Мамин класс у логопеда
материал на тему

Решетник Оксана Валериевна

Уважаемые, родители! Очень важно знать знать как должна развиваться речь вашего ребенка в различные возрастные периоды. Данная информация поможет  определить нужна ли вашему малышу помощь специалиста и позволит вовремя обратиться за консультацией.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Вашему ребёнку 3 года. Правильно ли развивается

его речь? 

На третьем году жизни: дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (5-10 мин). У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству – изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Ребёнок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо фразы из 2-х слов он начинает использовать развёрнутые предложения.

Звукопроизношение:

Произношение трёхлетнего ребёнка отличается рядом особенностей:

1. Свистящие звуки с,з,ц могут произноситься недостаточно чётко, пропускаться: например,

собака – «абака»;

заменяться с-ф: собака – «фобака»;

з-в: замок – «вамок».

2. Шипящие звуки ш,ж,ч,щ также могут произноситься недостаточно чётко, пропускаться.

Например: шапка – «апка», жук – «ук»;

заменяться ш – с,ф: шапка – «сапка», «фапка»

ж – з,в. Например: жук – «зук», «вук».

3. Звуки л и р пропускаются.

Например: лампа – «ампа»; рука – «ука»;

заменяются звуками л’.

Например: лампа – «лямпа», рука – «люка».

Уважаемые родители! Если вы отметили у своего ребёнка те или иные особенности произношения, перечисленные выше, оснований для беспокойства нет – это варианты возрастной нормы.

Основания для беспокойства имеются в том случае, если:

  • У ребёнка имеется стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для него словам. При этом ребёнок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает, используя аморфные слова. Например, вместо «девочка» - дека, «купи» - пику, «хлеб» - пеха.

  • Из накопленных слов ребёнок не строит предложения. В его речи ещё нет глаголов. Грамматическое оформление предложений, грубо искажено. Например, вместо: «Я не хочу» - Аня хочет нет.
  • Во время речи кончик языка высовывается между зубами
  • Звуки произносятся с «хлюпаньем»
  • Звуки имеют носовой оттенок

3 года – возраст почемучек. Дети, которые редко задают вопросы, мало интересуются происходящим, плохо запоминают, также представляют повод для беспокойства. Плохая память может быть вызвана неврологическими заболеваниями, которые возникли из-за осложнённой маминой беременности или тяжёлых родов.

Если у вас возникли вопросы или появились сомнения, не откладывайте визит к логопеду.



Предварительный просмотр:

«Как развивается речь вашего ребёнка, если ему…

4 года?»

В 4 года:

  • Словарный запас ребёнка достигает 2000 слов;
  • Фразы, произнесённые ребёнком, состоят из пяти-шести слов;
  • В этом возрасте ребёнок начинает сопровождать свою речь игрой.

Звукопроизношение: в 4 года у ребёнка совершенствует способность к восприятию и произношению звуков.

Уважаемые родители!

У вас нет оснований для беспокойства, если:

1. Шипящие звуки ш, ж, щ, ч произносятся недостаточно чётко;

2. Если ваш ребёнок не произносит звуки л, р. Он может их пропускать. Например:

лампа – «ампа», рука – «ука»,

заменять звуком л’. Например:

лампа – «лямпа», рука – «люка».

У вас есть основания для беспокойства, если:

  • Малыш взаимозаменяет звуки. Одно дело, если вместо «шапка» он говорит «фапка» или как-то по-другому искажает слово, - это лишь неумение выговаривать звук «ш». И совсем другое, если он не только говорит «сапка» вместо «шапка», но и «шобака» вместо собака. Значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их. Такие ошибки сами собой не исправляются.
  • Ребёнок проглатывает слоги или, наоборот, добавляет лишние. И в 3, и даже в 4 года позволяется коверкать слова, но и в «авторской версии» слово должно состоять из правильного количества слогов. Так же «шапка» может быть «шака», но не «шап» или «шапака».
  • Дети могут опускать или добавлять согласные, но не гласные. Ведь гласные – это основа слова, ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал, что ребёнок не слышит ритма слова
  • Звуки произносятся с хлюпаньем
  • Во время речи кончик языка высовывает между зубами
  • Звуки имеют носовой оттенок.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему ребёнку необходима помощь специалиста!



Предварительный просмотр:

«Соседский мальчик уже чётко произносит «р», а наш всё ещё говорит «лыба», - замечает однажды мама и ведёт ребёнка к логопеду. Когда малышу нужна помощь этого специалиста и как формируется речь вашего ребёнка, если ему 5 лет…

«Лыба» говорить разрешается.

До 4,5 – 5 лет непроизвольное произнесение звуков нормально для ребёнка. До этого возраста ещё идёт формирование звукового строя речи, и малыш как бы пробует разные варианты звукопроизношения. А если нет? В конце концов, неумение чётко произносить «р» или «ш» - не самая большая беда в жизни. К сожалению, плохая дикция грозит обернуться трудностями при письме и чтении, а значит, и проблемами в школе.

  • К 5 годам все звуки, за исключением, может быть, звука «р» у ребёнка должны быть сформированы;
  • К этому возрасту ребёнок полностью усваивает обиходный (бытовой) словарь. Если лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.;
  • К 5 годам ребёнок должен правильно согласовывать слова в роде и числе, правильно пользоваться предлогами;
  • К концу пятого года высказывания ребёнка начинают напоминать по форме короткий рассказ.

Уважаемые родители! У Вас есть основания для беспокойства, если:

  • У ребёнка всё ещё нарушено произношение свистящих звуков с, з, ц.
  • Ребёнок искажает шипящие звуки ш, ж, ч, щ.
  • Ребёнок взимозаменяет звуки. Если он не только говорит «сапка»  вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака», значит, он не слышит, не различает звуки «с» и «ш», а потому взаимозаменяет их
  • Если у ребёнка низкий бытовой словарь;
  • Если во время речи кончик языка высовывает между зубами;
  • Звуки произносятся с хлюпаньем;
  • Если ваш ребёнок редко задаёт вопросы, плохо запоминает, мало интересуется происходящим вокруг – это тоже тревожный симптом. Речевая патология тесно связана с неврологическими проблемами, и плохая память может быть результатом осложнённой маминой беременности.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит вашему ребёнку необходима помощь специалиста!



Предварительный просмотр:

Вашему ребёнку 6 лет…

Правильно ли он говорит, и надо ли идти к логопеду?

К 6 годам звуковой строй речи должен быть полностью сформирован, и если ребёнок к этому возрасту не проговаривает те или иные звуки, вам потребуется помощь логопеда.

Уважаемые родители! У Вас нет оснований для беспокойства, если:

  • К шести годам ваш ребёнок знает всё многообразие посуды, мебели, одежды и прочих бытовых предметов
  • Ребёнок умеет согласовывать слова в падеже.

Например: дай мячик, нет мячика, играю мячиком.

  • Ребёнок правильно произносит все звуки речи, не взаимозаменяет их и различает их на слух.

У Вас есть основания для беспокойства, если:

  • У ребёнка ограничен бытовой словарь. Он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку одним словом, например: овощи, фрукты, деревья и т.д.;
  • Если ребёнок затрудняется заменить слово синонимом, к примеру: собака – пёс, пачкать – грязнить;
  • Подобрать к слову антоним, к примеру, холодный – горячий, соль – сахар.
  • Ребёнок не активен в речевом общении
  • Ребёнок неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов;
  • Ребёнок не может связно рассказать о происходящих событиях.

Если у вас возникли вопросы или появились сомнения, необходимо обратиться к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс.Советы логопеда.

Материал составлен учителями-логопедами Гоевой И.В. и Тагай Л.В.Источник: http://1259.ru/docs/Trebovanija_Trebovanija_k_ustnoi_rechi_rebenka_pos.pdf...

Мастер-класс для логопедов

В этой публикации много разлмчного материала для развития у детей мышц губ, щёк, языка, различные дыхательные упражнения....

Мастер-класс для логопедов и воспитателей логопедических групп старшего дошкольного возраста.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми....

Мастер-класс учителя-логопеда в рамках «Школы педагогического мастерства» для воспитателей по теме: «Составление предложений по теме «Одежда» с опорой на схему (старшая группа с ЗПР)»

Цели:коррекционно-образовательная:—      обучать детей составлению предложений по картинно-графической схеме;коррекционно-развивающие:расширять и активизировать словарь детей ...

Мастер-класс для логопедов «Принципы эффективного общения учителя - логопеда с родителями воспитанников»

       Эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя – логопеда. Существуют несколь...

Конспект мамин класс семинар - практикум

Школа для родителей детей раннего возраста...

Мастер-класс для логопедов на муниципальном методическом объединении учителей-логопедов "Использование нетрадиционных технологий в развитии речи детей"

Логопедам были представлены игры и упражнения с использованием кинетического песка, сопряженной гимнастики, кинезиологических и нейропсихологических упражнений, направленных на коррекцию нарушений реч...