Адаптация ребенка к условиям детского сада
статья (младшая группа) по теме

Логиновская Лада Васильевна

Данная статья может быть использована в качестве беседы на родительском собрании. В ней рассказывается о типах и проявлениях адаптации, о страхе разлуки с мамой; даются советы родителям, как подготовить ребенка к посещению детского сада. К статье прилагаются памятка для родителей "Как помочь ребенку овладеть искусством расставания" и анкета - прогноз "Готов ли Ваш ребенок к посещению детского сада?".

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период, т. е. приспособление. Приспосабливаться надо к

- изменению режима сна, питания, прогулок;

- изменению привычной жизни ребёнка – к новому помещению, незнакомым детям и взрослым, отсутствию родителей, невозможности в полной мере делать то, что хочется.

Чтобы приспособиться к изменившимся условиям, каждому малышу нужно время: от нескольких дней до нескольких месяцев.

На первые недели адаптации приходятся самые бурные реакции, которые проявляются в капризности, непослушности, плаксивости, нарушениях сна (ребёнок может плакать и вскрикивать во сне), быстрой утомляемости, усиливается привязанность к матери. Могут возникать респираторные заболевания. Если ребёнок заболевает во время привыкания к детскому саду, то после выхода с больничного адаптацию, скорей всего, придётся начинать практически заново.

Легкой считается адаптация, если поведение ребёнка изменилось, но нормализуется в течение месяца, аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, а сон налаживается за 1-2 недели, острых заболеваний не возникает.

В случае средней степени адаптации в течение целого месяца настроение малыша может быть неустойчивым, сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней.

 При тяжелой адаптации грубо нарушается сон, аппетит и настроение ребёнка, его могут мучить кошмары. Ребёнок может "уйти в болезнь", отстаивая свою потребность быть дома с мамой. Если на фоне стресса малыш начинает длительно и тяжело болеть, обязательно надо проконсультироваться с детским психологом, психиатром или неврологом.

Процесс привыкания длится тем дольше, чем более ребёнок чувствителен к переменам в повседневной жизни и труднее привыкает к новому, чем более возбудима его нервная система, чем более он зависим от мамы.

Страх разлуки с мамой - яркая эмоциональная реакция. Она возникает у ребенка в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребенка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально-чувственном уровне. На третьем году жизни все еще сохраняется повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность и впечатлительность. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и никакие увещевания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка.

Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Обычно родителям в этот период свойственны смешанные чувства вины, тревоги, иногда даже злости и собственного страха. Многие мамы переживают по поводу громкого плача детей во время адаптации, но ребёнок должен «страдать по маме», это естественно. Хуже, если ребёнок замыкается и всё переживает глубоко внутри, находится в депрессивном состоянии.

Мамы и сами могут создавать обстановку тревожности: болезненно расставаясь с малышом, они тем самым передают ему свое волнение. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкретной ситуации.

Чтобы не провоцировать страхи, родителям нужно сохранять спокойствие и доброжелательность во взаимоотношениях с малышом, быть позитивно настроенными к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.

За несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней. Это будет своеобразный "тренинг расставания с мамой" перед детским садом.

В раздевалке старайтесь долго не прощаться, потому что тем самым вы показываете малышу собственную неуверенность и нежелание отпускать его. Помните поговорку: «Долгие проводы – лишние слёзы». Научитесь мягко, но коротко расставаться с ребенком. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте малыша резко от себя, переключите его внимание на что-нибудь интересное в группе.

Не уходите «втихую», иначе ребёнок воспримет это как предательство и не будет вам доверять. Лучше придумайте ритуал прощания (например, поцеловать, погладить по голове, спинке, потереться носиками и т. п.).

Что делать, чтобы у ребенка не возник страх перед детским садом:

  • Задолго до прихода ребенка в детский сад начинайте готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходите в гости и на детские праздники в парки и учреждения, чаще бывайте на детских игровых площадках.
  • Помогайте ребенку налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?», «Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!». Если ребенок плохо говорит, говорите за него.
  • Соблюдайте режим: еще за месяц - два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике. То есть 7.00-7.30 — подъем, 8.30-9.00 завтрак, 10.30-11.30 — прогулка, 12.00 — обед, 12.30-15.00 — подготовка ко сну, дневной сон, 15.30 — полдник. Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса-час в выходные и праздничные дни.
  • Важно, чтобы к моменту прихода в детский сад у вашего малыша были сформированы элементарные навыки самообслуживания. Он должен уметь есть ложкой и пить из чашки, мыть руки, пользоваться платком, быть приучен к горшку и уметь на него попроситься. Если ваш ребёнок приучен к горшку, но после поступления в детский сад начал писаться в штаны, не расстраивайтесь, так как ребёнок таким образом может реагировать на стрессовую ситуацию, и постепенно всё войдёт в норму. Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застежек.
  • До первого дня прихода в группу побывайте с ребенком на площадке детского сада, побудьте некоторое время с детьми и воспитателем, при этом комментируйте все, что видите и слышите; чаще посещайте площадку для прогулок в вечернее время, чтобы ребенок мог наблюдать, как родители спешат за детьми, забирают их домой, как некоторые дети не торопятся уходить, потому что им интересно играть.
  • Приучение к детскому саду должно проходить постепенно. Нельзя сразу оставлять ребёнка на целый день. В первый день приходите на час, а затем в зависимости от состояния и поведения ребёнка время постепенно увеличивается (до прогулки, до обеда). Здесь нужно прислушиваться к рекомендациям воспитателя, которые наблюдают вашего ребёнка во время его пребывания в группе. И, если, например, вы хотите оставить ребёнка на «тихий час», а воспитатель говорит, что вам ещё рано оставаться на сон, то есть смысл ради психического здоровья и благополучия ребёнка прислушаться к нему. В течение двух недель после того, как начали оставлять ребенка в детском саду, не приходите поздно и не оставляйте ребенка на полный день - это для него тяжело.
  • Для детей важна предсказуемость. Собираясь с утра в детский сад, проговаривайте ребёнку, что он будет делать в течение дня. Например: «Мы сейчас умоемся, позавтракаем и пойдём в детский сад. Там ты поиграешь, погуляешь, пообедаешь, поспишь, а потом я за тобой приду».
  • Забирая ребёнка из сада, старайтесь не опаздывать. Дети чётко отслеживают все режимные моменты, и, если мама не пришла после обеда, как обещала, то это может вызвать слёзы и даже истерику. В случае опоздания объясните ребёнку, что вы помнили о нём и очень спешили. Пообещайте, что постараетесь больше не опаздывать, но, если такое снова повторится, он не должен бояться, вы обязательно за ним придёте.
  • В период адаптации нужно исключить любые нововведения (например, отучать от соски, делать ремонт в квартире), нельзя требовать от медлительного ребенка быстроты или от активного – спокойствия и излишней дисциплины. Сохранять дома спокойную обстановку.
  • Нельзя водить в сад больного малыша.
  • Нельзя наказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением "плохого" характера ребенка.
  • Можно дать ребенку в детский сад его любимую игрушку.
  • Если ребенок в течение трех недель очень тяжело расстается с мамой, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый (чаще папа, иногда тети или дяди, старшие братья или сестры).

В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Побалуйте его чем-нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны. Поэтому на время откажитесь от походов в театр, кино, цирк и даже в гости. Телевизор также может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач до 10-15 минут за вечер.

Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.



Предварительный просмотр:

Почему может возникнуть страх разлуки?

Потому что дети:

  • эмоционально привязаны с рождения к матери и привычным домашним условиям; это возрастная особенность ребенка в младенческом и раннем возрасте, позволяющая ему расти и полноценно развиваться в атмосфере безопасности и защиты;
  • различны по своему способу освоения нового жизненного пространства - одни идут навстречу всему новому, незнакомому и поэтому адаптируются легко и радостно, другие от природы имеют слабую нервную систему, тяжело переживают смену привычной обстановки, что провоцирует повышенную тревожность и страхи;
  • имеют такой уровень сознания, который создает основу для аффективно-чувственного проживания событий;
  • подходят к концу третьего года жизни к возрастному кризису, что ослабляет их защитные силы и способствует повышенной возбудимости, неуравновешенности, негативизму и протестному поведению.

Потому что родители:        

  • вели обособленный образ жизни с ребенком, ограждали его от людей, мало посещали с ним общественные места, где он мог встретить других детей и взрослых;
  • редко давали возможность ребенку играть со сверстниками в песочнице, на качелях, в парке;
  • не готовили детей к посещению детской группы, не знакомились с пространством детского сада заранее;
  • в первые дни оставляли ребенка на слишком долгое время; выбирали неправильные слова утешения: «Вот поспишь - и я сразу приду», «Если не останешься в детском саду, не приду за тобой», «Не бойся, ничего страшного в детском саду нет», «В детском саду плачут только нехорошие дети».

КАК  ПОМОЧЬ  РЕБЕНКУ

ОВЛАДЕТЬ  НАУКОЙ  РАССТАВАНИЯ

   

                    поговори со мной,мама! развивающие занятия для малышей - img_2.jpg

Временная разлука с привычной домашней обстановкой - неизбежный этап взросления детей. Для нормального развития им нужно научиться расставаться с близкими, и прежде всего с матерью. Однако часто поступление ребенка в детский сад сопровождается страхом.

Страх разлуки с мамой - яркая эмоциональная реакция. Она возникает у ребенка в ответ на появление новых условий, пугающей незнакомой обстановки, чужих для него взрослых и детей. Нервная система ребенка пока еще не окрепла, жизненный опыт мал. Ребенок в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально-чувственном уровне. На третьем году жизни все еще сохраняется повышенная возбудимость, эмоциональная чувствительность и впечатлительность. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с матерью, и никакие увещевания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка.

Разлука тяжела не только для детей, но и для их родителей, особенно для матери. Обычно родителям в этот период свойственны смешанные чувства вины, тревоги, обиды, иногда даже злости и собственного страха. Матери и сами могут создавать обстановку тревожности: болезненно расставаясь с малышом, они тем самым эмоционально усиливают воздействие на него. Надо помнить, что взрослый «обучает» ребенка своим примером в любой конкретной ситуации.

Чтобы не провоцировать страхи, родителям нужно сохранять спокойствие и доброжелательность во взаимоотношениях с малышом, быть позитивно настроенными к детскому саду. И тогда ребенку будут передаваться эти позитивные чувства.

Научитесь мягко, но коротко расставаться с ребенком. Не затягивайте эту процедуру, но и не отрывайте малыша резко от

себя, переключите его внимание на что-нибудь интересное в группе.

Что делать, если страх разлуки все же возник:

  1. Примите чувства ребенка как данность и не уверяйте в том, что «ничего страшного нет».
  2. Не вините, не ругайте и не наказывайте ребенка за его страхи.
  3. Проанализируйте свое поведение и собственные чувства в ситуации расставания: дети эмоционально улавливают наше эмоциональное состояние и откликаются на него.
  4. Выясните дома, почему ребенок боится идти в группу. Это можно сделать с помощью игры в «детский сад», где та или иная игрушка олицетворяет самого ребенка, а взрослый наблюдает, как игрушка поступает, что она говорит и делает. Спросите, что ей нравится или не нравится в детском саду, какое у нее заветное желание.
  5. Побеседуйте с воспитателями группы и узнайте, не произошло ли чего-нибудь неприятного для ребенка.
  6. Проконсультируйтесь с психологом детского сада.
  7. Объясните ребенку на доступном языке, почему вы оставляете его в детском саду, что полезного и интересного его там ждет.
  8. Дайте в детский сад ребенку его любимую игрушку - она станет оберегом (вы ее об этом попросите).
  9. Если страх ребенка и отношения психологической зависимости при расставании с матерью длятся более трех недель, смените того, кто приводит ребенка в детский сад, - это может привести к достаточно быстрому положительному эффекту. Хорошо, если ребенка провожает более уравновешенный и спокойный взрослый (чаще папа, иногда тети или дяди, старшие братья или сестры).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Адаптация ребенка в условиях детского сада.

Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...