Духовное и нравственное - патриотическое воспитание дошкольников.
статья (младшая группа) на тему

Артеменко Елена Анатольевна

 

 

Статья посвящена приобщению к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в условиях - семьи и дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_artemenko_e.a.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Булгакова А.Н.,

воспитатель

Артеменко Е.А.,

воспитатель

МАДОУ «Детский сад

комбинированного

вида № 32 «Журавушка»

г. Губкин

Белгородская область

Духовное и нравственное - патриотическое воспитание дошкольников.


      Проблема  духовно-нравственного и
 патриотического воспитания и развития подрастающего поколения в современном мире  – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка. В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными и нравственными. Сегодня в обществе распространенными явлениями стали цинизм, агрессивность, неуважение к старшему поколению.  Поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

       Значимость формирования уже в период дошкольного детства гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотических чувств, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках подчёркивается в Федеральных государственных образовательных стандартах ДО к структуре примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, где выделена образовательная область «Познавательное развитие».  Содержание данной области направлено на достижение целей  духовного и нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

      Духовное и нравственно – патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание у детей любви к городу, краю, стране, традициям и культуре страны, в которой он родился и живет, это умение любить окружающую природу,  уважать, изучать культуру и чтить традиции другого народа. Если ребенок не будут знать своих корней, тогда из него, к сожалению, вряд ли вырастет человек, который будет любить, ценить, уважать семью, свой дом, свою малую Родину.

Дошкольное детство - уникальный период в нравственном развитии. Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается  к духовно - нравственным ценностям. Основу духовно - нравственного потенциала определяет система ценностей, мотивов, установок поведения ребёнка в социальной сфере. Духовность -  это интегрированное свойство личности, Это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.

      Приобщение к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в первую очередь зависит от двух важнейших социальных институтов детства - семьи и дошкольного учреждения. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. А ведь ценности  в атмосфере семьи и социальные отношения в дошкольном учреждении определяют основы нравственного, физического и интеллектуального развития ребёнка, выражающиеся в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения и проявляется в поступках человека.

      Кроме того, как показывает опыт, родители не только приобщают детей к нравственным ценностям, но и осмысливают различные методы и приёмы посредством чтения книг, просмотра мультфильмов с обсуждением нравственных или безнравственных качеств героев, бесед на нравственные темы, не исключается и внушение, объяснение, установление причинно - следственных связей между поступком ребёнка и результатом. Педагоги делают выводы о взглядах родителей на духовное и нравственно – патриотическое воспитание дошкольников, так как важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.

      Для формирования начал духовно-нравственного и патриотического развития, педагоги знакомят детей с произведениями художественной литературы. Дошкольники усваивают, что есть добро на основе сравнения со злом, что называют состраданием (милосердием) на примере бездушия, а также о таких нравственных понятиях как взаимная поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь в сравнении с себялюбием (индивидуализмом). Хороший воспитательный эффект дают этические беседы с дошкольниками - действенное средство нравственного воспитания. Темы этических бесед включают ведущие для детей понятия: «Моя мама», «Моя семья», «Наши добрые дела», «Прощение и обида», «Послушание и упрямство», «Милосердие и жестокость», «Дружба и вражда», «Родина и чужбина», «Память»

      Важную роль для развития духовно-нравственной сферы ребенка играют разработанные  учебно  –  наглядные  пособия, такие как «Дерево добрых дел и поступков», «Теремок», которые помогают детям преодолеть свои недостатки и воспитывают стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения. Принцип работы пособия таков: на этом дереве есть своя веточка у каждого ребёнка группы, на которой помещена его фотография. Постепенно на дереве вырастают листочки, которые символизируют добрые дела и поступки детей. А когда на нём появляются плоды, это свидетельствует об устойчивом следовании ребёнком нравственных правил. Сказочные персонажи то радуются, то грустят около «Дерева добрых дел и поступков», вызывая ответную реакцию детей.

      Учитывая содержание духовно-нравственных и  патриотических норм в работе с детьми дошкольного возраста, педагоги знакомят их с русскими народными сказками, с фольклором (песенки, потешки, прибаутки), со старинными обрядами и ритуалами, включая их в разнообразные семейные праздники, а также проводят различные профессиональные и тематические праздники (Пасха, Масленица, Рождество), День защиты детей, День Победы  

      При проведении занятий по актуальным проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания под названием «Уроки доброты», педагоги  воспитывают в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми, в стремлении их к добру и неприятию зла.

      Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении детьми вечных духовно-нравственных ценностей, помогающих с честью пройти жизненные трудности и испытания, которые неизбежно встанут на их жизненном пути.

Список литературы:

1.Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: 2004, 253 с.

2.Киркос, Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. Санкт-Петербурт.: 2005, 222 с.

3.Куломзина, С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. М.: 2008, 192 с.

4.Петрова, В.И.; Стульник, Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика - Синтез, 2008, 70 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...