Психологическое здоровье дошкольника
консультация на тему

Кудинова Виктория Валериевна

Консультация для родителей и педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_psihologicheskoe_zdorove_doshkolnika.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника»

  Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания доброжелательной, спокойной обстановки дома и в детском саду (особенно в адаптационный период, осуществление эмоциональной поддержки, выявление причин психологической дисгармонии — вот основные условия сохранения и укрепления психологического здоровья детей.

Для ребенка очень важен положительный эмоциональный контакт со взрослыми! Дети должны чувствовать заботу, теплое, доброжелательное отношение, принятие такими, какие есть. Только тогда будет хорошее самочувствие, правильное физическое, психическое и социальное развитие. Ребенку нужна и просто необходима ситуация успеха. Для этого педагоги и родители должны вовремя поддержать, помочь, вселить уверенность в себя.

Основные задачи психогигиены:

Выявление факторов возникновения плохого самочувствия, невротических ситуаций;

Стабилизация детско-родительских отношений;

Организация специальных комнат для психокоррекционной деятельности и релаксации;

Создание предметно-развивающей среды, способствующей эмоциональному комфортному пребыванию;

Разработка системы психической защиты на основе личностно-эмоциональных особенностей и условий воспитания в семье.

Правильный подход к воспитанию помогает организовать необходимую психопрофилактическую работу. Учет индивидуальных особенностей, адекватных возрасту интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок важен при организации любой деятельности. Если ребенок капризничает, следует применить метод отвлечения или метод игнорирования. Если ребенок открыто конфликтует, то нужно исключить провоцирующие ситуации, поднимать статус в детском коллективе, сделать такого ребенка первым помощником, чаще использовать поощрение, похвалу, обеспечивая необходимую в данной ситуации психокоррекцию. Поддержка основана на том, чтобы помочь детям почувствовать себя нужными. Похвала - это, когда ребенка хвалят за достижение чего-либо за определенный период времени.

Поддержать ребенка можно с помощью:

• отдельных слов (аккуратно, красиво, здорово, продолжай),

• высказываний («Я горжусь тобой, мне нравится, как ты помогаешь, спасибо»),

• прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки),

• совместных действий (сидеть, стоять рядом с ребенком, играть с ним, слушать его),

• выражения лица (улыбка, кивок).

Обучение релаксации, умение расслабляться – одна из важных задач охраны психологического здоровья детей. Расслабление – это забота о самом себе, создание условий для нормальной работы всего организма, т. к. в процессе релаксации идет перераспределение энергии. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, снимает напряжение со всех органов, восстанавливает силы и здоровье детей.

 Оно проходит в несколько этапов:

1-ый этап – пропевдический, ребенка учат расслабляться, используя показ и тактильную помощь (упражнения «Мельница»«Роняем руки») индивидуально и в подгруппах;

2-ой этап – обучающий: ребенка учат различать мышечное напряжение от расслабления мышц, чувствовать эту разницу без фиксации внимания на дыхании (игры «Пружинки»«Кулачки»);

3-ый этап – обучение мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании;

4-ый этап – обучение детей навыкам проговаривания (с шестилетнего возраста) с учетом специфики детского восприятия и возрастных особенностей.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта релаксации необходимо соблюдать правила:

• Использовать тихую спокойную музыку

• Упражнения выполнять в спокойной обстановке

• Расслабляться лучше с закрытыми глазами

• Использовать чередование напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и самовнушение

• Внимательно следить за самочувствием и состоянием после релаксации, не завершать ее в спешке.

Самое важное – создать такие условия, чтобы ребенок ощущал эмоциональный комфорт и постепенно учился приемам регуляции эмоциональных состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.  Проект программы  «Краски Природы» разрабатывался с использованием...

«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...