ПОЗИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ АГРЕССИИ
консультация на тему

Исмаилова Дамира Жололиддиновна

ДАННЫЕ РЕКОМЕНДЦИИ ПОМОГУТ НАЛАДИТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДЕТЬМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИХ  АГРЕССИЮ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozitivnye_strategii_primenyaemye_pri_agressi.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ АГРЕССИ

1. Полное игнорирование реакций ребенка

 – весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

2. Выражение понимания чувств ребенка;

3.Перключение внимания, предложение какого – либо задания

4.  Позитивное обозначение поведения

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.

 Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

 1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Для этого:

 - Слушайте своего ребенка;

 - проводите вместе с ним как можно больше времени;

 - делитесь с ним свои опытом;

 - рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

 - если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое "безраздельное" внимание каждому из них в отдельности.

 2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Для этого: - Отложите совместные дела с ребенком;

 - старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения

 3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Для этого: - Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: "Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате"

 4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить. Для этого:

 - Примите теплую ванну, душ;

 - выпейте чаю;

 - послушайте любимую музыку

 5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Для этого:

 - Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;

 - не позволяйте выводить себя из равновесия; научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

 6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее, поэтому:

 - изучайте силы и возможности своего ребенка;

 - если вам предстоит сделать первый визит ( в школу, в новое для ребенка учреждение), отрепетируйте все заранее.

 Далее приведены конкретные практические рекомендации родителям и педагогам, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников.

 1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

 В тех случаях, когда агрессия детей и подростков неопасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

 - полное игнорирование реакций ребенка/подростка (весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения);

 - выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно, но...»);

 - переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня»);

 - позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

 Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок/подросток проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

 2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

 Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

 Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков, иначе у ребенка возникнет чувство обиды и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали» лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому. Очень важно также указать на возможные конструктивные способы поведения в конфликтной ситуации.

 Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

 - констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

 - констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

 - раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

 - обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной

 - говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);

 - апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

 Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

 3. Контроль над собственными негативными эмоциями. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших чувств.

 Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

 4. Снижение напряжения ситуации.

 Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

 Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

 - повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

 - демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);

 - крик, негодование;

 - агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

 - сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

 - негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

 - использование физической силы;

 - втягивание в конфликт посторонних людей;

 - непреклонное настаивание на своей правоте;

 - нотации, проповеди, «чтение морали»;

 - наказание или угрозы наказания;

 - обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;

 - сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

 - команды, жесткие требования, давление;

 - оправдания, подкуп, награды.

 Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

 5. Обсуждение проступка.

 Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего для самого маленького агрессора.

 6. Сохранение положительной репутации ребенка. Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

 Для сохранения положительной репутации целесообразно:

 - публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;

 - не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;

 - предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.

 Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

 7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

 Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

 - нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;

 - пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;

 - внушение спокойствия невербальными средствами;

 - прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

 - использование юмора;

 - признание чувств ребенка.

 Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения.

Игры за партами(игры так же можно применять в домашних условиях)

«Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д.» после игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое приведение» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее.  Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

Детская агрессия Что такое агрессия?

Как агрессивность проявляется у детей?-             Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены ...

"Переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии её педагогического сопровождения"

Освоение педагогами ДОО принципа ФГОС ДО: «Игра- ведущая деятельность дошкольников». Как направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии е...

Социально-психологический тренинг для педагогов "Думай позитивно - живи позитивно!"

В наше непростое, стремительно изменяющееся время человеку требуется большая внутренняя сила. Ему необходимо найти свое место в новых социально-экономических условиях, определить смысл своей, уникальн...

Детская агрессия - стратегия приручения! Советы психолога

Чтобы начать управлять процессом, нужно его понять. Агрессия - это действие, направленное на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животным. Агрессивное поведение формируется в процес...

Стратегия формирования позитивных привычек у детей

Выступление  как участника дискуссионной площадки...

«Стратегия воспитания личностного развития дошкольников для создания условий их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества»

Современные стратегии и подходы к воспитанию детей раннего дошкольного возраста, предъявляемые в дошкольном образовательном учреждении, меняют систему управления воспитания, определяют необходимость в...