Сценарий родительского собрания
материал (младшая группа) на тему
Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания на тему: «Очень многое мы можем, очень много умеем!» или «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Помещение, где проходит встреча, оформлено фотографиями детей, которые заняты различными видами деятельности, - рисуют, собираются на прогулку, помогают самым маленьким, поливают цветы, кормят животных в уголке природы и т.д. Целесообразно также подготовить и оформить литературную выставку по теме встречи, куда можно включить как литературные произведения для детей( Л. Воронкова «Маша растеряша»; В. Осеева «Лекарство»; К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая», « Топотушки»; С. Капути-кян «Кто скорее допьет»; З. Александрова «Что взяла, клади на место»; И. Мурывейка «Я сама»; народные песенки, потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла», «Темноту привела»), так и литературу для родителей о развитии у детей навыков самостоятельности. Дети встречают и провожают родителей в группу, где педагог обращает их внимание на выставку книг, предлагает памятки «Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков самостоятельности и самообслуживания». Под руководством воспитателя в это время дети сервируют стол к чаепитию. А затем предлагают родителям пойти помыть руки. Звучит магнитофонная запись:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Дети провожают родителей к столу. Все вместе пьют чай.
Ведущий: Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: « Я сам!»
Дети (читают стихотворение).
Давай будем одеваться…
Я сама! Я сама!
Пойдем, будем умываться…
Я сама! Я сама!
Ну идем, хоть причешу я…
Я сама! Я сама!
Ну давай хоть покормлю я…
Я сама! Я сама!
(« Я сама» И. Муравейка)
Ведущий: Часто по разным причинам из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка- мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
Проводится дискуссия « Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?»
Вы совершенно правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Вот что думают об этом психологи.
Психолог: Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя- это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого.
Первый из них - негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.
Затем - упрямство. Не следует пугать его с настойчивостью. Упрямый ребенок настаивает на своем просто потому , что он этого потребовал.
Кроме того, наблюдается строптивость. Ребенок начинает отрицать все. Что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.
И наконец, своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что еще мало умеет.
Также в поведении ребенка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослых. Бунтующий ребенок будто находится в состоянии жестокого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам- замахиваться на них, будто они живые, отказываться играть с ними.
Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьезное негативное влияние на развитие личности ребенка.
Ведущий ( читает стихотворение)
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире…
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться.
По приказу - умываться,
По приказу – одеваться,
Рано заправлять кровать.
По команде – есть садиться,
По заданию – учиться.
По режиму – спать ложиться,
По будильнику – вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызать я?
Конец терпенью моему.
Де-мо-би-лизация!
(« Взрослым» М. Шварц) А вы, дорогие родители, сталкивались когда-нибудь с подобными проявлениями? Какие пути выхода из трудной ситуации вы находили?
Родители делятся опытом.
Итак, дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте, несмотря на то что они еще малы? Такой ребенок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Например, трехлетние дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, есть, пользуясь ложкой и вилкой. Они очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребенок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми: подает картошку, чтобы бабушка ее почистила, приносит и убирает со стола посуду, помогает накрывать на стол.
Родителям предлагается обсудить, могут ли дети младшего дошкольного возраста выполнять перечисленные ниже действия.
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
- Одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону, надевать одежду, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки ботинок.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки; есть, хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.
- Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определенное место.
Ведущий: Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения предметов туалета( носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д. Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Давайте мы сейчас в этом немного потренируемся.
Родители делятся на команды. Представитель одной команды выполняет роль ребенка, не владеющего навыками самообслуживания ( одеванием, умыванием), представитель другой – взрослого, стремящегося научить малыша правильной последовательности действий. Затем команды меняются ролями.
При формировании навыков самостоятельности у детей мы часто сталкиваемся, что ребенок не может или не справляется с предложенным заданием. Как действовать в подобных ситуациях?
Ситуация для анализа
Научившись убирать за собой после еды, Гена принялся задвигать стул, но тот зацепился ножкой за ножку стола. Гена не приложил какого-либо старания, он отказался от небольшого, но необходимого усилия и тотчас же оставил свое намерение. Когда мама напомнила ему, что нужно задвинуть стул, мальчик плаксиво заявил: « Никак не получается!»
Вопрос:
- Какие действия нужно предпринять взрослым?
На даче мама дала Маше шесть ложек, чтобы она отнесла их в сад и разложила на одном из столов. Но, выйдя на улицу, Маша отвлеклась – к ней под ноги прикатился мячик. Минута… и ложки оставлены в траве, а маленькая помощница, схватив мяч, убегает с ним.
Вопрос:
- Как должна поступить мама в этой ситуации?
Ведущий: А теперь наши дети хотят сами продемонстрировать свою самостоятельность. Дети ( читают стихотворение).
Это Оленька известно:
Что взяла – клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботинки в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все с начала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботинки в кровать.
Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
(« Что взяла, клади на место» З. Александрова)
Распределение предметов по группам ( игрушки, посуда, одежда).
Дети демонстрируют взрослым навыки*.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания "Путешествие в страну Знаний продолжается или Только вперед!"
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей....
Сценарий родительского собрания "В игре готовимся к школе"
Это диагнстическая игра-путешествие в ходе которой родители смогут оценить уровень дошкольной зрелости своего ребёнка....
Сценарий родительского собрания "Игра - это серьезно" (ток-шоу)
Родительское собрание (ток-шоу)...
Конспект родительского собрания Тема: «Сценарий родительского собрания в средней группе Будем любознательны»
это собрание будет интересно для родителей старших групп....
Сценарий родительского собрания в старшей группе «В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)
Сценарий родительского собрания в старшей группе«В лучах родительского солнца» (отношения: взрослые – ребёнок)...
Сценарий родительского собрания «За здоровьем в детский сад!» Собрание - диспут
Хорошее здоровье, ощущение полноты,неистощимости физических сил— важнейший источник жизнерадостного мировосприятия,оптимизма, готовности преодолеть любые трудности....
Сценарий родительского собрания для родителей детей младшего дошкольного возраста "Понятие общения и его значение в развитии дошкольника" (в рамках родительского клуба "Поможем друг другу")
Первый опыт общения ребенок получает в семье. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. Общественные интересы взрослых, любовь к...