Исследовательская деятельность в ДОУ "Хочу всё знать"
консультация (подготовительная группа) на тему

Грунина Наталья Михайловна

Создать условия для развития интересов,любознательности.Формировать познавательную деятельность  путем экспериментирования и исследования,развивать  воображение и творческую активность.Формировать основы безопасного поведения в быту,социуме ,природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

В связи с прогрессирующим развитием человечества появились и появляются  новые требования к знаниям ребенка. Современному  обществу нужны образованные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления,  которые  могут самостоятельно принимать решения  в ситуации выбора, прогнозируя  их возможные последствия.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является  одной из фундаментальных потребностей,  лежащих в основе как познавательного ,так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта  потребность выявлена и изучена  в  целом   ряде  исследований   Л.И. Божович  отмечает , что  потребность  в новых впечатлениях  преобразуется в   познавательную  потребность  и в конечном  итоге  выступает  как база  для развития   других  потребностей ребёнка.  Потребность ребёнка  в новых  впечатлениях лежит  в  основе  возникновения и развития ориентировочно-исследовательской  деятельности, направленной на  познание  окружающего мира.

Дошкольный  возраст – период активного роста и развития ребёнка, стремящегося всё потрогать руками ,рассмотреть, даже попробовать на вкус. Это  доказывает, что дети познают мир  чувственно. Давно доказано  взаимосвязь  речевой, сенсорной и двигательной области. Чем  большее  количество  информации  получит мозг ребёнка  через различные анализаторы, тем лучше ребёнок  будет функционировать, тем богаче будет его опыт.  Академик Н.Н. Поддьяков  выделяет  деятельность экспериментирования  ребёнок  выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно  воздействующий  различными способами  на окружающие его предметы  и явления  с целью более полного их познания и освоения.»

Чтобы выявить умения  детей  анализировать объект  или явление, выявлять существенные признаки и стороны ,сопоставлять  различные факты ,что напрямую  связано с развитием  любознательности ,педагоги выбирают диагностическое задание-игру  «Да-нет». Результаты показали ,что дети  не проявляют  достаточного  интереса к экспериментированию , предпочитая другие виды деятельности ,исследовательский интерес заканчивается  на уровне  минутного любопытства, дети  не стремятся делать выводы , искать причины происходящего. Дети  воспринимали  увиденное эмоционально , на уровне развлекательного   представления . Поэтому    встала  необходимость углубленной  работы  по теме   « Развитие  любознательности  детей старшего дошкольного  возраста   посредством  опытов  и экспериментов » .

           Цель – создание  условий для формирования основ целостного мироведения ребёнка старшего дошкольного возраста  средствами  физического эксперимента.

         Задачи :

1.Расширить  представления детей  о  физических  свойствах  окружающего мира ( различные свойства веществ , основные виды и характеристики движения , основные  виды  и характеристики движения ,основные  физические явления ).

2.Повышать  уровень развития  любознательности  ,исследовательских навыков  : умение анализировать  объект или явление, выделять существенные признаки ,соблюдать  последовательность действий при проведении опытов, отбирать необходимые  материалы для самостоятельной деятельности.

3.Развивать речь: обогащать словарный запас детей , знакомить с терминами .закреплять умение давать полные ответы на поставленные   вопросы .делать выводы , строить  логические речевые  высказывания.

4.Развивать умение сотрудничать с другими детьми ,оказывать помощь друг другу.

5.Развивать эмоционально-ценностное  отношение к окружающему миру.

6.Формировать опыт выполнения  правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Чувственный опыт и слово  являются сутью познания и рассматриваются как диалектическое единство чувственного восприятия и абстрактного мышления .Физиологической основой чувственного  познания  служит совместная деятельность зрительного ,слухового ,кожного, обонятельного и других анализаторов ( И.П. Павлов ). Чем  больше анализаторов  участвует в восприятии при детском экспериментировании ,тем точнее, богаче и содержательнее будут детские представления о природных явлениях.

 Широко можно применять в исследовательской деятельности игровые методы: обучающие игры. Игры поискового характера,  познавательно- дидактические и состязательные. Технология игрового обучения относится к форме « эмоционального мышления». Игры и игровые элементы придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют  их  яркими красками, делают их живыми, а следовательно, интересными, содействуют интеллектуальному развитию воспитанников. Игры  позволяют   развивать  у ребенка самые разнообразные   положительные  качества и облегчать  восприятие излагаемых  исследовательских проблем и  знаний.

Экспериментирование  изменяет характер общения детей со взрослыми. В процессе коллективной деятельности взрослых и детей вырабатывается  нравственно-психологическая готовность к выражению сопереживания ко всему живому. Развивается  способность ребёнка  участвовать в общественной жизни , формируется культура поведения.

Дети - это великие мечтатели.  Сталкиваясь в повседневной жизни с чудом, они мечтают о затерянных мирах, о путешествии в дальние страны. А ведь обычный мир вокруг тоже таит столько чудес. Научить ребенка открывать и видеть их волшебство в привычных вещах - значит привить ему интерес к познанию и творчества на всю его жизнь. Делать со своими детьми такие открытия, вместе с ним познавать волшебный мир вокруг - разве не в этом счастье родительской любви?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по исследовательской деятельности "Хочу все знать!"

Дети по природе своей любопытны и деятельны. В возрасте 5-6 лет у детей ярче начинает проявляться любознательность и желание что-то сделать самому. Важно помочь ребенку удовлетворить его любопытс...

Инновационный проект по развитию у дошкольников познавательных способностей через опытно - исследовательскую деятельность «Хочу все знать»

.    Целеполагание:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная ...

Выступление из опыта работы на тему "Хотим все знать" (познавательно исследовательская деятельность с детьми)

выступление из опыта работы с детьми по познавательно исследовательской деятельности с детьми....

Программа экспериментальной площадки по познавательно-исследовательской деятельности в мини-лабораториях МБДОУ «Детский сад «Улыбка» «Хочу все знать»

Работа МБДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также органи...

Отчёт о реализации экспериментальной площадки познавательно – исследовательской деятельности в мини – лаборатории «Хочу все знать»в мини – лаборатории «Хочу все знать» »

Экспериментальная площадка была запущена на базе МДОУ «Детский сад №2 р.п.Новые Бурасы» с сентября 2017г. (срок реализации сентябрь 2017г. – май 2018г.) в соответствии с федеральным ...

Конспект интегрированного занятия по познавательно-исследовательской деятельности и речевому развитию "Хочу все знать!"

Конспект с различными игровыми заданиями на развитие логики, мышления, коммуникативных навыков и основ экологического образования....