Содержание работы по музыкальному воспитанию коррекционной направленности детей 4-7 лет
консультация на тему

Исаева Альбина Наилевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей21.32 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4-5 ЛЕТ

Дети среднего возраста, поступающие в дошкольное учреждение, имеют тяжелое нарушение речи. У них нарушены: коммуникативная функция речи; слуховое внимание, звуковысотный и фонематический слух; слабо развит артикуляционный аппарат, нечеткая дикция; большинство не владеют правильным речевым и певческим дыханием, а также нарушена координация движений и ориентация в пространстве.

На основании вышесказанного, содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения. Воспринимая музыкальное произведение в целом, ребенок постепенно начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты и подбирать с помощью педагога одно-два определения для описания характера и выразительных особенностей произведения, обогащая словарный запас.

Голосовой аппарат не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку дети в связи со своим речевым диагнозом обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей, то есть проходил в игровой и импровизационной форме.

 Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных коммуникативных танцев-игр, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, а также обрести навыки невербальной коммуникации. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных и немузыкальных звуков и их отношений, различают красоту, тембр звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является интеграция на музыкальных занятиях  поисковой, экспериментальной, познавательной, речевой деятельности, предложенной детям в легкой игровой и импровизационной форме. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

- организованная совместная деятельность (комплексные, доминантные, тематические занятия);

- организованная индивидуальная и подгрупповая деятельность, несущая коррекционную               направленность;

 - досуговая деятельность.

 Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятий по 20 минут = 2,25 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 мероприятий). Тематические и календарные праздники и утренники (3 мероприятия)

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных особенностей произведения. Формирование координации основных движений, умения передавать в движении игровые образы. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

   СОДЕРЖАНИЕ   РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ   КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Дети старшего возраста, поступающие в дошкольное учреждение, имеют тяжелое нарушение речи. В связи с этим у них нарушены: коммуникативная функция, низкий познавательный интерес и произвольность. Не сформирована координация элементарных движений, ориентация в пространстве на уровне соответствующем этому возрасту. В связи с этим,

Основная цель, стоящая перед педагогом, помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее. На основании вышесказанного, содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами, характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить  и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и создать условия для его устойчивого характера к музыкальной деятельности.

Дети данной возрастной группы, уже могут чисто интонировать мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать исполнение других, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки. Особого внимания в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико-мелодической стороны исполнения. Песенное акапельное творчество, представленное в виде игры, позволяет детям данного возраста развивать свои вокальные навыки, мимику, помогают активизировать слуховое внимание и развить умение сравнивать свое, чужое пение с предложенными графическими моделями.

Все игры для детей с тяжелыми нарушениями речи несут коммуникативную направленность и способствуют формированию вербальных и невербальных навыков.       Коммуникативные танцы-игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения к ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания. В процессе разучивания  дети учатся координировать свои движения и движения с партнером, следить за осанкой, взаимосвязью своих движений с музыкой и передачей движениями характера музыки, соблюдая правила. Все это способствует развитию произвольности и преодолению своего эгоцентризма.

Все основные разделы области «Музыка» невозможно представить без исполнительства на детских музыкальных инструментах, которое в каждом разделе решает свои коррекционные задачи. Это и обязательное развитие ощущения ребенком метрической пульсации, развитие тембрового, звуковысотного слуха, а также активизация поисковой, экспериментальной деятельности с созданием новых инструментов и поиску способов и приемов игры на них. Создание инструментальных импровизаций позволяет повысить интерес к деятельности, а также побуждает детей к творчеству, развивает связную речь в процессе оценки выступления других.

Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является интеграция на музыкальных занятиях  поисковой, экспериментальной, познавательной, речевой деятельности, предложенной детям в легкой игровой и импровизационной форме. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

- организованная совместная деятельность (комплексные, доминантные, тематические занятия);

- организованная индивидуальная и подгрупповая деятельность, несущая коррекционную               направленность;

 - досуговая деятельность.

 Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 68 занятия в год + развлечения и праздники. 68 занятий по 25 минут = 28,4 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 мероприятий). Тематические и календарные праздники и утренники (8 мероприятия)

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений. Формирование координации музыки-слова-движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры. передача в инструментальных, двигательных и песенных импровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ   КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6-7 ЛЕТ.

        В этом возрасте у детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество; желание высказаться об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству.

Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания. Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, он испытывает потребность воплотить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче его художественный опыт, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее творчество.

Синтез различных видов искусств и интеграция художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусств и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами. Осознание своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает, в конечном счете, развитие музыкального вкуса и сознания.

Дети данной возрастной группы, как правило, уже второй год проходят программу оздоровления в нашем детском саду. Поэтому задачи коммуникативной, гендерной направленности, а также максимальная помощь ребенку в освоении навыков вербальной, невербальной коммуникации, исполнения определенных ритуалов поведения, помогающих успешной социализации впоследствии, продолжают проходить красной нитью через всю музыкальную деятельность ребенка.

Большое внимание уделяется речевой активности ребенка, его связным высказываниям по отношению к музыке; развитию словаря (по возможности) по лексическим темам учителя-логопеда и словаря эстетических эмоций; координации движений мелкой и крупной моторики с пением акапельно и под музыкальное сопровождение.

Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является интеграция на музыкальных занятиях  поисковой, экспериментальной, познавательной, речевой деятельности, предложенной детям в легкой игровой и импровизационной форме. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

- организованная совместная деятельность (комплексные, доминантные, тематические занятия);

- организованная индивидуальная и подгрупповая деятельность, несущая коррекционную               направленность;

 - досуговая деятельность.

 Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 68 занятия в год + развлечения и праздники. 68 занятий по 30 минут = 34 часа. Раз в месяц проводится развлечение (9 мероприятий). Тематические и календарные праздники и утренники (8 мероприятия)

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, основ музыкального вкуса и сознания; правильного певческого дыхания и желания выразить себя творчески через певческие (акапельные), инструментальные и двигательные импровизации. Ориентация ребенка в пространстве и координации движений крупной, мелкой моторики с музыкой и пением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План коррекционной работы с детьми группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет по восприятию живописи

                План коррекционной работы с детьми группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет  по восприятию живописи....

Обновление содержания работы по музыкальному воспитанию детей в ДОУ

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во...

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы  в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи....

Система работы по музыкальному воспитанию на основе поликультурного содержания

Перспективные планы по знакомству с народными играми, народной песней, игре на народных инструментах...

Основные направления и содержание работы по подготовке к обучению грамот детей старшего дошкольного возраста

 Чтобы сделать обучение к грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в дошкольном возрасте. Подготовка к обучению грамоте  детей дошкольного возраста является...