Сценарий родительского собрания
материал (младшая группа) на тему

Соколова Наталья Сергеевна

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или  «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».

Помещение, где проходит встреча, оформлено фотографиями детей, которые заняты различными видами деятельности, - рисуют, собираются на прогулку, помогают самым маленьким,  поливают цветы, кормят животных в уголке природы  и т.д. Целесообразно также подготовить и оформить литературную выставку по теме встречи, куда можно включить как литературные произведения для детей( Л. Воронкова «Маша растеряша»; В. Осеева «Лекарство»; К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая», « Топотушки»; С. Капути-кян «Кто скорее допьет»; З. Александрова «Что взяла, клади на место»; И. Мурывейка «Я  сама»; народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла», «Темноту привела»), так и литературу для родителей о развитии у детей навыков самостоятельности. Дети  встречают и провожают родителей в группу, где педагог обращает их внимание на выставку книг, предлагает памятки «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самостоятельности и самообслуживания». Под руководством воспитателя в это время дети сервируют стол к чаепитию.  А затем  предлагают  родителям пойти помыть руки. Звучит магнитофонная запись:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 Дети провожают родителей к столу. Все вместе пьют чай.

Ведущий: Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства.  По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: « Я сам!»

     Дети (читают стихотворение).

Давай будем одеваться…

Я сама! Я сама!

Пойдем, будем умываться…

Я сама! Я сама!

Ну идем, хоть причешу я…    

Я сама! Я сама!

Ну давай хоть покормлю я…

Я сама! Я сама!

    (« Я сама» И. Муравейка)  

Ведущий: Часто по разным причинам из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка- мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?

       Проводится дискуссия « Может ли маленький ребенок быть            самостоятельным?»

Вы совершенно   правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Вот что думают об этом психологи.

   

 Психолог: Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

    Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя- это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.

    Первый из них - негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

    Затем - упрямство. Не следует пугать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому , что он этого потребовал.

    Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все. Что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

    И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.

    Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жестокого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам- замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.    

    Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.

   

 Ведущий ( читает стихотворение)

Я в своей родной квартире

Как на службе строевой.

Командир на командире…

Я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться.
По приказу - умываться,

По  приказу – одеваться,

Рано заправлять кровать.

        По команде – есть садиться,

По заданию – учиться.

По режиму – спать ложиться,

По будильнику – вставать.

Теперь вам ясно, почему

Начал огрызать я?

Конец терпенью моему.

Де-мо-би-лизация!

(« Взрослым» М. Шварц) А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?

                   

Родители делятся опытом.

Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то что они еще малы? Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.

Родителям предлагается обсудить, могут ли дети младшего дошкольного возраста выполнять перечисленные ниже действия.

  • Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
  • Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки ботинок.
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
  • Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
  • Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.

       Ведущий: Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета( носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте мы сейчас в этом немного потренируемся.

Родители делятся на команды. Представитель одной команды выполняет роль ребенка, не владеющего навыками самообслуживания ( одеванием, умыванием), представитель другой – взрослого, стремящегося научить малыша правильной последовательности действий. Затем команды  меняются ролями.

При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребенок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?

Ситуация для анализа

Научившись убирать за собой после  еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: « Никак не получается!»

Вопрос:

  • Какие действия нужно предпринять взрослым?

 На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но, выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута… и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив  мяч, убегает  с ним.

Вопрос:

  • Как должна поступить  мама в этой ситуации?

Ведущий: А теперь наши дети хотят сами продемонстрировать свою самостоятельность. Дети ( читают стихотворение).

Это Оленька известно:

Что взяла – клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку.

Прячет ботинки в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все с начала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботинки в кровать.

Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там…

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

(« Что взяла, клади на место» З. Александрова)

Распределение предметов по группам ( игрушки, посуда, одежда).

         Дети демонстрируют взрослым навыки*.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....

Сценарий родительского собрания "В игре готовимся к школе"

Это диагнстическая игра-путешествие в ходе которой родители смогут оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка....

Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)

Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...

Сценарий родительского собрания «За здоровьем в детский сад!» Собрание - диспут

Хорошее здоровье, ощущение полноты,неистощимости физических сил— важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,оптимизма, готовности преодолеть любые трудности....

Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")

Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...