Народное творчество в воспитании детей
консультация (старшая группа) на тему

                     в консультации представлен опыт работы по использованию народного творчества в приобщении детей к истокам Поволжья.                                                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Народное творчество в воспитании детей»

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы, стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «Начало искусства слова – в фольклоре».

     В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.

     Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось отсутствие «резких развитий в умственной жизни народа». В таких исторических условиях появились произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народной-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т.д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.

Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

На хронологическом отрезке от древнейших времен, до наших времен, фольклор занимает промежуточное положение, является связующим звеном в культурном пространстве веков. Возможно, фольклор стал своеобразным фильтром для мифологических сюжетов всей совокупности социума Земли, пропустив в литературу сюжеты универсальные, гуманистически значимые, самые жизнеспособные.

   У   ребенка   интенсивно  формируется  наглядно-образное мышление и воображение,  развивается  речь,  психическая  жизнь  обогащается опытом,  возникает   способность   воспринимать   мир   и   действовать   по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и  явлениях является важным этапом в ознакомлении  с  окружающим  миром  через  народные произведения.

     В последние годы, наряду с  поиском  современных  моделей  воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются  лучшие  образцы  народной педагогики. Фольклор - одно из действенных  и ярких   средств   ее,   таящий огромные   дидактические     возможности.     Знакомство     с     народными произведениями обогащает чувства  и  речь  малышей,  формирует  отношение  к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Отмечается,  что фольклор - действенный метод  гуманизации  воспитания  с  первых  лет  жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия  на детей с учетом их  возрастных  возможностей.  

Детский  фольклор  обширная  область  устного  народного  поэтического творчества. Это целый мир - яркий, радостный, наполненный жизненной силой  и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и  живет  по своим законам в  соответствии  со  своим  ведением  природы  и  человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в  жизнь  взрослых  и  охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль  детей связана  с  конкретными  образами  -  в  этом   ключ   к   тайнам   детского художественного творчества.   Особенности    детской    психики,    мышления определили отбор произведений детского фольклора.

Фольклор для детей созданный взрослыми  включает  в  себя  колыбельные песни,  пестушки,  потешки,  прибаутки,  сказочки.  Это  область   народного творчества представляет собой одной из  средств  народной  педагогики.  Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды  на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути  воздействия    на юные   поколения    совокупность    и  взаимозависимость  их  и  дают,  что следует назвать народной педагогикой» .

Фольклор  для  детей - разновидность  фольклористики  и    раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность  его  -  он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец.

 Особенности использования элементов народного творчества в развитии речи дошкольников.

Как же построить педагогический процесс дошкольного учреждения, чтобы максимально охватить многообразие духовного богатства русского народа и народов других национальностей. В педагогический процесс должны войти следующие направления работы:

1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, в том числе и народной культурой края, в котором мы живем (Нижегородской области), а также и с культурой других народов.

2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь местных (хохломской, городецкой, семеновской росписи).

Необходимо помнить, что отбор фольклорно-этнографического материала должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр.; во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.

Используемый фольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:

1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.

2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.

3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.

4. Возможность использования для гуманизации личности ребенка: воспринимая гуманные отношения на фольклорном материале, он попытается перенести их характер в собственные отношения с окружающим миром.

5. Большой потенциал развития детской речи.

Пользу малых поэтических жанров  народного  слова  доказывать  не приходится,  это  очевидно.  Вместе  с  тем  до  последнего    времени оставалось загадкой активирующее воздействие   фольклорных произведений на ребенка  -  и  первых  месяцев  жизни,  и  начинающего ходить, и перешагнувшего рубеж раннего периода детства.  Что черпает  ребенок  в  разные  периоды  детства  из  нескольких незатейливых строк, простых по форме, а в первые месяцы жизни и  вовсе непонятных ему по содержанию? Когда и  как  открывается  малышу  смысл этих строк? Почему дитя эмоционально восприимчиво к фольклору?  Ответы  на  эти  вопросы  ищет  современная  педагогика   раннего детского возраста.  Ответы  непросты  и  требуют  тонкого,  вдумчивого подхода, более  того,  комплексного  изучения  ребенка.  В  частности, каковы    особенности    возрастного       восприятия,        динамики ориентировочно-исследовательской деятельности и истоков познавательной активности,  зрительно-слуховых  и  рече-двигательных   взаимодействий? Каков генезис развития речевых  навыков,  эмоциональной,  сенсорной  и умственной деятельности? Каково начало нравственного  и  эстетического развития? Воспитание первоначальных "духовных" ценностей,  открывающих в радости общения малыша со взрослым, который несет в  душе  любовь  и милосердие? Это с одной стороны, а с другой - необходимы исследования, как бы "рентгенологический  анализ"  детской  фольклористики,  которые высветили  бы  значимые  для  малышей  аспекты,   объяснили    феномен активации, проявляющейся в непроизвольном  слуховом  сосредоточении  в наиболее ранние сроки развития, и постепенный сознательный  интерес  к содержанию произведений.

    Ребенок приходит в мир…Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми.

Ранее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера.

В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя с  ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, за долго до того, как он начнет этот мир практически осваивать сам.

Особенности использования элементов народного творчества в развитии речи дошкольников.

Как же построить педагогический процесс дошкольного учреждения, чтобы максимально охватить многообразие духовного богатства русского народа и народов других национальностей. В педагогический процесс должны войти следующие направления работы:

1. Ознакомление детей с бытом, традициями, обрядами, кухней, знакомство с поэтическим и музыкальным фольклором русского народа, в том числе и народной культурой края, в котором мы живем (Нижегородской области), а также и с культурой других народов.

2. Освоение детьми элементов народных промыслов, в первую очередь местных (хохломской, городецкой, семеновской росписи).

Необходимо помнить, что отбор фольклорно-этнографического материала должен подчиняться необходимости решения двуединой задачи: во-первых, показать самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и научить понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных обрядов, сказок, хороводов, костюмов, утвари и пр.; во-вторых, подготовить ребенка к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса.

Используемый фольклорно-этнографический материал должен отвечать ряду требований:

1. Доступность для детского восприятия, соответствие интересам ребенка.

2. Социальная актуальность материала, его положительное воздействие на формирование социальных чувств детей.

3. Единство содержания и средств художественной выразительности, то есть формы произведения. Знакомить дошкольников с богатством культурного наследия народа необходимо в наиболее близких им формах, оживляющих педагогический процесс.

4. Возможность использования для гуманизации личности ребенка: воспринимая гуманные отношения на фольклорном материале, он попытается перенести их характер в собственные отношения с окружающим миром.

5. Большой потенциал развития детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста»

Рекомендации родителямвоспитателя Никитиной Елены Вячеславовны«Использование элементовустного народного творчествав воспитании детей раннего возраста»        В воспи...

Устное народное творчество в воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Устное народное творчество включает большое количество жанров, которые в наибольшей степени соответствуют возрастным особенностям детей, содействуют формированию нравственных качеств, умственных спосо...

План самообразования «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:Работа над  самообразованием поможет мне:- выявить значение народного творчества в воспитании де...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки...

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста

Роль  устного народного творчества  в воспитании детей докольного вораста и какие виды и жанры я использую в своей работе....

Роль устного народного творчества в воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.  Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит...