Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи.
презентация к уроку ( группа) на тему

Кравцова Ирина Сергеевна
Многофункциональное пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №56»

Октябрьского района г. Саратова

Игры с прищепками в развитии детей с общим недоразвитием речи.
Многофункциональное пособие для коррекции речевых нарушений и развития мелкой моторики рук «Волшебные прищепки»

Подготовила: учитель-логопед

I квалификационной категории

Кравцова И.С.

Саратов 2016г.

     С давних времен известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук – ручной и речевой моторики.  Специалисты считают, что игры с участием рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

     При работе с дошкольниками, очевидными становятся трудности, которые  испытывают дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать,… Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий. Работа с дошкольниками, имеющими различные проблемы в речевом и общем развитии показала, что необходимо совершенствование их двигательных и познавательных способностей.

     Дошкольные педагоги, развивая моторику пальцев рук, широко используют различные приемы и методики. В частности проводят игры с прищепками.
    Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они   развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют  речевую  активность  детей.

     Воспитанники проявляют особый интерес к играм с разноцветными                 прищепками. Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и  понятную ему. Прищепки лежат в разноцветных коробочках и контейнерах в удобном месте для детей, привлекают их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью.

     Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность                 ребенка. Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное. Игры с разноцветными прищепками доставляют радость и веселье всем.

     Как показывает опыт работы, времени на изготовление игр и пособий катастрофически не хватает. И каждый из нас находится в постоянном поиске: что бы такое придумать, чтобы детям было интересно и нам – логопедам, педагогам помогало в игровой форме решать множество задач  образовательного и развивающего характера.

     Сама по себе идея использования прищепок для развития мелкой  моторики рук не является новой, но я предлагаю вашему вниманию многофункциональное пособие «Волшебные прищепки», которое будет способствовать не только развитию мелкой моторики рук, но и  решению следующих целей и задач для коррекции и развития речи:

  • Развитие и обогащение лексико-грамматических средств речи:

- согласование существительных с числительными ( одна иголка, две иголки ….. , одна капля, две капли…….., один луч, два луча ……. и т.д.); ,

- образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов      ( белка-белочка, иголка-иголочка, солнце-солнышко, луч-лучик, туча-тучка,  лук-лучок, хвост-хвостик, стрелка–стрелочка,  дождь-дождик, капля-капелька … и т.д.);

- обогащение активного словаря

словами-действиями:  белка – бегает, скачет, собирает …., ёжик – идёт, стелет, шуршит ……, туча – плывёт, висит, бежит, ползёт ……, лук зеленеет, растёт……. ;

словами-признаками: морковь - сладкая, длинная, большая….., лук - осенний, острый, горький, крупный, мелкий…., белка - шустрая, рыжая, трудолюбивая….., ёжик - колючий, маленький, серый….. .

- использование простых предлогов (на хвост, над землёй, под землёй, по земле, по дереву, по веткам, в норе, по небу ……);

- составление предложений по показу действий и творческих рассказов, сказок по представлению;

- закрепление  знаний по лексическим темам: «Овощи», «Дикие животные» и другие.

  • Развитие фонематического восприятия:

- автоматизировать поставленный звук в словах, фразах;

- закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;

- закреплять умение выделять нужный звук в слове; количество звуков в слове;

- местоположение звука в слове;

  • Развитие пространственного гнозиса и праксиса;

- разместить прищепки с одинаковым промежутком, там, где это нужно («шерсть» - на хвосте белочки, «колючки» - на спинке ёжика, лучики на солнышке и т.д);

- разместить прищепки, используя несколько уровней по высоте и длине;

  • Развитие математических способностей:

- закрепление навыков счёта,

- употребление  порядковых числительных,

- закрепление геометрических форм;

  • Развитие зрительного восприятия:

-развивать навыки целостного восприятия;

- различения и соответствия цветов и оттенков; 

  • Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики пальцев рук;
  • Развитие памяти: повторить или выучить с детьми стихи, загадки, чистоговорки о том предмете, с которым работает ребёнок.

Это пособие  легко изготовить в короткий срок, не требует дополнительных затрат, можно усложнять, и самое главное - можно дополнять новыми персонажами! Необходимое оборудование: картинки, «посаженные» на картон, цветные прищепки.

Формы работы с пособием: индивидуальная и подгрупповая.

Список используемой литературы:

  • Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н «Развиваем руку ребенка».Москва 2004г.
  • Безруких М.М. «Леворукий ребенок» Москва 2002г.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Москва 1990г.
  • Кольцова М.М. «Ребенок учится говорить» Москва 2002г.
  • Мальцева И. «Упражнения для пальчиков» Москва 2001г.
  • Макарьев И. «Если ваш ребенок левша» С-Петербург 1995г.
  • Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» С-Петербург 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Структура неосознаваемых взаимоотношений ребенка в семье, их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....

Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...

Подвижные игры с речевым сопровождением для детей с общим недоразвитием речи.

Дети с тяжелыми нарушения речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них ос...

Особенности речевого развития детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р.

Уважаемые, коллеги! В статье  дана характеристка детей с Общим недоразвитием речи III уровня р.р....

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...