По программе дополнительного образования.Консультация для родителей "Учимся читать"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ишина Татьяна Ивановна

Предлагаемая методика отличается от известного всем слогового чтения и чтения по карточкам целыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

По программе дополнительного образования.

Консультация для родителей «Учимся читать».

Подготовила и провела воспитатель Ишина Татьяна Ивановна.

Подготовительная к школе группа.

Эта консультация посвящена обучению вашего ребенка чтению. Но ни алфавита, который вы так привыкли ассоциировать с первыми шагами на пути к чтению, ни слогов, из которых состоят слова, ни даже отдельных слов вы здесь не увидите. Предлагаемая методика отличается от известного всем слогового чтения и чтения по карточкам целыми словами.

Нужно научить не столько ребенка читать, сколько научить любить читать, при этом чтение должно быть быстрым и в то же время глубоко осмысленным. Процесс чтения должен протекать одновременно с эмоциональным и логическим осмыслением прочитанного.

При использовании этой методики иной является и мотивация ребенка. Он учится читать не для того, чтобы порадовать маму, а для получения удовольствия от своего чтения. Вы не должны озвучивать ребенку конкретную цель – учиться читать, а постепенно заманивать, вовлекать его в процесс чтения. И вполне естественно, что ребенку захочется узнать, что произошло с героями сказки или рассказа.

Ваш ребенок может сделать очень многое за похвалу. Но удовольствия от прочитанного слога он получить в принципе не может, так как слог не несет в себе никакой информации. Чтение –это огромное удовольствие, которое может быть наградой за что-либо.

Открываем книжку, словно коробку с конфетами. В шестилетнем возрасте словарный запас ребенка стремительно расширяется, и слушая вас, он будет постоянно встречать новые слова и выражения.

Как добиться того, чтобы он не потерял к этому интерес? Для этого воркуйте голубкой или голубем, заливайтесь жаворонком или соловушкой. И упаси вас Бог от назидательной интонации, этой самой распространенной ошибки! Если вы хотите вложить какую-то информацию в голову ребенка, делайте это мягко. То, каким образом мы вовлекаем ребенка в процесс чтения – это уже дело техники. Сегодня  я познакомлю вас с приемом, который называется колорифмика – это рифма в цветах.

В первую очередь ребенок схватывает рифмические  окончания строки, и наша задача – пойти ему на встречу. Для этого мы выделяем  окончания попарно, раскрашивая их в один цвет. Главное, чтобы цвета не повторялись внутри одного разворота. Ребенок сам в рабочей тетради будет выискивать созвучные слоги, раскрашивая их в одинаковый цвет. В этот момент в его голове будут формироваться все правила правописания, до того как они будут сформулированы кем-то извне. При этом мы даем ему возможность самому формулировать правила, делать шаг за шагом интересные открытия, анализировать, систематизировать и применять их при чтении и письме.

Также отметим, что рифмическое  окончание строки не имеет ничего общего с окончанием слова. Это может быть суффикс, корень, целое слово и даже несколько слов: запрягал он, летал он. Встретившись дважды, а  то и трижды, одинаковые окончания соединяются вместе, подобно двум капелькам в воздухе, и, становясь тяжелее, падают, как дождик на землю в память ребенка.

Гласные Я и А, Ю и У закрашиваются одинаково, потому что они звучат одинаково, а вот предшествующие им  одинаковые согласные выпадают из окрашенного окончания, так как звучат совсем по-разному: четыре – трактире (здесь буква «т» звучит мягко).

Многие согласные и безударные гласные воспринимаются на слух одинаково, поэтому попадают под один цвет:

Тотчас, глаз (С и З); вокруг, петух (Г и Х); в лесу, лису (Е и И); кашку,бражку (Ш и Ж).

А другие, наоборот, хотя и плохо различимы на слух, остаются неокрашенными с целью привлечь внимание ребенка:

С кошкой, в лукошке.

По этой же причине выпадают из окрашивания отдельные буквы:

Ладушки, бабушки.

Я постаралась представить самые разнообразные буквосочетания, образующие слоги и рифмы, но главным критерием отбора стихов для обучения вашего ребенка все-таки остаются их качество и смысл. Декламация стиха должна быть очень похожа по звучанию на обычную речь, то есть быть такой же живой, легкой, естественной. А чтение – похожим на декламацию стиха наизусть.

Начинать надо с колыбельных – именно с ними маме или папе легче найти в палитре красок голоса нежные нотки, не скатившись к назидательной интонации. В раннем детстве вы уже напевали ребенку колыбельные и строчки уже частично улеглись у него в голове. Усевшись вместе, прочтите уже знакомые ему строки, разглядывая картинки и обсуждая их. В следующий раз, когда снова откроете знакомую книжку, читайте, водя пальцем по строке и останавливаясь на выделенных окончаниях. А потом позвольте ребенку самому водить пальцем по строчкам: вот вы и вовлекли ребенка в эту игру – чтение понарошку. И не в коем случае не замедляйте темп и не меняйте характер и интонацию своего чтения. В ДОБРЫЙ ПУТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Читаю, играя"

Данная программа по обучению чтению предназначена для работы с детьми 4-х, 5-ти лет.Особенностью программы является поэтапное обучение детей чтению по ступенькам лесенки – читайки. Эта методика проста...

Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи «Читай-ка». Автор:воспитатель Русакова А.Н.

       Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, поэтому на первый план выходят  задачи: - научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное п...

Дополнительная общеразвивающая Программа По подготовке к обучению чтению «Читай-ка»

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению чтения в начальной школе. В основу программы положены методическое пособие«Занимательное обучение чтению» Ковригино...

Программа дополнительного образования дошкольников (кружок « Читай-ка»)

Технология организации дополнительных услугдля детей дошкольного возрастав рамках реализации базисной программы «Истоки»...

Программа по дополнительно организованной деятельности "Я учусь читать"

Программа разработаны для кружковой работы в подготовительной к школе группе....

Образовательная программа дополнительного образования по речевому развитию «Учимся читать» (методическое пособие)

Программа содержит авторскую методику занятий с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет. В данной программе представлены планирование и содержание работы по освоению навыков чтения с детьми 5-7 л...

Рабочая программа дополнительного образования по обучению чтению дошкольников "Учимся читать"

Программа основана на методике известного московского логопеда, кандидата педагогических наук Надежды Сергеевны Жуковой. Обучение планируется вести по «Букварю» Н.С.Жуковой, который являет...