Главные вкладки

    Консультация для родителей «Развивающие игры и их роль в развитии младших дошкольников»
    консультация (младшая группа) по теме

    Козлова Елена Николаевна

     

    Природа  щедро  наделила  каждого  ребёнка  возможностями  развиваться.  И  каждый  здоровый  малыш  может  подняться  на  самые  большие  высоты  творческой  деятельности.  Но,  как  показывает  практика,  далеко  не  все  дети  обладают  развитыми  способностями  и  могут  одинаково  успешно  обучаться  в  школе.  Достаточно  дать  будущим  школьникам  несколько  заданий  или  психологических  тестов,  чтобы  сказать:  вот  эти  будут  хорошо  и  легко  учиться,  эти – средне,  а  эти – с  трудом,  одни  имеют  уже  «задатки»  исследователей,  творческий  потенциал,  а  у  других  его  не  обнаружить  никакими  способами. Как  правило,  не  испытывают  трудностей  в  учёбе  те  дети,  которые  уже  до  школы  имели  высокий  уровень  развития. 

    Откуда  возникает  эта  разница  в  развитии  детей?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей15.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация  для  родителей

    «Развивающие  игры  и  их  роль  в  развитии  младших дошкольников»

    Природа  щедро  наделила  каждого  ребёнка  возможностями  развиваться.  И  каждый  здоровый  малыш  может  подняться  на  самые  большие  высоты  творческой  деятельности.  Но,  как  показывает  практика,  далеко  не  все  дети  обладают  развитыми  способностями  и  могут  одинаково  успешно  обучаться  в  школе.  Достаточно  дать  будущим  школьникам  несколько  заданий  или  психологических  тестов,  чтобы  сказать:  вот  эти  будут  хорошо  и  легко  учиться,  эти – средне,  а  эти – с  трудом,  одни  имеют  уже  «задатки»  исследователей,  творческий  потенциал,  а  у  других  его  не  обнаружить  никакими  способами. Как  правило,  не  испытывают  трудностей  в  учёбе  те  дети,  которые  уже  до  школы  имели  высокий  уровень  развития.  

    Откуда  возникает  эта  разница  в  развитии  детей?  Учёные  исследовали  дошкольников  младшего  возраста  и  убедились:  чем  моложе  дети,  тем  ближе  они  по  развитию  и  меньше  отличаются  друг  от  друга,  чем  старше – тем  больше  проявляется  эта  разница.  Возможность  развиваться  не  остаётся  неизменной.  Мозг  ребёнка,  составляющий  при  рождении  всего  25%  от  массы  мозга  взрослого,  очень  быстро  растёт,  особенно  в  первые  годы  жизни:  к  9  месяцам  он  удваивается,  к  3  годам  утраивается,  к  7 – составляет  уже  90%.

    Значит,  если  вы  хотите  достичь  высоких  результатов,  начинайте  уделять  внимание  развитию  малыша  как  можно  раньше.  Первые  годы  жизни  ребёнка -  самые  ценные  для  его  будущего  и  надо  как  можно  полнее  использовать  их.  Именно  в  это  время  разумная  забота  родителей  даст  самые  богатые  плоды,  которые  останутся  с  ребёнком  на  всю  жизнь.

    К  сожалению,  многие  родители  не  придают  особого  значения  тому,  какие  условия  они  создают  своему  ребёнку  для  развития.  Часто  его  жизнь  сведена  к  убогости  биологического  существования( накормлен,  напоен,  одет,  уложен  спать).  Таким  образом,  реализуется  лишь  небольшая  часть  его  возможностей.  Лишая  ребёнка  полноценного  развития  в  дошкольном  детстве,  мы  обрекаем  его  на  низкие  темпы  развития,  на  громадные  затраты  сил  и  времени,  на  низкий  конечный  результат.

    Какие  условия  необходимо  создать  для  полноценного  интеллектуального  развития  ребёнка?  Известно,  что  игрушки,  игры – одно  из  самых  сильных  воспитательных  средств.  Всестороннее  развитие  дошкольника  можно  осуществить  только  на  основе  игровой  деятельности,  в  процессе  которой  у  ребёнка  формируются  важные  функции  сознания,  творческие  способности,  а  также  приобретается  опыт  работы  со  сверстниками,  постигаются  нравственные  ценности  и  правила  поведения  в  обществе.

    В  младшем  дошкольном  возрасте  усвоение  знаний  в  игре  происходит  значительно  успешнее,  чем  в  учебном  процессе.  Обучающая  задача,  поставленная  в  игровой  форме,  имеет  то  преимущество,  что  в  ситуации  игры,  ребёнку  понятна  сама  необходимость  приобретения  новых  знаний  и  способов  действия.  Ребёнок,  увлечённый  интересным  замыслом  игры,  как  бы  не  замечает  того,  что  он  учится,  хотя  при  этом  он  то  и  дело  сталкивается  с  затруднениями,  которые  требуют  перестройки  его  представлений,  познавательной  сферы,  применения  накопленных  знаний  и  опыта.

    В  последнее  время  всё  больше  педагогов  и  родителей  стали  обращать  внимание  на  развивающие  игры – у  них  необычайно  широк  диапазон  задач,  как  по  трудности,  так  и  по  разнообразию  характера.  Увлечься  ими  может  и  дошкольник,  и  ученик,  и  даже  взрослый.  Благодаря  их  использованию  процесс  обучения  проходит  в  доступной  и  привлекательной  форме.

    Развивающая  игра – это  специфическая,  полноценная  и  достаточно  содержательная  для  детей  деятельность.  Она  характеризуется  тем,  что  содержит  готовый  игровой  замысел,  игровой  материал  и  правила.  Всё  это  определяется  целью  игры,  т.е.  тем,  для  чего  эта  игра  создана,  на  что  она  направлена.  Цель  игры  всегда  имеет  два  аспекта:

    познавательный – т.е.  то,  чему  мы  хотим  научить  ребёнка,  какие  действия  с  предметами  хотим  ему  передать;

    воспитательный – т.е.  те  способы  сотрудничества,  формы  общения  и отношение  к  другим  людям,  которые  следует  прививать  детям.

    Цель  развивающих  игр  формулируется  не  как  передача  конкретных знаний,  умений  и  навыков,  а  как  развитие  определённых  психических   процессов,  таких  как  внимание,  память,  воображение,  логическое  и  творческое  мышление,  что  является  необходимым  условием  для  формирования  познавательных  способностей,  без  которых,  в  свою  очередь,  невозможно  полноценное  интеллектуальное  развитие.

    Привлекательность  этих  игр  для  детей  любого  возраста  заключается  в  том,  что  ребёнок,  получая  детали  игры,  имеет  возможность  самостоятельно  действовать  с  ними,  обследовать,  группировать,  создавать  различные  изображения  по  образцу  или  собственному  замыслу.

    Эти  игры  не  надоедают  детям,  т.к.  обладают  большой  вариативностью.  Постепенное  усложнение  заданий  в  играх  позволяет  поддерживать  детскую  деятельность  в  зоне  оптимальной  трудности.  Игровые  действия  всегда  включают  в  себя  обучающие  задачи.  Решение  этих  задач  требует  от  ребёнка  активных  умственных  и  волевых  усилий,  что  является  для  него  важнейшим  условием  личного  успеха  и  даёт  наибольшее  удовлетворение.

    В  настоящее  время  существует  огромное  количество  развивающих  игр.  Среди  них  особое  место  занимают  игры  таких  авторов,  как  Никитин  Б.П., Воскобович  В.В.,  Михайлова  З.А.,  Дьенеш,  и  др.  Многие  развивающие  игры  можно  приобрести  в  магазине,  а  при  желании – изготовить  самостоятельно.

    Приступая  к  работе  с  детьми,  важно  помнить:  развивающие  игры – вовсе  не  какой-то  эликсир  талантливости,  принимая  который  «в  день  по столовой  ложке»  можно  достичь  желаемых  результатов.  Это  только  одно  из  средств  развития  способностей.  Там,  где  малыша  не  торопятся  отгородить  от  жизни  и  избавить  от  трудностей,  где  ему  стараются  дать  простор  для  исследований  и  деятельности,  там  развивающие  игры  органично  войдут  в  уклад  семьи  и  смогут  стать  мощным  стимулом  развития  творческих  способностей  ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГТ « Формирование социальной компетентности дошкольников в трудовой деятельности.

    ПРОЕКТ« Формирование  социальной  компетентности  дошкольников  в трудовой  деятельности.В  современном  мире  проблема  социального  развития п...

    Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

    Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

    Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

    В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

    Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

    Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

    Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

    Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

    В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...