Трудный ребенок
консультация на тему

Жулина Любовь Васильевна

Советы родителям по воспитанию их детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu_trudnyy_rebenok.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудный ребенок»


Почему понятие «трудный ребенок» широко бытует в практике детского сада? По оценкам воспитателей, фактически в каждой группе есть 1 - 3, а иногда и больше детей, которые с трудом поддаются воспитательному влиянию, по отношению к ним малоэффективны многие приемы педагогического воздействия.

Почему учителя нередко говорят о патологическом упрямстве, лености, жестокости детей, которые только-только пришли в первый класс?

Объяснить это можно тем, что трудновоспитуемость, которая наиболее ярко проявляется в подростковом (11 -15 лет) возрасте, не возникает вдруг, ни с того ни с сего. Она формируется по крупицам, является результатом длительных нарушений процесса формирования личности. Чаще всего трудным ребенок становится вследствие педагогической запущенности, т.е. неправильного или вовсе неорганизованного процесса воспитания. Таким образом, если понятие «трудновоспитуемый» говорит о результатах неправильного воспитания, то понятие «педагогическая запущенность» характеризует историю процесса воспитания, в котором допускаются серьезные просчеты, которые, если их своевременно не устранить, рано или поздно приведут к трудновоспитуемости (Л.М. Зюбин, В.А. Татенко).

Итак, педагогическая запущенность (ПЗ) как процесс для многих детей начинается в дошкольном детстве. Именно в эти годы в неблагоприятных условиях жизни и при неправильном воспитании создаются определенные предпосылки для появления и закрепления таких отрицательных качеств, как жестокость, жадность, лживость, которые лежат в основе антиобщественного и даже криминального поведения личности в более старшем и зрелом возрасте. Недооценку же родителями самых первых стремлений детей 1,5 - 2 лет к самостоятельности (самому снять или надеть штанишки, ботиночки, подать бабушке очки, принести комнатные туфли маме, отцу и т.д.) исследователи связывают с появлением привычки добиваться результатов только с помощью взрослых, упрямства, пассивности, лени, которую народная педагогика считает матерью всех пороков. Если своевременно не принять меры по нормализации воспитательной ситуации, то к 6 - 7 годам у детей могут сформироваться отдельные отрицательные черты характера.

Как бы ни были серьезны нарушения в поведении дошкольника и младшего школьника, они не затрагивают всю систему его отношений к другим. Как правило, дети сохраняют доброе расположение к взрослому, стремление быть хорошими, всегда ищут человека, у которого они могли бы заслужить одобрение.

Улучшение семейных условий, поступление в класс к хорошему, чуткому учителю, целенаправленная кропотливая работа педагогов с такими детьми и их родителями всегда дают положительные результаты.

Когда речь идет о детях дошкольного и младшего школьного возраста, мы предлагаем использовать термин «педагогическая запущенность». Ребенок запущен взрослыми людьми, в первую очередь родителями. Они не сумели или не захотели дать ему все то, что необходимо для его нормального развития; в итоге малышу трудно общаться с педагогами и товарищами по группе. Он часто просто не знает, что тот или иной его поступок плох, а его во всех случаях одергивают, стыдят, наказывают.

Осознавая всю сложность проблемы формирования и преодоления ПЗ в детском саду, следует помнить, что пластичность нервной системы дошкольников создает наиболее благоприятные предпосылки для исправления (коррекции) поведения и личных качеств ребенка.

Недооценка роли раннего периода детства как наиболее благоприятного для профилактики педагогической запущенности детей обусловлена самим характером их проступков, которые, как известно, не таят в себе серьезной опасности для окружающих. Опасность, которую они представляют для самого ребенка, зачастую в расчет не берется. К тому же родители и воспитатели маленьких детей всегда имеют в своем распоряжении средства воздействия, которые, не будучи целесообразными, с педагогической точки зрения, все же до поры до времени дают сиюминутный результат (например, окрик, отстранение от игры или занятия, угроза наказать и т.д.). В таких случаях не учитывается главное: если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый, пусть самый незначительный проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить поступать правильно, то у малыша может сформироваться искаженное понимание основных нравственных ценностей, неправильное отношение к окружающему.

Таким образом, мы понимаем ПЗ как двусторонний процесс неблагоприятного воздействия на ребенка и накопления последним нежелательных качеств, и одновременно как состояние ребенка, развитие личности, которое уже нуждается в коррекции.

Что же касается содержательной стороны ПЗ, то она может быть разнообразной.

Собственно педагогическая запущенность.

Для нее характерны отдельные неглубокие и неустойчивые нарушения в отношениях ребенка с окружающими.

Рассмотрим такой пример.

Руслан (6 лет) хорошо развит, активен на занятиях, пользуется авторитетом у товарищей. По дороге в детский сад мальчик угнал «ничей» велосипед, который стоял возле дома. Опасаясь расспросов воспитателя, спрятал его в кустарнике и целую неделю катался на нем по вечерам, пока не создал на дороге аварийную ситуацию, в результате которой чуть не погиб. Родители Руслана узнали о краже лишь после дорожного происшествия. Несмотря на решительное сопротивление сына, велосипед возвратили владельцу и выплатили ему штраф. Однако родителям не удалось доказать Руслану неправомерность его поступка: «Это мой велик, он уже давно у меня. Я не крал его, он просто стоял у дома. Он мой!»

А.С. Макаренко писал, что первый случай детского воровства - это не воровство, это «взял без спросу». Лишь потом, когда ребенок знает, что брать без разрешения нельзя, но делает это, такой поступок можно назвать воровством. Поведение Руслана свидетельствует о том, что мальчик не новичок в таком деле, что он имеет определенный опыт не только брать, но и прятать украденное.

Другими словами, здесь налицо деформированное отношение к чужой собственности, которое сказывается и на характере отношений ребенка с родителями и воспитателями (ложь, недоверие, обида). Пример, конечно, крайний, но большинство воспитателей рано или поздно сталкиваются со случаями присвоения отдельными детьми игрушек и вещей, принадлежащих другим детям или детскому саду.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания нередко ведут к появлению задержки психического развития дошкольника (ЗПР), которая в дальнейшем не только не позволяет ребенку успешно учиться в школе, но и в особо сложных случаях ставит под удар его здоровье. Дети страдают патологической возбудимостью, несобранностью, жалуются на головную боль, рвоту, плохо спят, не могут справиться с простыми умственными задачами и наряду с этим серьезно нарушают нормы поведения в детском саду или школе (Дубинская А., Плуде В. Изучение шестилетних детей. - Рига, 1980). Дети с ЗПР всем видам деятельности предпочитают игры, характерные для младших (например, катают взад - вперед машинку, разбрасывают кубики), избегают общения с товарищами по группе и более старшими детьми, не доводят до конца начатое дело, бывают капризными, особенно в присутствии матери. У них не сформированы познавательные потребности. Эти дети не любят книгу, занятия, не проявляют интереса к окружающему.

В старшем дошкольном возрасте, как правило, появляется нравственное неблагополучие личности: ребенок избегает непосильных заданий, не может преодолеть свою леность, как «неумеха» не пользуется авторитетом у сверстников и постепенно озлобляется против них. Трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, еще более скажутся, когда он пойдет в школу. И поскольку коррекция поведения ребенка с возрастом, как уже отмечалось, не становится проще, а, наоборот, усложняется, то в детском саду необходимо все сделать для преодоления ЗПР таких детей.

Случай глубокой ЗПР и ее реабилитации описан А.Л. Венгером (Венгер А.Л. Родители просят совета. - М.: Знание, 1981. - С. 58 - 92). Марина до четырех с половиной лет «жила у бабки... копалась с ней на огороде, все время на воздухе», и родители, люди молодые и очень прогрессивные, думали, что это ей будет полезно. Игра и речь у Марины были на уровне двухлетнего ребенка, в рисовании - полный ноль, она не проявляла никакого интереса к окружающему миру, не задавала никаких вопросов. Такую педагогическую запущенность, указывает автор, можно компенсировать только большой работой по специально предусмотренной программе. Иначе эффект будет таким же, что и при умственной отсталости: ребенок не сможет учиться в массовой школе, не станет полноценным человеком. Наверстать это надо сейчас, пока не поздно. И далее автор пишет, что в результате работы по намеченной программе «Марина за три года прошла в своем развитии путь, который обычно дети проходят за пять, учась в массовой школе». «Могло быть и хуже», - завершает свой рассказ автор. Жизнь показывает, что такое бывает очень часто, особенно в сельской местности, где еще многие дети, подобно Марине, растут «у бабок на свежем воздухе» и фактически никем не воспитываются. Поэтому первоочередной задачей сельских дошкольных учреждений следует считать повышение педагогической культуры родителей.

Распространенной формой педагогической запущенности является избалованность.

Избалованные дети растут, как правило, в благополучных, материально обеспеченных семьях, где на единственного ребенка активно влияют родители, бабушки, дедушки, другие родственники. Здесь дети с первых дней жизни привыкают к особому положению «кумира» семьи, все пожелания которого немедленно удовлетворяются. Такие дети, как правило, хорошо развиты, умеют продемонстрировать свои достижения перед знакомыми и воспитателями. Они знают и правила поведения, но придерживаются их лишь тогда, когда эти правила помогают им выгодно оттенить свои достоинства. В общении с товарищами часто бывают грубыми, претендуют на главные роли в играх и на утренниках. Необходимость уступить свое лидерство нередко вызывает взрыв, обиду, демонстративный выход из игры или другой деятельности. Избалованные дети не приучены к труду, даже в старшем дошкольном возрасте они ждут помощи от других, не доводят до конца неинтересное им дело. Например, Миша (5 лет) проявляет большую невыдержанность на занятии по родному языку. На замечание воспитателя: «Нельзя на все вопросы отвечать только тебе» - отвечает: «Мне можно, потому что я самый умный в детском саду» - и продолжает нарушать дисциплину. На занятии по конструированию выглядит притихшим - работа руками ему явно не дается. Поняв, что он так и не сумеет склеить коробочку, отодвигает все от себя со словами: «Не хочу, не люблю я это дело». Воспитательную ситуацию в семье Миши ярко характеризуют слова его дедушки: «Я сам уже 30 лет преподаю, но перед очарованием моего внука педагогика бессильна!»

Избалованность может развиться и в результате болезненности ребенка, стать следствием щадящего воспитания, которое продолжается и после его выздоровления. В этих ситуациях Дети бывают менее самоуверенны, но еще более капризны и изнеженны. Позиция родителей здесь чаще всего отражает страх перед той болезнью ребенка, которую пережила семья.

К сказанному нужно добавить, что родители, которые избаловали детей, часто проявляют недоверие к воспитателю, считают, что в детском саду не оценили достоинств их ребенка, несправедливы к нему. Последнее еще больше осложняет коррекцию поведения малыша и работу педагогов с семьей.

Профилактика появившихся признаков педагогической запущенности, по существу, должна начинаться с первых дней жизни ребенка. Она заключается в правильной, в строгом соответствии с возрастом, организации систематического, целенаправленного воздействия на его личность в семье и дошкольном учреждении.

Трудности в воспитании могут быть обусловлены длительной болезнью ребенка, пограничным состоянием его нервной системы: чрезмерной возбудимостью, эффективностью или, наоборот, заторможенностью, медлительностью.

Вместе с тем каждый случай педагогической запущенности требует и специальной психолого-педагогической диагностики. При этом глобальная оценка поведения типа «непослушный», «невоспитанный», «неразвитый» и т.д. совершенно недостаточна для того, чтобы оказать действенную помощь ребенку и его родителям. Нужен более тонкий диагноз, который охватывает самые важные стороны жизни малыша в детском саду и семье, дает конкретный ответ на ряд вопросов, в частности: чем именно обусловлены трудности воспитания ребенка, какие его качества нуждаются в совершенствовании.

В таких случаях стоят сложные задачи: во-первых, объединить усилия причастных к рассматриваемой проблеме организаций и лиц к оздоровлению воспитательной ситуации семьи; во-вторых, компенсировать недостатки семейного воспитания, т. е. в условиях детского сада дать ребенку максимум того, что он мог бы получить в хорошей, благополучной семье, подготовить его к обучению в школе, к общению с товарищами по классу, учителем. Опыт лучших педагогических коллективов свидетельствует о посильности этих задач.

Иного подхода требуют педагогически ослабленные семьи.

Например, такие, в которых родители не в состоянии активно участвовать в воспитании ребенка: инвалиды или люди, в силу специфики своей профессии подолгу не бывающие дома (проводники вагонов, чабаны).

Особую группу педагогически ослабленных семей составляют неполные семьи, т. е. такие, в которых нет одного из родителей. Эти семьи можно и следует выявить в результате анализа документации, которая оформляется при поступлении ребенка в дошкольное учреждение; в дальнейшем посредством наблюдений, тактичных бесед с родителями данные о них уточняются и расширяются. Педагогически ослабленная семья особо нуждается в помощи воспитателя. В отличие от неблагополучных семей, которые, как правило, не осознают необходимости такой помощи, члены этих семей с большим вниманием и благодарностью воспринимают заботу дошкольного учреждения об их ребенке, охотно повышают свою педагогическую культуру.

Большого внимания к себе требуют такие семьи, которые воспитывают единственного ребенка. Здесь, особенно если в воспитании активно участвуют бабушки и дедушки, часто растут избалованные дети, у которых формируются завышенные представления о своих возможностях и такие же потребности. Родителям бывает трудно отказаться от восторженных представлений о своем ребенке. Определяя пути влияния на эти семьи, следует учесть их довольно высокий педагогический потенциал, который нужно умело использовать. Здесь эффективными окажутся методы приобщения родителей, бабушек и дедушек к жизни детского сада, к творческому участию в воспитании не только своего, но и других детей, в том числе и тех, которые требуют повышенного внимания. Участие в воспитании других детей, в педагогическом процессе детского сада поможет этим взрослым в осознании и устранении собственных ошибок.

Следует учесть и то, что трудновоспитуемость - преимущественно «мужская» проблема (среди несовершеннолетних правонарушителей девочки составляют лишь 2 - 3%). Исследования (Мосин А. Е., Мосина Р. Р. Нравственное и эстетическое в семейном общении дошкольников // Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению. - Свердловск, 1981) показали, что по отношению к мальчикам воспитание в детском саду, как и в школе, оказывается менее продуктивным, чем по отношению к девочкам. Что же касается семьи, то общение родителей с девочками (совместные прогулки, домашний труд) происходит в 1,5 - 3 раза интенсивнее, чем с сыновьями. Усиливающееся к 7 годам стремление мальчиков к общению с мужчиной не удовлетворяется во многих семьях. С отцами в значительной мере связана и такая остросоциальная в наши дни проблема, как алкоголизм и самое первое приобщение ребенка к хмельным ритуалам. «У меня вчера был день рождения, гости вино пили, и папка мне дал попробовать. Оно сладкое, вкусное и хмельное, я потом качался и орал, а все смеялись». Эти первые представления четырехлетнего Володи имеют далеко идущие последствия: они ложатся в основу глубокого убеждения в том, что употребление спиртного обязательно для взрослого, что это торжественно, весело и вкусно. Жизнь показала и ежедневно подтверждает снова и снова прочность этого убеждения: многие подростки, познавшие вкус спиртного в дошкольные годы, к 14 - 15 годам успевают всякого натерпеться от отцов-пьяниц («бил маму, гонялся за нами с топором» и т. д.), много раз обещают не брать в рот спиртного, и тем не менее продолжают вновь и вновь возвращаться к тому, что «вкусно и весело».

Дети раннего и дошкольного возраста чрезвычайно чувствительны к конфликтам и разводам родителей. Так, у детей, оставленных отцами в дошкольном возрасте, отклонения в поведении наблюдаются в 44%, в возрасте 7 - 8 лет - 13 %, 9 - 12 лет - 24% и в возрасте 13 - 18 лет - в единичных случаях. Эти научные данные в корне подрывают представления о дошкольниках как о совершенно безобидных детях, которых не касаются проблемы взрослых. Поэтому целенаправленная работа с родителями - важнейший принцип предупреждения и преодоления педагогической запущенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

трудный ребенок

материал для размышления родителям и детям...

Как работать с трудным ребенком?

Как работать с трудным ребенком....

Всеобуч на тему "Трудный ребенок"

В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...

Семинар - практикум «Трудности «трудного ребенка»»

Семинар - практикум проблемной группы специалистов социально-реабилитационного центра...

Мысли "трудного" ребенка

Мысли "трудного" ребенка  Дорогие мои родители!   - Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю ...

"Трудный" ребенок

Совет родителям, как помочь себе и детям в возникших трудных ситуациях. Как успешно избегать их....