведь отзвучав в реальном пространстве, музыка продолжает звучать в душе слушателя, например: дирижер в конце произведения никогда не «снимает» резко звук, а несколько минут стоит в тишине с поднятой палочкой. Пианист, окончив игру, не убирает рук с клавиатуры, переживая вместе со слушателями напряженный и насыщенный момент «послезвучие». Иногда чтобы не нарушать атмосферу чуда, разговаривают шепотом.

    Вторым этапом слушания является знакомство с арсеналом музыкальных средств, доступных ребенку, -ритмом, мелодией, различными музыкальными инструментами, вокальной и инструментальной музыкой, солистом и оркестром, форте и пиано, мужскими и женскими голосами и т. д.

    Конечно, мы рассматриваем эти понятия не сами по себе, а в процессе слушания. Например, белочка в «Царе Салтане» ловко щелкает орешки с помощью флейты-пикколо, а главным инструментом в чуде о морских богатырях являются трубы – это ведь воин, стража, которой «нет надежней» и т. д.

    Дети должны знакомиться также и с вокальной музыкой. Вокальная музыка трудна для детского восприятия. Здесь наблюдается два вида музыки – вокальная и инструментальная. Можно детям дать такое задание, отметить поднятием рук два вида музыки (правая рука – голос, левая – инструментальное сопровождение) .

    Прослушивая произведения классической музыки можно сделать вывод, что она ведет непосредственный разговор с душой слушателя, передать который словами подчас просто невозможно, да и не нужно. Нужно попытаться чтобы дети как можно больше замечали в музыке : и инструменты, и характер, и динамику, и высоту и многое другое. Нужно уметь «вооружить» ребенка для этого разговора.

    Для того, чтобы ребенок непосредственно воспринимал музыку, нужно прослушивать музыкальное произведение дважды (второй раз не целиком). После первого прослушивания дети рассказывают о своем восприятии музыки, которое может быть совершенно неожиданным по разным причинам: как за счет их бурной фантазии, так и по противоположной причине, за счет скудности опыта слушания. Иногда дети принимают произведения не за таких какими они являются и дают свои версии. Например: знаменитый «Полет шмеля» они говорят, что это танец, лисичка, море, Цветочный город. В музыке Грига «Пещере горного короля» они слышат войну, бой рыцарей, упорно отказываясь помещать действия под землю. Прослушиваем музыку вторично (обычно фрагмент) уже с определённой музыкальной задачей – услышать музыкальные инструменты, голоса, определить характер музыки её настроение и т. д. Ведем беседу, дети отвечают на вопросы. И здесь нужно добиваться как можно больше разнообразия. Дети сами должны давать характеристику музыкального произведения. Если мы слушаем Море из «Сказки о царе Салтане» то его можно охарактеризовать, что оно бурное, суровое, неспокойное, бурливое, грозное.

    Мы даем детям представление о том, что музыка позволяет человеку – певцу, дирижёру, композитору – передать с помощью особых средств свои чувства и мысли, отношение к миру, его восприятие. А так же даём представление о музыканте и о тех средствах, которыми он пользуется: вокальных (виды певческий голосов) и инструментальных (названия и звучание основных музыкальных инструментов, оркестр и его виды) .

    Если в средней группе уровнем является подготовительный (активизация слуха, знакомство с языком музыки, то в старшей и подготовительных группах дети должны находится на основном уровне (развитие слуха, начала анализа музыкальных образов)

    В занятия можно включать музыкальные истории- загадки, цель которых – подвести детей к зачаткам музыкального анализа на основе полученных ими знаний и навыков.

    Восприятие музыки – это так прописано в новых стандартах может воздействовать на органы человека. Например прослушивая определенную музыку она способствует оздоровлению того или иного органа человека. Сейчас разрабатываются различные программы, которые включают раздел музыкотерапии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Маленький ребенок, независимо от темперамента и характера, а также развития, способностей, проявляет интерес к звукам воо...

    Годовой отчет музыкального руководителя Аксютовой О.В. о проделанной работе за 2014-2015 учебный год по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста .

    За период с 01.08.2014 г. по  31.05. 2015 г. была проделана следующая работа:   Регулярно проводились музыкальные занятия в вверенных мне   1х младших, 2й «А» и 2й«Б»младших ,...

    Статья "Влияние классической музыки на детей дошкольного возраста"

    Музыка способна вылечить человека, а также помогает восстановить нервную систему ребенка.Воздействие музыки на ребенка неоценимо, она способна регулировать состояние души ребенка....

    Авторская постановка этюда по ритмопластике (с элементами творчества) на классическую музыку для детей дошкольного возраста.

    Сочетание классической музыки с ритмопластикой развивает у детей дошкольного возраста не только эмоциональное отношение к музыке и движениям, но  и  развивает творчество, фантазию, мышление....

    Перспективное планирование совместной деятельности по образовательной области «Музыка» с детьми дошкольного возраста

    В материале представленно перспективное планирование совместной деятельности с детьми дошкольного возраста по образовательной области" художественно-эстетическое развитие" -"Музыка"...