Готовность к школе.
консультация (подготовительная группа) на тему

Цветкова Ольга Васильевна

Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания. 
1. Рисование фигуры человека. 
2. Графическое копирование фразы из письменных букв. 
3. Срисовывание точек в определенном пространственном положении. 
Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция к тесту.

Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания. 

Методика состоит из трех заданий: 

1. Срисовывание письменных букв. 
2. Срисовывание группы точек. 
3. Рисование мужской фигуры. 

Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. 

А. Копирование фразы "Ей дан чай" 

Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную 
письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов. 

Инструкция. "Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также. 

1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°. 

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна. 

3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 

4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма. 

5 балл - каракули. 

Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна -Иерасека.


(нажмите на картинку чтобы увеличить)

Б. Срисовывание группы точек

Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм. 

Инструкция. "Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь" (показать где). 

1 балл - точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо 
незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое. 

2 балла - число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек. 

3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается. 

4 балла - контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем. 

5 баллов - каракули. 

Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна -Иерасека.


(нажмите на картинку чтобы увеличить)

В. Рисунок человека 

Инструкция: "Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)." Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: "Рисуй так, как ты умеешь". Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: "Можно ли рисовать тетю?" - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину. 

При оценке рисунка человека учитывается: 

- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног; 
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви; 
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей. 

1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией ("синтетический", когда руки и ноги как бы "вытекают" из туловища. 

2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не "синтетическим способом". Нарисована отдельно голова и туловище. К ним "прилеплены" руки и ноги. 

3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 

4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". 

5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули. 

Диагностика готовности ребенка к школе. Тест Керна -Иерасека.


(нажмите на картинку чтобы увеличить)



Итоги:

Если общая сумма баллов:

1-6 - высокий уровень 
7-11 - средний уровень
12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...

Анкета для родителей.Готовностьк детскому саду

Анкета для предварительного прогноза степени адаптации ребенка к условиям детского сада....