Развитие речи у ребенка в раннем возрасте
консультация на тему

   Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Поэтому не стоит упускать момент и наблюдать за развитием речи у ребенка в период 1,5-2 лет и отмечать определенные изменения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx152.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у ребенка в раннем возрасте

   Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека.

Условия для развития речи как средства общения

1. Ребенок должен быть физически здоров – отсутствие травм головного мозга, нормальное строение органов артикуляции, нормальный слух, зрение.

2. Ребенок должен иметь достаточную психическую активность и обладать потребностью в общении.

3. Убедитесь, что ваш ребенок понимает речь. Ребенок показывает на картинках предметы, которые вы ему называете. Понимает слова, обозначающие действия (моет, гладит, готовит, стирает, подметает), способы передвижения (идет, бежит, плывет, сидит, летит). Выполняет ваши просьбы, требующие последовательного выполнения двух действий (Пойди в комнату и принеси книжку).

4. Активное использование мимики и жестов при общении с другими является также важным показателем благополучного развития ребенка. Например, при ответе на вопросы: «Что ты делаешь расческой (ложкой)?» и ребенок показывает, что он понял, и реагирует, изображая жестами, как он это делает. В общении со взрослыми часто жестикулирует, чтобы объяснить, что ему нужно.

5. Адекватное проявление своих эмоций и понимание эмоционального состояния других людей. Ребенок активно выражает свои чувства и учится понимать чувства других (например, пытается утешить, если кто-то грустный, с помощью объятия или поглаживания).

6. Активное использование интонации. Интонация для ребенка, который только начинает говорить, является самым доступным способом выражения смысла высказывания.

Родителям важно и нужно отмечать насколько ребенок понимает обращенную речь и может вести диалог со взрослым, используя жесты, мимику, интонацию.

Как развивать речь ребенка в 2 года

Для развития активной речи ребенка в 2 года при благоприятных условиях развития в целом родителям необходимо:

1. Побуждать ребенка к общению с помощью речевых средств, создавая поводы для обращения ко взрослым («расскажи мне», «поблагодари папу», «пригласи бабушку в гости», «узнай у мамы, когда будет готов обед»).

2. Уметь вовремя выдержать паузу в разговоре и позволить ребенку выразить свою мысль словами. Очень часто наблюдается следующая картина: ребенок хочет что-то сказать и взрослые, как только поняли о чем идет речь, обрывают его на полуслове.

3. Поощрять замену звукоподражательных конструкций правильными общеупотребительными словами (не «ав-ав», а «собака»; не «би-би», а «машина»).

4. Грамотно выражать свои мысли. Использовать в разговоре с ребенком основные части речи (существительное, глагол, прилагательное), грамотно употреблять предлоги, наречия, местоимения.

5. Четко произносить каждое слово при общении с ребенком. Ребенок должен подражать взрослым при произнесении слов, а не наоборот.

6. Использовать окружающую обстановку и элементы игрового общения для расширения активного словаря: учить находить предметы по их словесному описанию, ориентируясь на их название, цвет, размер и местоположение; учить не только замечать, но и называть характеристики предметов; формировать навыки обобщения и сравнения знакомых предметов.

7. Читать вслух. Чтение важно для расширения активного и пассивного словарей. Можно учить малыша находить характерные особенности персонажей, знакомых ему по сказкам (лиса рыжая, хитрая; медведь косолапый, любит мед). К тому же в процессе прослушивания ребенком сказок происходит усвоение правильных грамматических конструкций родного языка.

Помните, что речь вашего ребенка — это своего рода зеркало вашей собственной речи. Говорите грамотно и общайтесь со своим ребенком с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте"

Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте...

Методическая разработка коррекционного занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста 1г-2г. Тема занятия: « Дом для медведей».

Учить подбирать предметы  по величине большой, маленький.Учить различать предметы (стол, стул, тарелка, ложка). Обогащать пассивный словарь детей прилагательными (большой, маленький, красивый).Ак...

Развитие речи во второй группе раннего возраста посредством развития мелкой моторики

«Истоки способностей и дарования детей -на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами, чем больше мастерства в ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи во второй группе раннего возраста на тему : «По дороге колобка» Образовательная область: «Речевое развитие»

Данный конспект воспитывает у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения          Формировать знания детей скатыванию теста в ша...

Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

Развитие движений у ребенка в раннем возрасте

Консультация для родителей детей раннего возраста Развитие движений у ребенка в раннем возрасте В конце первого – начале второго года жизни ребенок овладевает самостоятельной...

Конспект занятия по развитие речи во второй группе раннего возраста. Тема: Звуковая культура речи. Звук [ш].

Продолжать упражнять детей в четкой артикуляции звука [ш] (изолированного, в звукосочетаниях). Формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными инто...