"Право-лево" игры для мдадших дошкольников
консультация (младшая, средняя группа) на тему

Русихина Ольга Борисовна

Данный материал может быть использован для обучения пространственным представлениям младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levo.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

"Лево - право" игры.
Для того чтобы помочь маленькому ребенку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание ребенка неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат "исследований" окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.
Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, - вертикальная. Если Ваш ребенок уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки , значит "верх" и "низ" для него уже практически освоены. Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь:  "Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз". К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов "вверх" и "вниз".
Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию - для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, малыш пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол. Обязательно озвучьте инструктаж: " Ручкой возьмись ниже - тогда ножка достанет до пола". Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: "Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку".

Ближе к двум годам ребенок уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки "правая" и "левая". С этого и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить "имена" своих ручек? Конечно, самый лучший вариант - посредством игр.

1. Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую - тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру "Покажи нужную руку": попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

2. Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

3. Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды.

4. Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой - к левой.

Надевание одежды и обуви - это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: "Правую ручку - в правый рукавчик, а левую ручку - в левый. "
Ближе к трем годам уже можно организовывать  игры в  в виде веселых уроков
Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: "Я бегу за тобой, а ты - впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты - сзади!" Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться - отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

* Поставьте два стула, на каждый положите три - четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

* Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой - стол, где расположено окно.

* Есть возможность привлечь в игре еще одного - двух участников - пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит Ваш малыш.

* Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где лево, где право. Например: "Видишь зайка - в левом нижнем углу под кустом сидит, а с правой стороны - мишка. "

* Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите ребенку зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, главное - чтобы малыш каждую половинку раскрашивал в нужный цвет.