Логопедический словарик. Речевые нарушения.
консультация по теме

Калашникова Светлана Сергеевна

Даны определения речевых нарушений по клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации. Краткие определения позволят родителям "расшифровать" речевые заключения. Информация расчитана для предоставления в папке-передвижке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический словарик для родителей.

Речевые нарушения

Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов.

Существуют различные варианты речевых нарушений.

        Аграмматизм – нарушение понимания (импрессивная сторона речи) и употребления (экспрессивная сторона речи) грамматических средств языка.

Аграфия – полная неспособность к усвоению письма.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

Алексия – полная неспособность к усвоению чтения.

          Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга (в результате черепно-мозговых травм, нарушений мозгового кровообращения, нейроинфекций и других заболеваний, сопровождающихся поражением ЦНС).

Брадилалия - патологически замедленный темп речи, проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы

Дисграфия – специфическое нарушение письма.

Дислалия – нарушение формирования звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие, дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем.

Дислексия – специфическое нарушение чтения.

Дизартрия  – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, говорят о стертой дизартрии.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Общее недоразвитие речи может быть I, II, и III уровня. ОНР различного уровня может быть осложнено дизартрией, ринолалией, алалией и т.п.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи, проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

          Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

          Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

          Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.