Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

 

 

     Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем пре­дыдущее.

     Природа — не беспредельный склад, запасы ее истощимы, по­этому деятельность человека в природе должна быть разумной, ох­ранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру приви­вают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. По­ложительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки — рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.

     Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональ­ное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть оди­нокого котенка, но и не помо­жет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сло­манные. Решение таких задач, как воспитание действенного от­ношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за жи­вотными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

     Большое значение имеют про­смотры телепередач «В мире жи­вотных». Хорошо, если родители просматривают передачу, фикси­руют внимание детей на том ма­териале, который будет им ин­тересен.

Автор: Ильина С.К. Семинары для родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_knigi_rebenka.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Первые книги ребенка.

     Какая книжка в детстве у вас была самой любимой? Конечно, сказка. Может быть, не все помнят ее название, но, наверное, доброе, теплое, светлое впечатление осталось навсегда в вашей жизни. Очень важно, какой будет первая книга. Она, с одной стороны, вызовет у ребенка потребность общения с книгой, с другой — будет развивать художественный вкус, речь, словарный запас, умственные способности.

      Ребенок знакомится с литературой в раннем возрасте, когда еще не может построить развернутый и связанный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же помочь ребенку?

      Условно в детской литературе можно выделить два направления. Первое — художественно-познавательная литература. Такие книги знакомят ребенка с явлениями живой и неживой природы, произведениями искусства, социальными явлениями, историей и географией. Художественно-познавательная литература является источником информации, развивает потребность обращаться именно к книге за нужными сведениями.

     Первое прочтение литературного произведения, как правило, вызывает у ребенка только эмоциональное переживание, но постепенно он начинает анализировать содержание. Взрослый может спросить: «О ком этот рассказ? Что они делали?» Детям постарше зада ют вопросы, требующие понимания причин происходящих событий: «Почему так получилось? Как ты думаешь, что случится дальше? Почему?»

     Очень важно, чтобы книга вызывала у ребенка стремление узнать еще больше. Если вы прочитали рассказ об осени, обсудите, как и что изменяется в природе, что происходит с птицами и животными в это время года. Лучше не давать готового ответа, а помочь найти его в книге. Нужно не только поддерживать, но и подпитывать первое естественное любопытство ребенка. Ему интересно абсолютно все. Кроме того, дороги минуты особой близости со взрослыми, совместные переживания.

     Когда ребенок подрастет, можно использовать книгу как тему для беседы. Рассмотрите, например, атлас и расскажите, как и что на нем обозначено. Покажите карту звездного неба и поговорите о том, какие звезды можно увидеть над крышей вашего дома. Конечно, такие беседы потребуют от вас небольшой подготовки, но эти усилия окупятся интересом ребенка.

     Второе направление детской художественной литературы — художественные произведения, которые малыш может понять, как бы прожив их. Это происходит прежде всего в игре. Он разыгрывает историю с тремя поросятами, повизгивая от ужаса перед волком; пытается пересказать разговор волка и Красной Шапочки; выстраивает игрушечных зверей перед теремком.

     В детском саду большое внимание уделяется знакомству с народным творчеством и самому любимому занятию детей — драматизации русских народных сказок. Можно и дома создать условия для самореализации ребенка. Разные виды театров можно сделать своими руками: пальчиковый, деревянные ложки, настольный, би-ба-бо. Дети любят наряжаться. Это также способствует перевоплощению, развитию творческих способностей.

                         Непоседливые дети.

     Описание неугомонных, невнимательных, непоседливых, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе более века назад. Вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и интерактивности является объектом исследования медиков, психологов и педагогов в США, Германии и других странах. В последнее время и мы в детском саду все чаще и чаще сталкиваемся с такими детьми.

     Выяснено, что у девочек чаще проявляется форма синдрома дефицита внимания без интерактивности.

Проблемы, возникающие у детей с синдромом дефицита внимания

1. Запоздалое созревание высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения.

2. Трудности планирования и организации сложных видов деятельности.

3. Заниженная самооценка, упрямство, леность, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в общении.

4. Незрелое, безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил.

5.  Из-за непонимания окружающих у интерактивного ребенка формируется трудноисправляемая агрессивная модель защитного поведения.

     В подростковом возрасте может проявиться нарушение адаптационных механизмов, что становится причиной правонарушений, а это серьезная социальная проблема. Необходима профилактическая работа с целью выявления и корректирования развития детей с синдромом дефицита внимания и интерактивности. Проблему должны совместно решать дошкольные учреждения, школы, медики и сотрудники МВД, чтобы дети входили во взрослую жизнь полноценными гражданами, а не становились заключенными лагерей и тюрем. Но такая работа, увы, не проводится.

     Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач во взрослой жизни.          Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоседливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на работе. У них часто меняется настроение. Проявление синдрома дефицита внимания сильной степени выраженности может в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств. Своевременная медицинская и психологическая помощь позволит компенсировать этот недостаток.

     Первые диагносты — родители. Не обладая профессиональными знаниями в области медицины, внимательный, любящий ребенка родитель насторожится, замечая неадекватность его поведения.

     Придя к врачу, родители должны быть готовы ответить на вопросы.

1. Как протекали роды.

2. Охарактеризуйте темпераменты матери и отца ребенка.

3. Расскажите о своих вредных привычках.

4. Опишите обстановку дома, отношения окружающих к ребенку.

5.  Расскажите о самочувствии и поведении ребенка.

     При лечении детей с синдромом нарушения внимания и интерактивности в первую очередь важна психологическая коррекция обстановки, окружающей ребенка дома, в детском саду, школе. Важно изменить не только обстановку, но и характер родителей. Нужно понять беду, постигшую маленького человека. И только тогда реально подобрать верный тон, не сорваться на крик или не впасть в безудержное сюсюканье.

     Существуют определенные правила поведения с ребенком, но следовать им формально, без внутреннего убеждения и практического настроя нельзя. А поэтому уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, педагоги должны начинать с себя. Вырабатывайте в себе мудрость, доброту, терпение, разумную строгость.

     Правила поведения с ребенком с синдромом дефицита внимания

1. Такие дети не восприимчивы к выговорам и наказаниям. Слова «нет», «нельзя», «не трогать», «запрещаю» для них пустой звук. Но зато они очень хорошо реагируют на похвалу. От физических наказаний надо вообще отказаться.

2. С самого начала взаимоотношения с ребенком нужно строить на согласии и взаимопонимании.

3. Не следует разрешать ребенку делать все, что захочется. Постарайтесь объяснять, почему это нельзя или опасно. Если не понимает — отвлекайте, переключайте внимание, говорите спокойно, без лишних эмоций. Старайтесь по возможности сдерживать бурные эмоции, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Не манипулируйте чувствами ребенка, не унижайте его.

4. За хорошее поведение пусть ребенок получит дополнительное вознаграждение: поход в театр, покупку книги, игрушки. При крайне неудовлетворительном поведении следует наказать не сильно, но сразу же.

5. Гиперактивный ребенок не переносит большого скопления людей. Поэтому ему лучше играть с одним товарищем.

6. Таким детям полезны длительные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, особенно бег. Это позволит сбросить избыточную энергию. Надо оберегать детей от переутомления, так как оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Постоянные жалобы воспитателей на импульсивность, двигательную расторможенность, отсутствие внимание, возбудимость, неуправляемость некоторых детей нашего дошкольного учреждения подтолкнули нас к более глубокому изучению проблемы.

С изменением экономической ситуации в стране произошли определенные изменения и в системе образования:

— многообразие программ;

— система дополнительного образования в дошкольных учреждениях;

— коммерческие учреждения, оказывающие услуги населению по дополнительному образованию дошкольников;

— появились органы местного самоуправления, которые также уделяют большое внимание системе образования, организуя многоступенчатые конкурсы, смотры.

Все это замечательно, есть определенные достижения, победы, награды. Взрослые в восторге. С другой стороны, большая нагрузка угнетает ребенка физически и давит на психику. А физическое и психическое состояние детей с каждым годом вызывает все больше опасений, почти не поступают в детский сад дети с 1-й группой здоровья. В картах тревожные диагнозы.

Наше пожелание к руководству Департамента образования г. Москвы: ввести в штатное расписание каждого дошкольного учреждения должность психолога.

Все остальное зависит от нас:

— понимание проблемы;

— изучение методики коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания;

— создание благоприятной положительной среды, как в группе, так и во всем детском саду, щадящий режим;

— использование педагогических мер воздействия с учетом состояния психики и форм поведения детей;

— медицинский контроль с соответствующими рекомендациями;

— постоянная глубокая работа с родителями.

                            Ильина С.К. Семинары для родителей.

Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

     Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

     Природа — не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки — рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.

     Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

     Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Хорошо, если родители просматривают передачу, фиксируют внимание детей на том материале, который будет им интересен.

Автор: Ильина С.К. Семинары для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН для родителей подготовительной группы "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

       В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл; если обходился грубо – настораживались...

Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Консультация для родителей.Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами пов...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ран...

консультация для родителей "Природа в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Как    развивать  нравственные качества и чувства у дошкольников. Как воспитывать заботливое отношение к природе в дошкольном воз-те ....

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Когда у Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц он вспомнил детство, зоологический музей. Куда его водил отец и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали ...

Статья. "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Значение природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста....