Мастер-класс:"Организация содержательного общения с трудным ребенком средствами музыкальной игры".
методическая разработка на тему

Мастер-класс для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_muz.igra_.docx28.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 24 общеразвивающего вида.

Организация содержательного общения с трудным ребенком

средствами музыкальной игры.

                                 Мастер-класс для педагогов  от 03.12.14.

                                     

 Подготовила  музыкальный  руководитель: Ковш  Л. В.

Увельский муниципальный район.

с. Кичигино.

2014-2015 г.

Возможности музыки велики, и необходимо как можно полнее использовать воспитательные, познавательные и развивающие функции музыкального искусства в формировании творческой личности.

Основной деятельностью на музыкальных занятиях являются:

  1. Слушание (восприятие).
  2. Певческая деятельность.
  3. Танцевальная деятельность.
  4. Игра на музыкальных инструментах.
  5. Музыкально-ритмическая  игровая  деятельность.

Если обратиться к названию темы, то я остановлюсь на пятом пункте. Это музыкально-ритмическая игровая деятельность. Но прежде расшифруем определение «трудный» ребенок. Я бы поставила слово трудный в кавычки. Это не ребенок трудный, а трудна работа в организации общения с ним. Какие бывают «трудные» дети? Предлагаю вам самим подобрать определения для слова «трудный» ребенок.  

Воспитателям предлагаются планшеты с маркерами, где каждый прописывает свой вариант ответа. Затем, в ходе обсуждения выявляются два типа «трудных» детей.

«Трудный»  ребенок это:

1.Рассеяное внимание.

2.Подвижность.

3.Беспокойство.

4.Импульсивность.

5.Неусидчивость.

         Или:

1.Зажатость.

2.Медлительность.

3.Малоактивность.

4.Застенчивость.

Вывод: Два типа «трудных» детей.

            «Гиперактивные»

Гиперактивные дети находятся в постоянном движении. Они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся и т.д. По мнению психологов,  гиперактивность у детей начинает проявляться через:

  • чрезмерную невнимательность;
  • отвлекаемость;
  • импульсивность;
  • подвижность.
  • патология беременности, родов;
  • инфекции и интоксикации первых лет жизни малыша;
  • генетическая обусловленность.

           «Застенчивые»

Согласно исследованиям ученых, около 42% детей с 3 до 7 лет являются застенчивыми.

Застенчивые дети всегда боятся сделать что-нибудь не так. Обычно у них невнятный голос, мимика, робкие движения. Застенчивые дети очень остро замечают свои недостатки. А свои достоинства не замечают и не придают им значения. В результате этого, такие дети избегают всяческих контактов, считая себя хуже других, они безынициативны. Застенчивыми не рождаются, а становятся.

 

Причины застенчивости:

1.необоснованно жесткий контроль со стороны семьи.

2.малообщительныи, замкнутый образ жизни родителей.

3.категорично-правильная интеллигентная среда.

4.пережитыи стресс.

    Вопрос для воспитателей: Одинаковый ли подход  в работе с такими детьми?

Воспитатели предлагают свои варианты ответов. Музыкальный руководитель транслирует свой педагогический опыт.

С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без  умолку, обижает друзей. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком.

Во взаимодействии  с гиперактивным ребенком, я стараюсь:

  • "не замечать" мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  •  сажать такого ребенка рядом с собой,  чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;

  • давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести,  и т. п.);
  • хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца.

В работе с застенчивыми детьми, стараюсь:

1.Не называть ребенка робким и застенчивым, не навешиваю на него ярлык  «тихоня» - заставляя его вести себя соответствующе.

2.Привожу ему пример преодоления  застенчивости. Видя перед собой положительный пример, ребенок сможет стать более уверенным в себе.

3.Замечаю любой мало-мальски значительный успех, хвалю его перед окружающими. Говорю ему, что он всегда может рассчитывать на мою помощь и поддержку.

4.Предлагаю ему принять участие  в шумных играх. Это раскрепощает ребенка, помогает  выпустить свои эмоции наружу.

5.Ставлю перед ребенком те цели, которых он сможет добиться.

Помогает в моей  работе с «трудными» детьми игра. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что « игра-это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Где как не в игре активнее всего развивается речь ребенка. Ведь игра раскрепощает, творческая атмосфера игры способствует эмоциональному подъему, призывает к активному участию. Вы все замечали, что играть хотят все. Бывает трудно выбрать из желающих на какую-то роль. Тут-то я и стараюсь выбрать зажатых, малоактивных детей. Вступаю с ребенком в диалог. Заранее нацеливаю на то, как изобразить того или иного героя, каким будет его поведение. Во время игры поддерживаю, помогаю  им раскрепоститься.

В музыкальной деятельности используются игры сюжетные с пением, с проговариванием текстов. В этих играх есть персонажи, события, отношения между действующими героями. Они отличаются яркими музыкально-игровыми образами. Все это заставляет детей быть раскованнее и быстрее включится в игру. С помощью этих игр развиваются  слух, память,  чувство ритма, интонирование, воображение,  развитие речи.

Большая роль в работе,  принадлежит подвижной игре, созданной на основе народной и современной детской поэзии. Эмоциональная отзывчивость ребенка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими   движениями  под стихотворный текст.

Транслируется организация трех музыкальных игр с детьми среднего дошкольного возраста, даются пояснения. 

В игре «Холод» (Приложение 1), все слова, которые пропеваются во время игры,  подкрепляются движениями.

В игре «Охотник и заяц» (Приложение 2), можно привлечь как «непосед», так и «тихоней». Энергичную роль охотника поручить «тихоне», а спокойного, но шустрого зайца - можно предложить  «непоседе». Таким образом, входя в роль, балансируется и уравновешивается поведение детей.

В игре «Домик в лесу» (Приложение 3), все роли  со словами, но они небольшие и несложные, поэтому даже «тихони»,   охотно принимают участие. Я даю детям возможность  выбрать себе понравившуюся роль и проявить свои творческие способности.  

Но главная и самая ответственная роль принадлежит нам, педагогам. Мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными. Стараться быть с такими детьми терпеливыми, снисходительными. Важно понять, что ребенка нужно не только любить, но и уважать его личность. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на наше внимание и помощь. Наберитесь терпения и упорства.

В помощь вашей работе, предлагаю буклеты. (Приложение 4).

 Желаю удачи!

Используемая литература:

  1. И.Г.Галянт  «Образовательная область «Музыка» в программе «Радуга».   Соответствие с Федеральным государственным требованиям. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2013 г.
  2. Г. Праслова «Музыкальная игра как средство развития».ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2012 г.
  3. М.М.Безруких  «Ребенок-непоседа».  Москва «Вентана-Граф».  2005 г.
  4. Е.А.Дубровская «Ступеньки музыкального развития». Москва «Просвещение»  2003 г.
  5. Э.П.Костина   Камертон   Москва   «Просвещение»  2004 г.

Используемые  диски:

  1. Е. и С. Железновы «Развивалочки для малышей» от 1.5 до 4 лет.
  2.  Е. и С. Железновы «Веселые уроки» для детей от 1.5 до 4 лет.

                               Приложение 1 

Музыкальная игра «Холод»

 Воспитатель предлагает детям выполнять движения в соответствии  со смыслом текста. Участвуют все дети.

Дети: Вот так холод, вот мороз,

          Больно щиплет нос, больно щиплет нос.

         Чтоб согреть его скорей - надо потереть сильней.

          Чтоб  согреть его скорей - потереть сильней.

          Ноги стали замерзать - будем мы скакать, будем мы скакать.

         Очень холодно стоять, ноги стали замерзать.

        Очень холодно стоять стали замерзать.

        Крепче стал мороз, никак,

        Мерзнем стоя так, мерзнем стоя так.

        Чтоб согреться поскорей – надо нам бежать быстрей.

       Чтоб согреться поскорей – побежим быстрей.

       Чтобы руки согревать – будем мы махать, будем мы махать.

        И в ладоши будем бить, и локтями шевелить.

        И в ладоши будем бить, локтями шевелить.

        Мы на месте не стоим,

       Мы бежим, бежим, мы бежим, бежим.

      Чтоб согреться поскорей – надо нам бежать быстрей.

      Чтоб согреться поскорей – побежим быстрей.

              Приложение 2  

Музыкальная игра «Охотник и заяц»

Воспитатель помогает детям выбрать роли Зайца и Волка. Заяц и Волк в центре. Остальные  дети пропевают  все слова и выполняют движения по смыслу текста вместе с Зайцем и Волком.

 

Дети: Шел охотничек по лесу. Вот идет, идет, глядит:

          А под кустиком, кусточком, а под кустиком, кусточком,

          А под кустиком, кусточком заинька сидит.

Охотник: Ну-ка зайка вылезай-ка.

Дети: Так охотничек сказал.

Зайка: « Не хочу» – ответил зайка. « Не хочу» -  ответил зайка.

            «Не хочу» - ответил зайка. Прыг и ускакал.

Охотник догоняет зайца.

                    Приложение 3   

Музыкальная игра «Домик в лесу».

 

Воспитатель помогает детям выбрать роли Собаки, Овечки, Коровы и Киски. Герои сидят в домике. Остальные дети подходят к домику и, пропевая  слова, стучатся в домик. Герои по очереди поют, выглядывая из домика.

Дети: Есть в лесу из бревен дом.

          Есть окошко в доме том.

         Посмотрите в то окно –

         В доме тихо и темно.

         Мы тихонько кулачком постучимся в этот дом.

 Собака:  Выглянул какой-то зверь

               «Гав !» - сказал и запер дверь.

Дети: Мы погромче кулачком постучимся в этот дом.

Овечка: Выглянул какой-то зверь

              «Бе !» - сказал и запер дверь.

Дети: Громко, громко кулачком постучимся в этот дом.

Корова: Выглянул какой-то зверь

             «Му !» - сказал и запер дверь.

Киска: Киска из окна глядит.

           «Мяу, мяу» - говорит –

          «Хватит в домик к нам стучать!

          Дайте хоть чуть-чуть поспать!».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по организации двигательного режима с использованием музыкального сопровождения

Знакомство  с опытом работы по использованию музыкального сопровождения в различных формах физкультурно-оздоровительной работы....

Мастер-класс для родителей подготовительной группы «Как научить ребенка составлять рассказы играя».

Мастер-класс для родителей подготовительной группы  «Как научить ребенка составлять рассказы играя»....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс по теме: Формирование финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.

Цель: повышение педагогического мастерства участников мастер-класса  в процессе активного общения по формированию финансовой грамотности дошкольников по средством дидактической игры.Задачи: - поз...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Обучение дошкольников финансовой грамотности посредством музыкальной игры»

В настоящее время финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей ...