Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ослабленным зрением, с амблиопией и косоглазием.
консультация по теме

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Организация работы в группе компенсирующей направленности для детей с ослабленным зрением, с амблиопией и косоглазием.

Несмотря на усилия медицинской науки, практического здравоохранения и образования, качественные показатели здоровья детей не улучшаются. Велики они и для болезней органов зрения – наблюдается тенденция к их росту. Увеличилось количество детей со смешанными дефектами. У таких детей наряду с нарушением зрения имеются неврологические патологии, нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития.

При проведении медицинского обследования в апреле 1999 года в городе было выявлено большое количество детей с отклонениями зрения. Данные врачей стали одной из причин изменения и развития сети дошкольных учреждений, разработки содержания и методики коррекционной работы в них. Так, на основании заключения медкомиссии и решения психолого-медико-педагогической комиссии в нашем детском саду с 24 декабря 1999 года была открыта группа коррекции зрения по лечению детей с амблиопией и косоглазием (приказ Управления Образования №2750 от 24.12.1999г.).

 ПРОГРАММЫ, ПО КОТОРЫМ РАБОТАЕТ ГРУППА КОРРЕКЦИИ.

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И.Плаксиной.— М.: Издательство «Экзамен», 2009

Эти программы созданы на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения.

2. Программа «Истоки».

Пройдя этап обучения и лечения в детском саду, ребенок идет в обыкновенную школу. Чтобы подготовить ребенка к дальнейшей жизни, мы работаем по программе «Истоки». Она обеспечивает всестороннее развитие личности.

3. Используем в работе технологию ТРИЗ, обеспечивая этим развитие изобретательских задач.

Наряду с лечением идет образовательный процесс. Дети занимаются математикой, знакомятся с художественной литературой, получают необходимые знания на занятиях по развитию речи, развивают конструкторские способности на занятиях по конструированию.

Физическое развитие — одна из главных задач, поэтому мы развиваем у детей двигательную активность.

Задачи группы компенсирующей направленности для детей с ослабленным зрением, с амблиопией и косоглазием.

Направить коррекционно-образовательную работу на преодоление вторичных отклонений в развитии психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, а также на восстановление нарушенных зрительных функций (остроты зрения, глазодвигательных функций, цветоразличения).

Основные принципы организации лечебно-воспитательного, коррекционно-педагогического и воспитательного процессов:

- Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

- Комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

- Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации, в познании окружающего мира включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости группы и методики индивидуально-группового обучения;

- Обеспечение оптимальных условий для длительной медико-педагогической реабилитации детей с нарушением зрения от 3 до 6 лет.

Нам хорошо вместе!

На сегодняшний день группу посещают 15 детей. Большинство из них уже адаптировались к условиям пребывания в детском саду, с удовольствием занимаются на занятиях, проходят лечение под наблюдением медсестры-ортоптистки. Вместе с родителями мы организуем выставки, проводим ярмарки, рисуем коллажи, устраиваем праздники и чаепития. Все мы очень любим, друг друга и с радостью принимаем новичков в свой коллектив.

Воспитатели. Деятельность воспитателей направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Они определяют уровень развития разных видов деятельности ребёнка, особенностей коммуникативной активности и культуры,  навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализуют рекомендации тифлопедагога, психолога, логопеда, врача-офтальмолога (организуют режим развивающих и коррекционных игр). Оба педагога прошли курсы повышения квалификации в Институте коррекционной педагогики РАО (г. Москва). 

Учитель-дефектолог (тифлопедагог). Содержанием ее деятельности является педагогическая диагностика, разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий с детьми по коррекции зрительного восприятия, социально бытовой ориентировке, пространственной ориентировке в соответствии с избранными программами.

Педагог-психолог. В его функции входят психологическое обследование воспитанников, участие в составлении индивидуальных программ развития, проведение индивидуальной групповой и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками, проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье, заполнение отчетной документации.

Музыкальный руководитель. Реализует используемые программы музыкального воспитания, программы дополнительного образования с элементами музыкальной, танцевальной и театральной терапии с учётом рекомендаций педагога-психолога.

Врач-офтальмолог. Проводит диагностику зрительных нарушений. Назначает системы аппаратного и медикаментозного лечения нарушений зрения для каждого ребёнка. Направляет на консультации к узким специалистам, составляет рекомендации для родителей. Выявляет патологии зрения у детей детского сада.

Медицинские - сестры-ортоптисты. Проводят ортоптостереоскопическое лечение, назначенное врачом-офтальмологом. Проводят комплекс упражнений для глаз.

Медицинские сестры общего. Обеспечивают повседневный санитарно-гигиенический режим, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проводят фито- и физиотерапевтические процедуры.

Инструктор по физическому воспитанию. Проводит занятия с воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей, а так же проводит общие спортивные праздники и развлечения, оказывает консультационную поддержку родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в  семье.

Логопед. Проводят занятия по восстановлению моторной функции артикуляционного аппарата, коррекции звукопроизношения: постановке, автоматизации, дифференциации и введения звуков в связную речь, а так же занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.

Итак, деятельность специалистов сопровождения направлена на создание социально-психологических условий для успешного лечения и развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.

Результаты работы:

За время существования группы пролечено 247 детей.

Всем детям удалось улучшить остроту зрения в разной степени. Безрезультативных не было.

У детей с малым углом отклонения (косоглазием) восстановилось правильное положение зрительной оси.

У детей с большим углом отклонения угол девиации уменьшился.

Дети с большим углом девиации были прооперированы в отделении микрохирургии глаза в г. Нягани и г. Екатеринбурга и продолжили лечение в группе.

При выздоровлении детей переводили в обычные группы. 

Лечебный кабинет оснащен:

  1. Аппаратом «Асир»
  2. Цветотестом
  3. Аппаратом Ротта
  4. Макулостимулятором
  5. Диплоптиком-ПР
  6. КЭМ-ЦТ
  7. Синоптофором
  8. Магнитом с приставкой «Амблио-1»

Все эти аппараты служат для лечения амблиопии и косоглазия, для цветоимпульсивной стимуляции и повышения остроты зрения.

Также имеются:

  1. Аппарат для определения остроты зрения.
  2. Специальная тёмная комната для осмотра глазного дна.
  3. Компьютерные игры: «Цветок», «Тир», «Льдинка», «Крестики», «Галактика», «EYE».

Дополнительный материал для зрительных нагрузок (пазлы, бусы, конструкторы, мелкие игрушки, блоки Ф.Фребеля), а также в группе имеются:

«Центр воды и песка», «Сухой бассейн», «Песочная живопись». «Пузырьковая колонна».

Воспитанники группы активно участвуют в жизни детского сада, в жизни группы. У нас проходят музыкальные, спортивные, фольклорные праздники.

 Дети участвуют в исследовательской деятельности с различными проектами.

Чем хороша специализированная группа:

-В нашей группе дети находятся с себе подобными, потому не стесняются носить очки.

-Разный возраст детей создает положительный эмоциональный климат: старшие заботятся о малышах, опекают, помогают им; малыши тянутся за старшими, учатся у них – создается теплая семейная обстановка.

-Родителям не приходится ежедневно ходить на лечение с детьми в поликлинику.

-Лечение проводится системно под контролем врача.

Что должны знать родители, приводя детей в группу коррекции зрения.

-Ваш ребенок отличается от всех других детей.

-Ему нужно больше внимания, чем другим обычным детям, поскольку у него нарушенное зрение.

-Необходимо ежедневно выполнять требования медсестры-ортоптстки (следить за очками, не забывать их дома, носить по времени согласно предписанию врача, менять окклюдер и т.д.)

-Найти к ребенку подход и убедить его в том, что зрение для человека имеет важное значение. «Глазки надо лечить» - первая задача для ребенка и родителей.

-Развивать моторику пальцев рук ребенка с помощью различных упражнений : (лепить из пластилина, глины, теста, собирать мелкий конструктор, пазлы, составлять мозаику, собирать бусы, резать ножницами и т.д.

-Сотрудничать с логопедом, психологом, воспитателями, строго выполняя все их требования.

Только в том случае могут быть достигнуты успешные результаты.

80% успешного лечения зависят от родителей! Помните об этом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗAПИСКА Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и развивается личность. Цель современного дошкольного образования – ...

Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

статья из опыта работы творческой группы, воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения (с амблиопией и косоглазием).

Статья из опыта работы  творческой группы, воспитателей. работающих с нарушением зрения....

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения.

Хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Считается, что зрение дает человеку до 90% всей информации об окружающем ...

Положение о работе семейного клуба "Хрусталик" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Данное положение разработано с целью сплочения родителей, детей и педагогов, установления сотрудничества семьи и детского сада в вопросах воспитания, развития и обучения детей с нарушением зрения....

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в форме практикума «КОРОЛЕВСКОЕ ЗРЕНИЕ»

Цель: знакомство родителей с играми и упражнениями способствующих профилактике нарушения,  коррекции зрения  у детей.Задачи: установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объеди...