Социально-личностное развитие детей младшего возраста
консультация (младшая группа) по теме

Ветчининова Ольга Александровна

В настоящее время задачи социально-личностного раз­вития детей решаются дошкольной педагогикой через осо­знание взаимосвязи их психических особенностей с воспи­танием и обучением.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные спосо­бы общения с близкими взрослыми, социальную компе­тентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в пред­ставлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:


В настоящее время задачи социально-личностного развития детей решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением.

Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о событиях собственной жизни и о своей деятельности, а также о явлениях общественной жизни.

Взаимодействие ребёнка третьего года жизни со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «социальное поведение», то есть умение делиться с кем-то, проявлять элементарную заботу о других.

Усвоение ребёнком общественного опыта происходит в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных её видов, обучения. Познание окружающей жизни протекает в игре, в том числе сюжетной.

Именно в этот период (с 2 до 3 лет) малыш начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребёнок выделяет себя как персону.

Особое место занимают вопросы половой идентификации и социализации ребёнка, которые включаются в структуру образа «Я» и реализуются не только в общении с семьёй, но и со сверстниками.

Для формирования у малыша положительного отношения к себе воспитатели должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение укрепляет доверие ребёнка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.

С этой целью воспитатель может чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый его подопечный. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей так, чтобы любой малыш мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать её другим детям и взрослым.

Полезно оформить альбом, в котором собраны семейные фотографии, групповые снимки. Хорошо выставлять рисунки, поделки каждого ребёнка, показывать их родителям, сотрудникам, сверстникам «автора», хвалить в его присутствии. Целесообразно отмечать дни рождения ребятишек всей группой, готовить и дарить подарки имениннику.

Важно проявлять интерес к чувствам ребенка и предпочтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и родители должны чутко реагировать на все переживания малыша, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать понять причину того или иного переживания, выразив её словами.

Взрослым надлежит способствовать развитию у ребёнка представления о его внешнем облике. Нужно обращать внимание на цвет глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. Это стоит делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и т. п.

На третьем году жизни происходит дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе. Эти изменения наглядно проявляются в поведении малыша.

Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, поэтому уже в раннем возрасте следует уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам — папой, дядей, шофёром и т. д. В групповом помещении и на участке должны быть игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.

Значительным достижением данного возрастного периода является развитие социальных навыков. Они формируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в группе полного дня. Социальные навыки не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка. Все процедуры то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.

В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя (родителя) с малышом, повод побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно использовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с малышом, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, читает стихи — всё это способствует познавательно-речевому развитию ребёнка.

В процессе умывания, одевания, приёма пищи он обучается различным действиям: брать мыло и намыливать руки, открывать кран, надевать колготки, застёгивать и расстёгивать застёжки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и т. п. Участвуя вместе с воспитателями и родителями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки.

Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и родители), проводя ежедневные процедуры, это создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребёнка только по имени.

Приход детей в ДОУ и уход из него — очень важные моменты для ребёнка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключаться на другую обстановку, разлучаться с мамой. Вечером некоторые ребята, увлечённые игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Взрослым предстоит сглаживать эти моменты, делать их приятными для малыша.

Если воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание к каждой семье, ласково приветствует ребёнка, ободряет его, это помогает снять напряжённость ситуации, делает её менее тревожной.

Родителям и воспитателям полагается при встрече обменяться информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении. Это позволит взрослым учесть состояние ребёнка, соответствующим образом изменить распорядок дня. Например, он не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Воспитатель может предложить ей поиграть вместе с сыном, взять игрушку с собой. Если выяснится, что малыш плохо ел в яслях, родители покормят его ужином пораньше.

Ласково прощаясь с ребёнком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Ниночка! Завтра придёшь опять, будем играть снова. До завтра!»

Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры целесообразно использовать для того, чтобы приучить ребёнка к самостоятельным действиям. Надо предоставить ему возможность упражняться в последовательности операций. Ребёнок может наблюдать за тем, как другие дети одеваются сами, попытаться подражать им. Имитируя действия сверстников, поступая по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыш учится снимать и надевать одежду, расстёгивать и застёгивать застёжки. Родителям надо позаботиться с том, чтобы одежда и обувь были с удобными застёжками (на молнии, на липучках), ярких цветов, с запоминающимся рисунком или обладали отличительными признаками, с которыми нужно познакомить ребёнка.

Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатели (и родители) должны быть спокойными и терпеливыми, не ругать, не подгонять ребёнка, не совершать резких и грубых действий. Всё должно сопровождаться ласковой речью, с называнием предметов одежды, рассказом, что и для чего в данный момент взрослый и ребёнок делают: «Сейчас мы возьмём носочки и наденем их, чтобы ножки не замёрзли, потом наденем сапожки. Вот так, Сашенька, молодец!»

Предлагая ребёнку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно подбодрить его и вселить уверенность в успехе и помощи взрослого: «Катенька, ты сама надела одну рукавичку. Попробуй теперь так же надеть вторую. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и всё получится. Вот ты и научилась надевать рукавички. Теперь ручки не замёрзнут на морозе. Ты молодец!»

Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно напоминают, как пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, причёске: «Валечка, давай завяжем тебе бантик, сделаем красивую причёску». Помогая ребёнку заправить рубашку, причесаться, высморкаться, можно подвести его к зеркалу и вместе полюбоваться аккуратным видом, похвалить его: «Вот молодец, Петенька, теперь у тебя всё в порядке».

Воспитатель одобряет опрятный внешний вид детей, побуждает их порадоваться чистой одежде, аккуратной причёске. Не стоит стыдить ребёнка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Постепенно дети начинают замечать испачканную одежду и обувь, грязные руки и сами обращаются к взрослому с просьбой о помощи.

Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе сотрудничества со взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в неё.

Воспитатель обращает внимание малышей на свои действия, рассказывает, что и для чего он делает, предлагает помочь ему накрыть на стол, принести и разложить ложки, салфетки, развесить полотенца.

По окончании игры или занятия педагог побуждает своих подопечных вместе с ним положить игрушки на место. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она всегда находится в «своём домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать их платьица или брючки.

Дети учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на место шапку, шарф и варежки в своём шкафчике. Чтобы легко отыскать его, на дверцу обычно прикрепляют предметную картинку. Пусть ребёнок выберет её сам. Раздевая и одевая ребятишек, педагоги также побуждают их помогать: показать, где лежит шапочка, куда поставить сапожки, как положить на место варежки.

Правила этикета дети легче усваивают, если взрослые в семье и в детском саду служат примером для подражания.

Малыши учатся быть вежливыми, следуя правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании; благодарить за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой и носовым платком; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; спрашивать разрешения, если хочется присоединиться к игре других детей или взять чью-то игрушку, не перебивать старших.

Перед едой взрослый желает ребёнку приятного аппетита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приёма пищи педагог негромко беседует с детьми: рассказывает, что они будут есть на первое и на второе, спрашивает, вкусный ли компот, хвалит малышей.

В ходе проведения ежедневных процедур дети часто капризничают, выражают недовольство, вступают в конфликты со взрослыми. Ребёнок может отказываться от приёма пищи или какого-то её вида, не хочет садиться за стол, во время еды не желает пользоваться ложкой, чашкой ит. п.

Некоторые не любят переодеваться, плачут, сопротивляются, привередничают. Случается, что малыш ни за что не ложится в кроватку или долго не засыпает, зовёт маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, терпеть не могут умываться, причёсываться.

Чтобы понять истинные причины сопротивления, воспитателю важно представить чувства и переживания ребёнка в данной ситуации. Отказ от выполнения режимных процедур чаще всего связан с возникшими или закрепившимися негативными ощущениями (холодный горшок, неловкая поза, попадание мыла в глаза, непривычно твёрдая пища, неудобная одежда и пр.).

Переживания могут быть вызваны неделикатным обращением взрослого (резкие, поспешные движения, громкий и раздражённый голос воспитателя, подавление стремления к самостоятельности, прерывание интересных занятий). В таких случаях плач, капризы выступают сигналом о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое испытывает малыш, а не являются лишь признаком недисциплинированности.

Личностно-ориентированное взаимодействие помогает избежать принудительных способов проведения режимных процедур, которые могут привести к стойким негативным последствиям. Рекомендуется использовать ласковые уговоры, объяснения, подходящие к ситуации, песенки, стихи, рассказы, обыгрывание процедуры, поощрение самостоятельности ребёнка, следование за темпом его действий.

Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато позволяют маленькому человеку испытывать положительные эмоции, порождают чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста»

Цель: Повышение уровня педагогической компетенции по вопросу развитие действий с предметами как активная форма речевого развития детей младшего возраста.Задачи:1. Обобщение опыта по теме &la...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия) по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста . Тема: «Помощь солнышку».

Конспект  интегрированной организованной образовательной деятельности (занятия)по социально-личностному направлению для детей младшего дошкольного возраста .Тема: «Помощь солнышку»....

«Речевое развитие детей младшего возраста» «Анализ работы по развитию речи в группе младшего возраста «Гномики»

Не секрет, что в наше время, речь ребенка оскуднела.Набрав группу младшего возраста и пообщаясь с детьми , я обнаружила проблему -  низкий уровень речевой активности детей.В своей работе по...

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...