"Играем пальчиками - развиваем речь"
консультация на тему

Исмаилова Эльвира Анатольевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_palchikovye_igry.docx182.44 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печень, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно ещё до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\ruka.jpg

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцов пишет «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи. Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Опираясь на большой опыт работы с детьми дошкольного возраста, мы педагоги полностью согласны с закономерностью, которую выявили учёные на основе обследования детей: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя обща моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связна речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разлива её, значит, у него отстаёт в развитии мелка мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движение «ладонь - кулак - ребро» Если затрудняются, то это говорит об определённых нарушениях. Обнаружив отставание у ребёнка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребёнок догонит сверстников. Это ошибочна позиция. Ребёнку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Попросите ваших детей показать вам пальчиковые игры, и они сделают это; мы в группе очень часто в них играем. Что даёт пальчиковая гимнастика детям?

1 .Способствует овладению навыками мелкой моторики.

2. Помогает развивать речь.

3. Повышает работоспособность коры головного мозга.

4. Развивает у ребёнка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.

5. Снимает тревожность.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мелкая моторика.jpgУмелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребёнка, его возраст, настроение желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы – самый родной и близкий человек дл вашего ребёнка и чувство эмоциональной защищённости не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Психологи утверждают, что очень полезны также упражнения для ног. Мы ставим задачу – активизировать стопу и пальцы ног, заставить их выполнять тонкие, сложные движения, что способствует развитию коры головного мозга. Те, кто пробовал рисовать ногами, говорят, что буквы, изображённые подобным образом, запоминаются раз и навсегда. В группе мы активно развиваем стопу и пальцы ног: ходим по ребристой доске, по массажному коврику, проводим различные игры с гимнастическими палочками.

Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами.

1. Можно взять мозаику, семена, орешки, косточки, крупу. Попробуйте выложить из них любой рисунок – солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов – серьёзное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное – развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

2. Возьмите в руки пластилин, помните и слепите что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребёнка. Кусочки пластилина катает наша Зина. Шарики, колбаски, и оживают сказки. Пальчики стараются, лепят, развиваются.

З. Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок – оригами. Педагог предлагает родителям сплести коврик или сложить вместе с ним фигурку собачки (оригами).

4. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

а) можно сортировать крупу, угадывать её с закрытыми глазами;

б) катать крупу между большим и указательным пальцами;

в) придавливать крупинки поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;

г) покатать между двух ладоней шестигранный карандаш:

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

 5. Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала, палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы, орехов и т. д.

6. Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руке карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно держал карандаш, (показать часто встречающиеся ошибки). Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовывать вторую половинку изображения и т.д. В настоящее время продаётся много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задание вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать, (педагог предлагает родителям задания «Закончи урок» и «Заштрихуй»

7. Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагают родителям попробовать)

8.Очень интересны и полезны упражнение с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками, соломинками.

9. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток дл перематывания, верёвочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Ещё раз подчёркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

10. Полезно учить детей вязанию или бисероплетению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Играем пальчиками-развиваем речь

пальчиковые игры для любого возраста...

Играем пальчиками - развиваем речь.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны...

Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...