Главные вкладки

    Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ослабленным зрением, с амблиопией и косоглазием.
    консультация по теме

    Консультация для родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей.

    Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ослабленным зрением, с амблиопией и косоглазием.

    Несмотря на усилия медицинской науки, практического здравоохранения и образования, качественные показатели здоровья детей не улучшаются. Велики они и для болезней органов зрения – наблюдается тенденция к их росту. Увеличилось количество детей со смешанными дефектами. У таких детей наряду с нарушением зрения имеются неврологические патологии, нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития.

    При проведении медицинского обследования в апреле 1999 года в городе было выявлено большое количество детей с отклонениями зрения. Данные врачей стали одной из причин изменения и развития сети дошкольных учреждений, разработки содержания и методики коррекционной работы в них. Так, на основании заключения медкомиссии и решения психолого-медико-педагогической комиссии в нашем детском саду с 24 декабря 1999 года была открыта группа коррекции зрения по лечению детей с амблиопией и косоглазием (приказ Управления Образования №2750 от 24.12.1999г.).

     ПРОГРАММЫ, ПО КОТОРЫМ РАБОТАЕТ ГРУППА КОРРЕКЦИИ.

    1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И.Плаксиной.— М.: Издательство «Экзамен», 2009

    Эти программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения.

    2. Программа «Истоки».

    Пройдя этап обучения и лечения в детском саду, ребенок идет в обыкновенную школу. Чтобы подготовить ребенка к дальнейшей жизни, мы работаем по программе «Истоки». Она обеспечивает всестороннее развитие личности.

    3. Используем в работе технологию ТРИЗ, обеспечивая этим развитие изобретательских задач.

    Наряду с лечением идет образовательный процесс. Дети занимаются математикой, знакомятся с художественной литературой, получают необходимые знания на занятиях по развитию речи, развивают конструкторские способности на занятиях по конструированию.

    Физическое развитие — одна из главных задач, поэтому мы развиваем у детей двигательную активность.

    Задачи группы компенсирующей направленности для детей с ослабленным зрением, с амблиопией и косоглазием.

    Направить коррекционно-образовательную работу на преодоление вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, а также на восстановление нарушенных зрительных функций (остроты зрения, глазодвигательных функций, цветоразличения).

    Основные принципы организации лечебно-воспитательного, коррекционно-педагогического и воспитательного процессов:

    - Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

    - Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

    - Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации, в познании окружающего мира включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости группы и методики индивидуально-группового обучения;

    - Обеспечение оптимальных условий для длительной медико-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения от 3 до 6 лет.

    Нам хорошо вместе!

    На сегодняшний день группу посещают 15 детей. Большинство из них уже адаптировались к условиям пребывания в детском саду, с удовольствием занимаются на занятиях, проходят лечение под наблюдением медсестры-ортоптистки. Вместе с родителями мы организуем выставки, проводим ярмарки, рисуем коллажи, устраиваем праздники и чаепития. Все мы очень любим, друг друга и с радостью принимаем новичков в свой коллектив.

    Воспитатели. Деятельность воспитателей направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Они определяют уровень развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры,  навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализуют рекомендации тифлопедагога, психолога, логопеда, врача-офтальмолога (организуют режим развивающих и коррекционных игр). Оба педагога прошли курсы повышения квалификации в Институте коррекционной педагогики РАО (г. Москва). 

    Учитель-дефектолог (тифлопедагог). Содержанием ее деятельности является педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по коррекции зрительного восприятия, социально бытовой ориентировке, пространственной ориентировке в соответствии с избранными программами.

    Педагог-психолог. В его функции входят психологическое обследование воспитанников, участие в составлении индивидуальных программ развития, проведение индивидуальной групповой и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками, проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье, заполнение отчетной документации.

    Музыкальный руководитель. Реализует используемые программы музыкального воспитания, программы дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной и театральной терапии с учётом рекомендаций педагога-психолога.

    Врач-офтальмолог. Проводит диагностику зрительных нарушений. Назначает системы аппаратного и медикаментозного лечения нарушений зрения для каждого ребёнка. Направляет на консультации к узким специалистам, составляет рекомендации для родителей. Выявляет патологии зрения у детей детского сада.

    Медицинские - сестры-ортоптисты. Проводят ортоптостереоскопическое лечение, назначенное врачом-офтальмологом. Проводят комплекс упражнений для глаз.

    Медицинские сестры общего. Обеспечивают повседневный санитарно-гигиенический режим, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проводят фито- и физиотерапевтические процедуры.

    Инструктор по физическому воспитанию. Проводит занятия с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, а так же проводит общие спортивные праздники и развлечения, оказывает консультационную поддержку родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в  семье.

    Логопед. Проводят занятия по восстановлению моторной функции артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения: постановке, автоматизации, дифференциации и введения звуков в связную речь, а так же занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.

    Итак, деятельность специалистов сопровождения направлена на создание социально-психологических условий для успешного лечения и развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

    Результаты работы:

    За время существования группы пролечено 247 детей.

    Всем детям удалось улучшить остроту зрения в разной степени. Безрезультативных не было.

    У детей с малым углом отклонения (косоглазием) восстановилось правильное положение зрительной оси.

    У детей с большим углом отклонения угол девиации уменьшился.

    Дети с большим углом девиации были прооперированы в отделении микрохирургии глаза в г. Нягани и г. Екатеринбурга и продолжили лечение в группе.

    При выздоровлении детей переводили в обычные группы. 

    Лечебный кабинет оснащен:

    1. Аппаратом «Асир»
    2. Цветотестом
    3. Аппаратом Ротта
    4. Макулостимулятором
    5. Диплоптиком-ПР
    6. КЭМ-ЦТ
    7. Синоптофором
    8. Магнитом с приставкой «Амблио-1»

    Все эти аппараты служат для лечения амблиопии и косоглазия, для цветоимпульсивной стимуляции и повышения остроты зрения.

    Также имеются:

    1. Аппарат для определения остроты зрения.
    2. Специальная тёмная комната для осмотра глазного дна.
    3. Компьютерные игры: «Цветок», «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика», «EYE».

    Дополнительный материал для зрительных нагрузок (пазлы, бусы, конструкторы, мелкие игрушки, блоки Ф.Фребеля), а также в группе имеются:

    «Центр воды и песка», «Сухой бассейн», «Песочная живопись». «Пузырьковая колонна».

    Воспитанники группы активно участвуют в жизни детского сада, в жизни группы. У нас проходят музыкальные, спортивные, фольклорные праздники.

     Дети участвуют в исследовательской деятельности с различными проектами.

    Чем хороша специализированная группа:

    -В нашей группе дети находятся с себе подобными, потому не стесняются носить очки.

    -Разный возраст детей создает положительный эмоциональный климат: старшие заботятся о малышах, опекают, помогают им; малыши тянутся за старшими, учатся у них – создается теплая семейная обстановка.

    -Родителям не приходится ежедневно ходить на лечение с детьми в поликлинику.

    -Лечение проводится системно под контролем врача.

    Что должны знать родители, приводя детей в группу коррекции зрения.

    -Ваш ребенок отличается от всех других детей.

    -Ему нужно больше внимания, чем другим обычным детям, поскольку у него нарушенное зрение.

    -Необходимо ежедневно выполнять требования медсестры-ортоптстки (следить за очками, не забывать их дома, носить по времени согласно предписанию врача, менять окклюдер и т.д.)

    -Найти к ребенку подход и убедить его в том, что зрение для человека имеет важное значение. «Глазки надо лечить» - первая задача для ребенка и родителей.

    -Развивать моторику пальцев рук ребенка с помощью различных упражнений : (лепить из пластилина, глины, теста, собирать мелкий конструктор, пазлы, составлять мозаику, собирать бусы, резать ножницами и т.д.

    -Сотрудничать с логопедом, психологом, воспитателями, строго выполняя все их требования.

    Только в том случае могут быть достигнуты успешные результаты.

    80% успешного лечения зависят от родителей! Помните об этом!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

    Использование здоровье-сберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

    В данной статье описаны здоровье - сберегающие технологии, применяемые в дошкольном учреждении при работе с детьми, имеющими проблемы зрения, а так же коррекционная работа, направленная на сохранение ...

    Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

    Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...

    Использование здоровье-сберегающих технологий в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

    «Здоровье-сберегающие технологии» - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Данные не утешительны: у 80% детей дошкольного возраста с...

    Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

    Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

    статья из опыта работы творческой группы, воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

    Статья из опыта работы  творческой группы, воспитателей. работающих с нарушением зрения....