Статья. "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру на тему

Крашеницина Ольга Валерьевна

Значение природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_priroda_i_nravstvennoe_vospitanie.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Автор: Крашеницина О.В.

воспитатель ГБДОУ № 85

Приморского района Санкт-Петербурга

           Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

           Природа, не беспредельный склад, запасы её истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

            Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие  природы.

           Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво:  положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котёнка и пр.).

           Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы являет естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведён в книге Б. Рябина «О любви к живому». «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд наивное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - вот тут-то, как говорится, корень и причина зла».

           Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно – эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.

           Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к  объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

           У дошкольников часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собачкой играть», «Я свою  кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включить ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшочках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собачку», «Смени воду кошке»…

           Большое значение имеют просмотры телепередач о животных. Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который буден интересен ребёнку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребёнком смотрит её.

           Во время прогулок интересно показать детям растения, занесённые в красную книгу, познакомить ребят с лекарственными растениями, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и т.д. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространённым.

           Таким образом, каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной форме («не рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, оберегать, заботиться).

           Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.

                       Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического, способствует формированию действительной любви к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Академия воспитания внуков" - средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Третий областной образовательный Форум: открытость, качество, развитие. Киров, 2009г.

Проект посвящен вопросам обновления воспитательной работы через взаимодействие с ветеранми ЗАО "Омутнинский металлургический завод"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру....

Программа нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Воспитание сказкой»

Занятия программы предполагают использование народных и авторских, русских и зарубежных сказок, малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин, познавательных рассказов из ...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...