Как предупредить появление нарушений звукопроизношения у дошкольника.
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Как предупредить появление нарушений звукопроизношения у дошкольника.
В норме у ребенка к 4-5 годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В этом возрасте ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин для этого может быть очень много. Одна из них – особенности строения артикуляционного аппарата.
У ребенка может быть укорочена уздечка языка (подъязычная связка). При этом дефекте оказываются затрудненными движения языка, так как слишком короткая уздечка не дает ему возможности высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык или слишком большой, едва умещающийся во рту и от этого неповоротливый, или слишком маленький и узкий, что также затрудняет правильную артикуляцию. Очень часто аномалии прикуса сопровождаются нарушением звукопроизношения. Нарушение произношения может быть следствием недостаточной подвижности органов артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти.
Она может быть вызвана и неумением ребенка удерживать язык в нужном положении или быстро переходить от одного движения к другому.
Кроме того, неблагоприятное течение беременности, родов, действие разнообразных неблагоприятных факторов в раннем возрасте, в последствии также может отразиться на речи детей.
Следует помнить, что дети с нарушениями слуха, зрения и интеллекта, как правило, имеют те или иные нарушения речи.
Одной из распространенных причин нарушения звукопроизношения является неправильное воспитание речи ребенка в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребенка, умиляясь его забавному лепету, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.
Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая, а иногда с диалектными особенностями речь.
Плохо сказывается на речи детей и двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребенок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.
Часто причиной нарушения различных сторон речи, в том числе и фонетической, у детей является так называемая педагогическая запущенность, когда взрослые совершенно не обращают внимание на звукопроизношение ребенка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец четкого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребенка не подвергается необходимому планомерному воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.
Дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны и недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается.
В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются в замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения.
Зная причины возникновения речевых нарушений, владея сведениями о нормальном речевом развитии можно сделать вывод, что профилактическая работа по предупреждению нарушений звукопроизношения должна начинаться как можно раньше. Чтобы помочь ребенку необходимо развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое внимание и память.
Для развития артикуляционного аппарата существуют специальные упражнения, которые тренируют мышцы щек, губ, языка и др. Упражнения подробно описаны в литературе, многие из них широко известны (при необходимости можно обратиться к логопеду). Упражнения обязательно подготовят речевой аппарат детей к произнесению более сложных по артикуляции звуков.
Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.
Что касается мелкой моторики, то она развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц), занятий лепкой и рисованием, также можно найти целые сборники пальчиковых игр, специальные пособия (шнуровки) и многое другое.
Выполнение разнообразных дыхательных упражнений поможет предупредить не только возникновение нарушения произнесения отдельных звуков, но и избавит детей от частых простудных заболеваний. К самым простым заданиям можно отнести дутье на снежинки, листочки, а к более сложным - упражнения А.Н. Стрельниковой. Важно, чтобы данные упражнения проводились в хорошо проветренном помещении в течении 3-5 минут.
У детей необходимо развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с — песенка водички, ж — жужжание жука, пчелы, р— работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т.п.). Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Ра, pa, ра — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.). Важно, чтобы в чистоговорки включались только правильно произносимые звуки.
Не следует забывать об играх по развитию слухового внимания на материале неречевых звуков и звукоподражаний (игры типа «Солнышко и дождик», «На чем играю?» , «Кто позвал?»).
Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.
Список рекомендуемой литературы
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М., 1988. – 80с.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб, 2003.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1973. – 160с.
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М., 2003.
Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях» вошла в сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Логопедия XXI века. Традиции и новации»
Особенности коррекции нарушений произношения у дошкольников при минимальных дизартрических расстройствах...
Консультация для родителей "Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет"
В материале кратко освещаются причины речевых нарушений у детей, а также даются рекомендации родителям по предупреждению этих нарушений...
Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...
Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет.
Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет....
Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях
Особенности коррекции речевых нарушений у дошкольников при минимальных дизартрических нарушениях...
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Использование здоровьесберегающих технологии в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ПОРТФОЛИО В КОРРЕКЦИИ ТЯЖЁЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями и тяжёлыми нарушениями речи у детей требует новых подходов и технологий.Информационно-коммуникативные технологии позволили нам вызвать интерес у детей, ...