Доброта в стихах А.Л. Барто
консультация (подготовительная группа) на тему

Менчикова Надежда Антоновна

Воспитательное значение поэзии А.Л. Барто - воспитание доброты у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barto_2.docx61.6 КБ

Предварительный просмотр:

На стихах советской поэтессы Агнии Львовны Барто выросло не одно поколение детей нашей страны. С годами популярность ее книг не ослабевает, тексты Барто никогда не теряют актуальности, и молодые родители, сами воспитанные на строчках Агнии Львовны, неизменно выбирают для своих малышей именно эти стихи. Поэзия, по ее глубокому убеждению, "готовит ребенка с малых лет воспринимать добро, справедливость, дружбу, человечность". Она призвана охранять нравственную чистоту детей, откликаться на их интерес к современности, раскрывать перед ними мир. Ее удивительные стихи помогают мне воспитывать добрых, честных, отзывчивых, жизнерадостных и любознательных детишек.

http://www.playing-field.ru/img/2015/051922/5706574

Агния Львовна Барто( 1906-1982) родилась в Москве в семье врача-ветеринара. Учась в общеобразовательной школе, она одновременно посещала театральное училище, хотела стать актрисой. Училище было успешно закончено, но балериной Агния так и не стала. Ее к тому времени уже увлекла литература. Писать стихи А. Барто начала рано: это были озорные эпиграммы на учителей и подруг, лирические наивные подражания А. Ахматовой.

В 1925 году девятнадцатилетней девушкой она впервые переступила порог Госиздата. Редактор, бегло просмотрев ее стихи, направил Агнию в отдел детской литературы. Так и начала свой творческий путь молодая поэтесса темой очень важной и почти не разработанной в 20-е г. г. – интернациональной темой.

Энергичная, темпераментная, стремительная, яркая Агния Барто успевала всегда и всюду. И ее хватало на все: на стихи (и, прежде всего – на них), на переводы, на пьесы, на сценарии фильмов, на бесконечные встречи со своими читателями в школах, детских садах, интернатах, библиотеках, на частые выступления на самых разных писательских и совсем не писательских конференциях и съездах.

К сильным сторонам творчества Агнии Барто относятся юмористические и сатирические мотивы многих ее стихотворений. Уже в начале поэтического пути, адресуясь к дошкольникам, она создает мастерские юмористические и сатирические зарисовки детских характеров («Девочка-ревушка», 1929; «Девочка чумазая», 1928). Надолго запоминается сатирический портрет ревушки Гани, у которой «нос распух, что свекла, платье все промокло».

Агния Барто широко пользовалась средствами юмора и тогда, когда она рассказывала маленьким детям об игрушечных зайке, мишке, бычке, лошадке («Игрушки», 1936)

Обращает на себя внимание такая особенность в стихах об игрушках: как правило, они написаны от первого лица, если речь идет о каких-то хороших поступках детей («Тяну я кораблик по быстрой реке… »; «Нет, напрасно мы решили прокатить кота в машине… »; «Самолет построим сами… », от третьего, когда нет активных поступков ребенка или это плохие поступки («Зайку бросила хозяйка… »; «Наша Таня громко плачет… »). Такой прием помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.

В творчестве Агнии Барто то лирически, то с юмором раскрывается поэзия детской личности, начиная с самого раннего возраста, когда ребенок едва начинает ходить («Машенька», 1948) .Малыш в этот период – открыватель мира, он только получает самые первые впечатления.

У Агнии Барто всегда так: ЧТОБЫ НИ ПИСАЛА – ЧИТАТЬ ВЕСЕЛО. На первый взгляд может показаться, что у автора даже и цель такая – посмешить, позабавить читателя. Но стихов ради пустой забавы А. Барто не писала.

Каждое её произведение – пусть очень шутливое – обязательно содержит полезную мысль. Ставя своего героя в смехотворное положение, описывая неприятности, которые с ним происходят, она поднимала на смех и тем осуждала человеческие недостатки, тем самым заставляет нас с вами задуматься, чем же плох тот или иной несимпатичный тип, и нет ли у нас с вами в характере и поведении чего – то похожего. Как, например, в стихотворениях «Помощница» и «Защитник».

Большинство стихов Агнии Барто написано для детей — дошкольников или младших школьников. Стиль очень лёгкий, стихи нетрудно читать и запоминать детям. Автор как бы разговаривает с ребёнком простым бытовым языком, без лирических отступлений и описаний — но в рифму. И разговор ведет с маленькими читателями, как будто автор их ровесница. Стихи Барто всегда на современную тему, она словно бы рассказывает недавно случившуюся историю, причем её эстетике характерно называть персонажей по именам: "Мы с Тамарой", "Кто не знает Любочку", "Наша Таня горько плачет", "Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение" — речь будто бы идет о хорошо знакомых Лешеньках и Танях, у которых вот такие недостатки, а вовсе не о детях-читателях.

Стихи Агнии Барто кажутся нам такими простыми, невесомыми, рожденными словно на одном дыхании. Однако на самом деле каждое из ее произведений – плод долгой, упорной, сосредоточенной работы над словом и смыслом. Каждый звук ее произведений выверен и стоит на своем месте, образуя удивительный ритмический рисунок (не зря ее кумиром в молодости был Владимир Маяковский), каждое слово стоит на своем месте и кажется, будто иначе и не могло быть написано любое из ее стихотворений. Но это совершенство давалось ей вовсе не так легко. Она переписывала стихи по много раз, зачитывала их знакомым (тоже известнейшим детским писателям, таким, как Сергей Михалков, Лев Кассиль, Корней Чуковский), членам семьи и, конечно, самым важным ценителям – маленьким детям. Она чутко прислушивалась к критике, но в то же время была готова отстаивать свою позицию до последнего, если считала ее единственно верной. Она не хотела, чтобы под ее именем в свет вышла хоть одна единственная строчка, которую она сама сочла бы неверной или фальшивой. Именно эту честность перед собой и своими читателями и умели без всяких слов почувствовать дети.

В чем же секрет непреходящего успеха стихотворений Агнии Барто? На первый взгляд, они удивительно просты, подчас даже примитивны, а так как все мы знаем их почти наизусть, нам кажется, что ничего необыкновенного в них нет и быть не может. Но на самом деле каждое стихотворение Барто – это маленькое открытие. Для того, чтобы описать бычка, шагающего по качающейся доске, без которого мы и не представляем себе детства, его надо было сначала разглядеть. А для этого нужно уметь смотреть на мир под совершенно особым углом, уметь видеть самые обыкновенные с точки зрения взрослого человека вещи глазами ребенка. Именно этим даром Агния Львовна была наделена сполна.

Агния Барто умела говорить с детьми на их собственном языке, и дети горячо откликались на каждую ее строчку. Она никогда не сюсюкала, не поучала, не хвалила и не ругала. Она раскрывала знакомые каждому карапузу ситуации с совершенно новой стороны, давая ему возможность самостоятельно сделать правильные выводы. Ее намеки, добродушное подшучивание, а подчас и высмеивание распространенных детских "пороков" всегда оказывались понятными и близкими малышне всех стран мира. Не случайно именно Агния Львовна вывела теорию о том, что внутренний мир ребенка необычайно богат, разнообразен и ярок, вне зависимости от национальной принадлежности. Мысль о том, что все дети говорят на одном языке, породила замечательный сборник "Переводы с детского", в котором поэтесса опубликовала стихи, написанные ребятами разных стран.

Барто прекрасно понимала, что смех — самая короткая дорожка к сердцу человека, особенно маленького. И никогда не упускала случая воспользоваться ею. Весёлая простота и свежесть её стихов заставляет даже самых серьёзных и хмурых читателей хотя бы на время забыть свою серьёзность" - именно так говорил о творчестве самого детского поэта страны Самуил Яковлевич Маршак. Также он заметил, что эти стихи - игра. И ребята отлично понимают и намек и юмор. Они принимают каждую строчку, потому что это и есть настоящие детские стихи - серьезные и веселые, без разных уменьшительных словечек, которыми некоторые писатели уснащают свои произведения, обращаясь к детям. А разве вы слышали когда-нибудь, чтобы сами дети, играя друг с другом, лепетали: игрушечки, моторчик, куколка, вкусненький. Все эти слова, увы, из речи взрослых. Сами же ребята выражают свои мысли очень точно, ясно, без жеманства и ужимок. И так "по-детски" в лучшем смысле этого слова удается писать тем, кто видит в поэзии для детей подлинное доброе призвание.

Барто часто приходилось путешествовать не только по территории Советского Союза, но бывать в различных заграничных командировках. "Каждый ребенок не зависимо от своей национальной принадлежности имеет свой богатый внутренний мир и ему необходимо помочь адаптироваться в окружающем мире. В этом главная задача взрослых" - не уставала говорить Барто.

Говоря о поэзии А. Л. Барто, можно говорить о преемственности поколений. Произведения не стареют! Стихи А. Барто всем хорошо известны: их помнят и цитируют не только дети, но и взрослые. Я считаю, что работу по формированию интереса к  произведениям Барто необходимо вести комплексно, используя различные формы  методы работы. Обязательно должны присутствовать наглядные и игровые формы, а так же исследовательская деятельность. Поэзия Барто несет не только информацию, но и еще эстетическую ценность. В ходе работы можно сделать следующий вывод: дети с удовольствием слушают и заучивают произведения автора, разыгрывают небольшие сценки, делают зарисовки к прочитанным стихотворениям. Рисунки у детей добрые, светлые, индивидуально выразительные. В них так легко узнаются стихи Барто. С помощью рисунка дети выражают свои впечатления о прочитанном. С детьми мы придумали увлекательную игру- поиск « Имена от А до Я», цель которой – поиск личных имен, встречающихся в стихотворениях Агнии Барто. Задача каждого участника игры- собрать все стихотворения  Барто о своем личном имени. Таким образом, дети вновь становятся исследователями стихов Барто. Они более глубоко и осмысленно познают творчество Агнии Барто.

 Дети заслуживают самых прекрасных стихотворений, серьезных тем. Агния Барто в своем творчестве запечатлела целую эпоху в истории культуры детства, само же ее творчество является достоянием детства нынешнего. И наша задача – всесторонне раскрыть это достояние перед детьми.

Список используемой литературы

1. Детская литература: учебник для студ. проф. учеб. заведений./ Под ред. О. Е. Путиловой. – М.: Изд-кий центр "Академия", 2008.

2. Журнал "Детская литература"

3. ru./wiki/Агния_Барто

4. Сивоконь С. Уроки детских классиков. – М.: "Детская литература", 1990.

5 Соловьев Б., Мотяшов И. Агния Барто. Очерк творчества. – М.: "Детская литература", 1979.

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 10  «Ладушки» комбинированного вида

Павлово-Посадского муниципального района Московской области

                                                      Доклад                                                                            Тема: «Значение поэзии А. Л. Барто в воспитании дошкольников »

                                                                           Подготовила                                                                          Воспитатель высшей категории

Менчикова Надежда Антоновна

               

                                                                     

                                                            2016г                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта «Любимые игрушки» По стихам А.Л. Барто

Предшествующая работа – чтение стихов А.Л. Барто, рассматривание иллюстраций книг, заучивание и повторение вместе с воспитателем стихов. Игры с игрушками.а)Воспитатель формирует проблему – как помочь ...

Сценарий конкурса чтецов на тему"Стихи Агнии Львовны Барто"

Знакомство детей с творчеством А. Л. Барто...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «НАШИ ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ» ПО СТИХАМ А.Л. БАРТО.

Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Этот возраст, в  котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать худо...

Литературная гостиная, посвящённая циклу стихов А.Л.Барто "Игрушки".

Встреча в форме литературной гостиной, посвящённая циклу стихов А.Л.Барто «Игрушки» способствует:развитию умения сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;активизац...

Фестиваль чтецов на тему «Стихи Агнии Львовны Барто».

Цели: Способствовать формированию познавательного интереса к творчеству А. Л. Барто.Задачи:1. Уточнить и обобщить представления детей о творчестве А. Л. Барто.2.  Развивать художественно-речевые ...

КОП "Урок доброты по стихам А.Барто"

Культурная практика раздел : формирование поведения и отношений «Урок доброты» во второй младшей группеЦель: формировать у детей знания о нравственных понятиях -...