Как научить любить прекрасное
консультация (подготовительная группа) на тему

Коробкова Татьяна Дмитриевна

Как научить любить прекрасное

 

 

Необходимость эстетического образования признается всеми современными  воспитателями, правильно смотрящими на конечную  цель воспитания. Эта цель состоит в том, чтобы сделать человека человеком, т.е. возвысить, облагородить, развить все его способности, вселить в него  стремление к лучшему и дать ему средства к  самосовершенствованию. На пути, этого самосовершенствования ожидают горести и сомнения; ему предстоит борьба с собственными несовершенствами, труд, работа над самим собой. Поэтому так часто говорят, что человек  создан для труда и борьбы. Борьба эта становится тем упорнее, исход борьбы тем сомнительнее, чем больше расходятся обязанности человека с его желаниями, чем больше разлад между нравственным долгом и чувственными явлениями. На этом основании одна из важнейших задач воспитания состоит не  в том, чтобы во имя долга подавить личную свободу, искоренить  враждебные наклонности и влечения, а  в том, чтобы согласить, примирить одно с другими, чтобы  дать правильное развитие этим наклонностям, которые, в противном случае  не получивши должного направления, могут переродиться в старости и повести к самым печальным уклонениям от  разумности. Нужно, чтобы человек делал добро, по возможности не насилуя своей природы; нужно, чтобы он смотрел на труд не как на печальную необходимость, а как на внутреннюю потребность, как на существенное условие жизни, как на высокое наслаждение; хорошие, благородные влечения должны по возможности обратиться в привычку, сделаться второй природой правильно развитого человека. Степень развития можно, довольно безошибочно определять по тем предметам, которые нравятся человеку, — по тому, в чем он находит себе удовольствие или наслаждение. Чем грубее, необразованнее человек, чем ниже стоит его природа в нравственном отношении, тем материальнее его наслаждения, тем менее они проникнуты мыслью, тем ближе они к чисто животным влечениям. Такие наслаждения, конечно, не могут иметь образователь­ного влияния: вместо того чтобы облаго­раживать человека, они удерживают его в состоянии нравственного унижения. Между тем наслаждение составляет одну из потребностей человеческой души. Способность наслаждаться принадлежит к числу благороднейших ее способностей; но способность эта нуждается в развитии. Человеку свойственно стремление к прекрасному, но каждый понимает прекрасное по-своему, часто неверно и превратно. Задача эстетического образования состоит именно в том, чтобы воспользоваться этим врожденным стремлением и показать ему верную дорогу. Эстетическое образование должно приучить человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус, показать человеку то, в чем должно искать наслаждения, развить в нем способность наслаждаться тем, что действительно прекрасно, – тем, что может оказывать на душу благотворное, обновляющее влияние. Плодом эстетического образования должны быть внутренняя гармония, согласие между долгом и желанием, между рассудком и чувством, отсутствие той борьбы, которая всегда служит признаком еще неполного развития. К такой цели должно стремиться.   

Возникает вопрос: с каких лет должно начинаться   эстетическое   образование? Ответ на это ясен: для одних раньше, для других позднее, но вообще, чем раньше, тем лучше. Пока еще нельзя действовать положительными средствами, пока нельзя  развивать  вкуса,   потому   что  дремлют умственные способности и не окрепли физические силы, до тех пор нужно действовать отрицательно, охраняя ребенка от всего того, что может неприятно поразить его и произвести болезненное,   хотя  и  смутное,   неясное,  впечат­ление. Нужна только добрая воля, а главное – убеждение в необходимости эстетического образования и сознание того, что образование это начинается  с  первых  впечатлений  ребенка, а не с того времени, когда ему читают с кафедры теорию изящного.  Следует обращать внимание  на обстановку,   которая   окружает  ребенка в  первые дни и годы его жизни. Совет этот основателен, хотя с первого взгляда может показаться,  что внешняя обстановка  не  имеет  важного  значения  в  деле воспитания.   Надо вспомнить,  что ребенок сначала способен воспринимать одни  внешние впечатления, что на него всего сильнее действует то, что поражает его чувство.  Эти  впечатления,  воспринятые  сначала случайно,  инстинктивно,  мало-помалу получают смысл в глазах ребенка. Оставаясь в его памяти,  они начинают действовать на его понятия, будить в его душе чувства, вызывать к деятельности воображение. Для характера ребенка очень важно то, при каких условиях совершилось это первое пробуждение духовной деятельности; важны даже обстановка, убранство    комнаты, потому что все это производит впечатление на восприимчивые, еще не окрепнувшие  нервы. Впоследствии,  в известном возрасте,  любовь к чистоте и  порядку совершенно отделяется от высшего эстетического чувства, побуждающего человека наслаждаться созерцанием красоты или  воплощать  мысль  в соответствующую ей форму; но в первые годы жизни опрятность   и   порядочность   составляют первые проблески эстетического чувства, которого высшие проявления еще не доступны детскому пониманию.  Поэтому  следует дорожить этими  проблесками и смотреть на них не только  с  практической  стороны,  не  только как на качества, доставляющие в жизни внешние  удобства  и  комфорт. Чем самобытнее и безыскусственнее  попытки (творчества,  которые  часто проявляются в детских играх), чем меньше в них подражательности и стремления к эффекту, тем большую цену должны они иметь в глазах воспитателя, который, не стесняя свободы ребенка, не обращая его  забавы в работу,  должен помогать ему и дружеским советом руководить его опытами. Попытки эти дороги не столько  как задатки  будущего таланта, сколько потому, что они показывают в ребенке присутствие живого природного смысла и самородного стремления к деятельности. Совершенную противоположность с этими здоровыми  проявлениями творчества, выражающегося часто в грубых или причудливых, но естественных формах, составляют так называемые таланты, привитые к детям искусственным воспитанием, суровой дисциплиной, без которой редко обходится раннее обучение какому-нибудь искусству. Эти преждевременные таланты чаще всего проявляются в детях художников и, к сожалению, составляют нередко предмет спекуляции со стороны родителей. В таком таланте обыкновенно нет ничего самобытного; все его достоинство состоит во внешней эффективности. Ребенок бессознательно усваивает себе механизм искусства, не понимая его идеи, не имея в себе искры художественного чувства. Подобное развитие представляет печальное, болезненное уклонение от той цели, к которой должно вести истинное эстетическое образование.

Красота  тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие; музыкальная мелодия должна отличаться простотой; в противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния.

Нужно прежде всего не учить искусству, а пробудить  в ребенке способность наслаждаться изящным.  Наслаждение это будет сначала инстинктивное, безотчетное; но лишь бы это было действительное, непритворное, хотя и неосознанное, наслаждение: оно облагородит и принесет свою пользу. У нас же  держатся обратного пути; о влиянии искусства на нравственность, на чувства не заботятся. Искусство сведено на степень механической ловкости, и на развитие этой ловкости обращено все внимание родителей и воспитателей. Ребенка, не обнаружившего еще никаких музыкальных   наклонностей,   неспособного   с удовольствием   выслушать самую простую и ненатянутую мелодию, сажают прямо за фортепиано и заваливают гаммами и экзерсисами.  Мудрено ли,  что при подобных условиях гибнет эстетическое чувство ребенка, забитого рутиной,   запуганного   сухими,   безжизненными формами, в которых впервые перед его глазами является искусство. Не­мудрено и то, что наше общество, которое  всего  более  дорожит  внешностью, не заботясь о внутреннем содержании, немудрено, что это общество обращает так мало внимания на истинное эстетическое образование.  При этом образовании  внешний  блеск  есть  явление  случайное, на которое нельзя рассчитывать; а обществу нужен блеск во что бы то ни стало, и вот в наше воспитание введено под именем искусства бездушное изучение разных механических приемов, в которых нет ни мысли, ни чувства. Так изучают музыку, живопись, танцы. При таком порядке вещей воспитанники и воспитанницы не могут испытывать на себе благотворного влияния искусства, при таком порядке вещей можно смело сказать, что у нас еще нет эстетического образования или,  что оно составляет удел немногих избранных людей, поставленных судьбой в особое, счастливое положение.

Мысль, будто искусство (т. е. наиболее полное выражение художественного начала, красоты) не столь уж обязательно, что без него легко можно обойтись или сделать его лишь развлечением в часы досуга, что эта мысль равносильна утверждению, что вовсе не обязательно стремиться к одухотворенности труда, к красоте быта, к благородству человеческой натуры.

Люди редко, а пожалуй и никогда, не обходятся в своей жизни без искусства вообще. Вопрос заключается в том, какую часть искусства человек включает в свою жизнь, а от какой отказывается, какое место занимает взятая им часть искусства в его духовном мире.

«Человековедением», «наукой о человеческой душе» часто называют искусство. И это очень верно. Конечно же, в способности оказывать воздействие на душу человека, на его чувства, а не только на сознание и заключено самое важное свойство искусства. Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с  художественной литературой, музыке живописью, театром, кино... Нет таких  предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство.

Но, представляя собой наиболее полное, концентрированное выражение прекрасного и обладая  наибольшими возможностями для воспитания в человеке эстетической культуры, искусство само по себе далеко не исчерпывает того, что  мы под эстетической  культурой  понимаем. Понятие эстетической  культуры гораздо шире понятия культуры художественной. И большую ошибку делают  те, кто все содержание эстетического воспитания и конечную цель его видят  лишь в приближении детей и юношества к искусству. Эстетическое воспитание помогает формированию всего духовного мира человека.

Ведь недаром в народе привыкли подходить к любому явлению жизни с такими оценками, в которых эстетическое  начало  неотделимо т  этического. Подвиг героя мы всегда воспринимаем как высшее проявление красоты человеческого духа. Труса, подлеца, предателя мы называем моральным уродом…

«Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» – эти слова  Чернышевского могли бы стать для девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодежи!

При таком понимании эстетической культуры, эстетического воспитания нельзя всю заботу о нем возлагать только на уроки литературы, музыки и рисования, хотя эти уроки будут всегда играть в этом отношении особенно большую и ответственную роль.

Элементы эстетики проникают по существу во все звенья учебной и воспитательной работы как в детском саду, так и  в школе, сливаясь в единое целое со всем процессом воспитания учащихся. «Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента (т. е. эстетического начала)  было бы обездушенным...» говорилось в декларации «Основные принципы  единой трудовой школы» еще в 1918 г.

С недооценкой эстетического воспитания, и   особенно  с   недооценкой роли, которую  играет  искусство  в  эстетическом воспитании, связан нередко узкий, ограниченный   взгляд,   будто   основная задача обучения  сегодня («в век науки и техники»)   –   воспитывать  физиков   и математиков, инженеров и техников, а «гуманитарный цикл» можно, мол, поджать,   потеснить. Под   «гуманитарным циклом» при этом в первую очередь имеются в виду «эстетические» занятия. При таком взгляде нетрудно воспитание человека подменить его обучением и  образованного человека принять человека  культурного. Но надо ли говорить, что это далеко не одно и то же!

Воспитательная роль искусства проявляется еще задолго до школы, и мы к этому так привыкли, что даже перестаем замечать это. А ведь любовь к Родине, к своему народу, такие нравственные категории, как героизм и трусость, благородство и предательство, любовь к добру  и ненависть к злу, возникают в сознании совсем еще маленьких ребятишек  под влиянием первых услышанных сказок или песен, первых увиденных рисунков, т. е. именно под влиянием искусства.

И право же, трудно отрицать, что первые встречи  с любовью и  дружбой,  с большими радостями и большими горестями происходят у человека чаще всего сперва на страницах книги,  на экране кино,  в песне и на сцене театра, а потом уже в жизни. И то, как девушка и юноша обойдутся с этими чувствами, встретившись с ними в действительности, в немалой степени зависит и от того, чего они успели к тому времени начитаться, чего наслушались в музыке, чего насмотрелись в театре и в кино. Конечно,   несколько  детективно-приключенческих   рассказов   или   фильмов (кто ими не увлекался!) вряд ли извратят сознание подростка.  Но если детектив­ная  литература станет единственной его духовной пищей, он окажется в большой опасности.   Проскочившая   мимо   ушей девушки или даже спетая ею самой пошлая песенка может и не затуманить ее чистого взгляда на жизнь. Но если эта девушка весь свой музыкальный мир ограничит такими песенками, не надо будет удивляться, что цинизм, неверие в хорошую, счастливую любовь (а в таких песенках она почти всегда несчастливая) станут чертами ее собственной натуры.

Как часто забываем мы об этом, успокаивая себя шаткой и вовсе не основательной мыслью: «Подумаешь, посмотрел плохой фильм! Подумаешь, прочитал плохую книгу! Подумаешь, прослушал плохую песню. Все это забудется!..» Да, возможно, что и забудется! Но след в душе может остаться на всю жизнь.

Для человека с хорошим вкусом, с жизненным опытом плохой фильм, бессодержательная книга, пошлая песенка безопасны. Безопасны потому, что он умеет уже сам отличать хорошее от плохого, содержательное от бессодержательного, благородное от пошлого. Но ведь у детей и подростков нет еще ни жизненного опыта, ни выработанного эстетического вкуса. Они гораздо проще, элементарнее, чем взрослые, понимают связь искусства с жизнью. Они стремятся подражать полюбившимся героям книги, фильма, песни. А такими героями неопытным зрителям могут легче показаться «герои» фильма «Великолепная семерка», чем подлинные герои «Баллады о солдате». Вот в такой способности непосредственного влияния и заключена особая (ничего собой не замещающая, но и ничем другим не заменимая!) сила искус­ства, которой мы пользуемся в воспитании молодого поколения еще чрезвы­чайно мало и зачастую неумело. Поэтому-то множество работающих по всей стране университетов культуры и искусства заняты тем, что стараются уже взрослым людям дать то, чего не дала им школа. А пока мы занимаемся перевоспитанием взрослых людей, сетуя на «неизвестно откуда берущиеся дур­ные вкусы», школа продолжает ежегодно, как с непрерывно движущегося конвейера, выпускать в жизнь все новые и новые сотни тысяч девушек и юношей с невыработанным вкусом. Кого же мы должны обвинять прежде всего: этих девушек и юношей или нас самих, родителей и воспитателей, не сумевших воспитать своих детей и воспитанников?! В донецкой молодежной газете были написаны такие слова: «Студентов ждут линии электропроводов, которые они поведут через тайгу, заводские цехи, сосредоточенная тишина вычислительных центров, исследовательские лаборатории. Но это еще не все. Есть в мире прозрачная, как утро, песнь Сольвейг, мудрость Баха, печальная прелесть блоковской «Незнакомки» и драматизм Бетховена – та самая красота жизни, без которой не может дышать Человек!»

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_lyubit_prekrasnoe.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить любить прекрасное

Цель эстетического образования состоит в том, чтобы сделать человека человеком, т.е. возвысить, облагородить, развить все его способности, вселить в него  стремление к лучшему и дать ему средства к самосовершенствованию. На пути, этого самосовершенствования ожидают горести и сомнения; ему предстоит борьба с собственными несовершенствами, труд, работа над самим собой. Поэтому так часто говорят, что человек  создан для труда и борьбы. Борьба эта становится тем упорнее, исход борьбы тем сомнительнее, чем больше расходятся обязанности человека с его желаниями, чем больше разлад между нравственным долгом и чувственными явлениями. На этом основании одна из важнейших задач воспитания состоит не  в том, чтобы во имя долга подавить личную свободу, искоренить  враждебные наклонности и влечения, а в том, чтобы согласить, примирить одно с другими, чтобы  дать правильное развитие этим наклонностям, которые, в противном случае  не получивши должного направления, могут переродиться в старости и повести к самым печальным уклонениям от  разумности. Нужно, чтобы человек делал добро, по возможности не насилуя своей природы; нужно, чтобы он смотрел на труд не как на печальную необходимость, а как на внутреннюю потребность, как на существенное условие жизни, как на высокое наслаждение; хорошие, благородные влечения должны по возможности обратиться в привычку, сделаться второй природой правильно развитого человека. Степень развития можно, довольно безошибочно определять по тем предметам, которые нравятся человеку, — по тому, в чем он находит себе удовольствие или наслаждение. Чем грубее, необразованнее человек, чем ниже стоит его природа в нравственном отношении, тем материальнее его наслаждения, тем менее они проникнуты мыслью, тем ближе они к чисто животным влечениям. Такие наслаждения, конечно, не могут иметь образовательного влияния: вместо того чтобы облагораживать человека, они удерживают его в состоянии нравственного унижения. Между тем наслаждение составляет одну из потребностей человеческой души. Способность наслаждаться принадлежит к числу благороднейших ее способностей; но способность эта нуждается в развитии. Человеку свойственно стремление к прекрасному, но каждый понимает прекрасное по-своему, часто неверно и превратно. Задача эстетического образования состоит именно в том, чтобы воспользоваться этим врожденным стремлением и показать ему верную дорогу. Эстетическое образование должно приучить человека любить прекрасное и правильно понимать его; оно должно образовать и очистить вкус, показать человеку то, в чем должно искать наслаждения, развить в нем способность наслаждаться тем, что действительно прекрасно, – тем, что может оказывать на душу благотворное, обновляющее влияние. Плодом эстетического образования должны быть внутренняя гармония, согласие между долгом и желанием, между рассудком и чувством, отсутствие той борьбы, которая всегда служит признаком еще неполного развития. К такой цели должно стремиться.    

Возникает вопрос: с каких лет должно начинаться   эстетическое   образование? Ответ на это ясен: для одних раньше, для других позднее, но вообще, чем раньше, тем лучше. Пока еще нельзя действовать положительными средствами, пока нельзя  развивать  вкуса,   потому   что  дремлют умственные способности и не окрепли физические силы, до тех пор нужно действовать отрицательно, охраняя ребенка от всего того, что может неприятно поразить его и произвести болезненное,   хотя  и  смутное,   неясное,  впечатление. Нужна только добрая воля, а главное – убеждение в необходимости эстетического образования и сознание того, что образование это начинается  с  первых  впечатлений  ребенка, а не с того времени, когда ему читают с кафедры теорию изящного.  Следует обращать внимание  на обстановку,   которая   окружает  ребенка в  первые дни и годы его жизни. Совет этот основателен, хотя с первого взгляда может показаться,  что внешняя обстановка  не  имеет  важного  значения  в  деле воспитания.   Надо вспомнить,  что ребенок сначала способен воспринимать одни  внешние впечатления, что на него всего сильнее действует то, что поражает его чувство.  Эти  впечатления,  воспринятые  сначала случайно,  инстинктивно,  мало-помалу получают смысл в глазах ребенка. Оставаясь в его памяти,  они начинают действовать на его понятия, будить в его душе чувства, вызывать к деятельности воображение. Для характера ребенка очень важно то, при каких условиях совершилось это первое пробуждение духовной деятельности; важны даже обстановка, убранство    комнаты, потому что все это производит впечатление на восприимчивые, еще не окрепнувшие  нервы. Впоследствии,  в известном возрасте,  любовь к чистоте и  порядку совершенно отделяется от высшего эстетического чувства, побуждающего человека наслаждаться созерцанием красоты или  воплощать  мысль  в соответствующую ей форму; но в первые годы жизни опрятность   и   порядочность   составляют первые проблески эстетического чувства, которого высшие проявления еще не доступны детскому пониманию.  Поэтому  следует дорожить этими  проблесками и смотреть на них не только  с  практической  стороны,  не  только как на качества, доставляющие в жизни внешние  удобства  и  комфорт. Чем самобытнее и безыскусственнее  попытки (творчества,  которые  часто проявляются в детских играх), чем меньше в них подражательности и стремления к эффекту, тем большую цену должны они иметь в глазах воспитателя, который, не стесняя свободы ребенка, не обращая его  забавы в работу,  должен помогать ему и дружеским советом руководить его опытами. Попытки эти дороги не столько  как задатки  будущего таланта, сколько потому, что они показывают в ребенке присутствие живого природного смысла и самородного стремления к деятельности. Совершенную противоположность с этими здоровыми  проявлениями творчества, выражающегося часто в грубых или причудливых, но естественных формах, составляют так называемые таланты, привитые к детям искусственным воспитанием, суровой дисциплиной, без которой редко обходится раннее обучение какому-нибудь искусству. Эти преждевременные таланты чаще всего проявляются в детях художников и, к сожалению, составляют нередко предмет спекуляции со стороны родителей. В таком таланте обыкновенно нет ничего самобытного; все его достоинство состоит во внешней эффективности. Ребенок бессознательно усваивает себе механизм искусства, не понимая его идеи, не имея в себе искры художественного чувства. Подобное развитие представляет печальное, болезненное уклонение от той цели, к которой должно вести истинное эстетическое образование.

Красота  тех произведений, которыми мы окружаем детей, должны быть простые, понятные, близкие детскому сердцу. Картины должны изображать такие эпизоды, в которых проявлялось бы чувство, доступное детям, способное возбудить в них сочувствие; музыкальная мелодия должна отличаться простотой; в противном случае искусство останется для детей чуждым элементом и не получит образовательного влияния.

Нужно прежде всего не учить искусству, а пробудить  в ребенке способность наслаждаться изящным.  Наслаждение это будет сначала инстинктивное, безотчетное; но лишь бы это было действительное, непритворное, хотя и неосознанное, наслаждение: оно облагородит и принесет свою пользу. У нас же  держатся обратного пути; о влиянии искусства на нравственность, на чувства не заботятся. Искусство сведено на степень механической ловкости, и на развитие этой ловкости обращено все внимание родителей и воспитателей. Ребенка, не обнаружившего еще никаких музыкальных   наклонностей,   неспособного   с удовольствием   выслушать самую простую и ненатянутую мелодию, сажают прямо за фортепиано и заваливают гаммами и экзерсисами.  Мудрено ли,  что при подобных условиях гибнет эстетическое чувство ребенка, забитого рутиной,   запуганного   сухими,   безжизненными формами, в которых впервые перед его глазами является искусство. Немудрено и то, что наше общество, которое  всего  более  дорожит  внешностью, не заботясь о внутреннем содержании, немудрено, что это общество обращает так мало внимания на истинное эстетическое образование.  При этом образовании  внешний  блеск  есть  явление  случайное, на которое нельзя рассчитывать; а обществу нужен блеск во что бы то ни стало, и вот в наше воспитание введено под именем искусства бездушное изучение разных механических приемов, в которых нет ни мысли, ни чувства. Так изучают музыку, живопись, танцы. При таком порядке вещей воспитанники и воспитанницы не могут испытывать на себе благотворного влияния искусства, при таком порядке вещей можно смело сказать, что у нас еще нет эстетического образования или,  что оно составляет удел немногих избранных людей, поставленных судьбой в особое, счастливое положение.

Мысль, будто искусство (т. е. наиболее полное выражение художественного начала, красоты) не столь уж обязательно, что без него легко можно обойтись или сделать его лишь развлечением в часы досуга, что эта мысль равносильна утверждению, что вовсе не обязательно стремиться к одухотворенности труда, к красоте быта, к благородству человеческой натуры.

Люди редко, а пожалуй и никогда, не обходятся в своей жизни без искусства вообще. Вопрос заключается в том, какую часть искусства человек включает в свою жизнь, а от какой отказывается, какое место занимает взятая им часть искусства в его духовном мире.

«Человековедением», «наукой о человеческой душе» часто называют искусство. И это очень верно. Конечно же, в способности оказывать воздействие на душу человека, на его чувства, а не только на сознание и заключено самое важное свойство искусства. Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может стать в ряд с  художественной литературой, музыке живописью, театром, кино... Нет таких  предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство.

Но, представляя собой наиболее полное, концентрированное выражение прекрасного и обладая  наибольшими возможностями для воспитания в человеке эстетической культуры, искусство само по себе далеко не исчерпывает того, что  мы под эстетической  культурой  понимаем. Понятие эстетической  культуры гораздо шире понятия культуры художественной. И большую ошибку делают  те, кто все содержание эстетического воспитания и конечную цель его видят  лишь в приближении детей и юношества к искусству. Эстетическое воспитание помогает формированию всего духовного мира человека.

Ведь недаром в народе привыкли подходить к любому явлению жизни с такими оценками, в которых эстетическое  начало  неотделимо т  этического. Подвиг героя мы всегда воспринимаем как высшее проявление красоты человеческого духа. Труса, подлеца, предателя мы называем моральным уродом…

«Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» – эти слова  Чернышевского могли бы стать для девизом эстетического воспитания детей, юношества, молодежи!

При таком понимании эстетической культуры, эстетического воспитания нельзя всю заботу о нем возлагать только на уроки литературы, музыки и рисования, хотя эти уроки будут всегда играть в этом отношении особенно большую и ответственную роль.

Элементы эстетики проникают по существу во все звенья учебной и воспитательной работы как в детском саду, так и  в школе, сливаясь в единое целое со всем процессом воспитания учащихся. «Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента (т. е. эстетического начала)  было бы обездушенным...» говорилось в декларации «Основные принципы  единой трудовой школы» еще в 1918 г.

С недооценкой эстетического воспитания, и   особенно  с   недооценкой роли, которую  играет  искусство  в  эстетическом воспитании, связан нередко узкий, ограниченный   взгляд,   будто   основная задача обучения  сегодня («в век науки и техники»)   –   воспитывать  физиков   и математиков, инженеров и техников, а «гуманитарный цикл» можно, мол, поджать,   потеснить. Под   «гуманитарным циклом» при этом в первую очередь имеются в виду «эстетические» занятия. При таком взгляде нетрудно воспитание человека подменить его обучением и  образованного человека принять человека  культурного. Но надо ли говорить, что это далеко не одно и то же!

Воспитательная роль искусства проявляется еще задолго до школы, и мы к этому так привыкли, что даже перестаем замечать это. А ведь любовь к Родине, к своему народу, такие нравственные категории, как героизм и трусость, благородство и предательство, любовь к добру  и ненависть к злу, возникают в сознании совсем еще маленьких ребятишек  под влиянием первых услышанных сказок или песен, первых увиденных рисунков, т. е. именно под влиянием искусства.

И право же, трудно отрицать, что первые встречи  с любовью и  дружбой,  с большими радостями и большими горестями происходят у человека чаще всего сперва на страницах книги,  на экране кино,  в песне и на сцене театра, а потом уже в жизни. И то, как девушка и юноша обойдутся с этими чувствами, встретившись с ними в действительности, в немалой степени зависит и от того, чего они успели к тому времени начитаться, чего наслушались в музыке, чего насмотрелись в театре и в кино. Конечно,   несколько  детективно-приключенческих   рассказов   или   фильмов (кто ими не увлекался!) вряд ли извратят сознание подростка.  Но если детективная  литература станет единственной его духовной пищей, он окажется в большой опасности.   Проскочившая   мимо   ушей девушки или даже спетая ею самой пошлая песенка может и не затуманить ее чистого взгляда на жизнь. Но если эта девушка весь свой музыкальный мир ограничит такими песенками, не надо будет удивляться, что цинизм, неверие в хорошую, счастливую любовь (а в таких песенках она почти всегда несчастливая) станут чертами ее собственной натуры.

Как часто забываем мы об этом, успокаивая себя шаткой и вовсе не основательной мыслью: «Подумаешь, посмотрел плохой фильм! Подумаешь, прочитал плохую книгу! Подумаешь, прослушал плохую песню. Все это забудется!..» Да, возможно, что и забудется! Но след в душе может остаться на всю жизнь.

Для человека с хорошим вкусом, с жизненным опытом плохой фильм, бессодержательная книга, пошлая песенка безопасны. Безопасны потому, что он умеет уже сам отличать хорошее от плохого, содержательное от бессодержательного, благородное от пошлого. Но ведь у детей и подростков нет еще ни жизненного опыта, ни выработанного эстетического вкуса. Они гораздо проще, элементарнее, чем взрослые, понимают связь искусства с жизнью. Они стремятся подражать полюбившимся героям книги, фильма, песни. А такими героями неопытным зрителям могут легче показаться «герои» фильма «Великолепная семерка», чем подлинные герои «Баллады о солдате». Вот в такой способности непосредственного влияния и заключена особая (ничего собой не замещающая, но и ничем другим не заменимая!) сила искусства, которой мы пользуемся в воспитании молодого поколения еще чрезвычайно мало и зачастую неумело. Поэтому-то множество работающих по всей стране университетов культуры и искусства заняты тем, что стараются уже взрослым людям дать то, чего не дала им школа. А пока мы занимаемся перевоспитанием взрослых людей, сетуя на «неизвестно откуда берущиеся дурные вкусы», школа продолжает ежегодно, как с непрерывно движущегося конвейера, выпускать в жизнь все новые и новые сотни тысяч девушек и юношей с невыработанным вкусом. Кого же мы должны обвинять прежде всего: этих девушек и юношей или нас самих, родителей и воспитателей, не сумевших воспитать своих детей и воспитанников?! В донецкой молодежной газете были написаны такие слова: «Студентов ждут линии электропроводов, которые они поведут через тайгу, заводские цехи, сосредоточенная тишина вычислительных центров, исследовательские лаборатории. Но это еще не все. Есть в мире прозрачная, как утро, песнь Сольвейг, мудрость Баха, печальная прелесть блоковской «Незнакомки» и драматизм Бетховена – та самая красота жизни, без которой не может дышать Человек!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить любить... читать?

Советы психологов, интересные идеи, как привить дошкольникам любовь к чтению....

Консультация для воспитателей "Помогите ребенку научиться любить природу"

Эта статья поможет воспитателям в работе по экологическому воспитанию....

Консультация для родителей «Как ребенка научить любить литературу в средней группе»

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально ...

конспект встречи в родительском клубе "На встречу друг другу" "Научи любить ребенка все окружающее и ты его научишь всему"

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №19 «Светлячок» (Коломенский муниципальный район) не первый год функционирует родительский клуб «На встречу друг другу», руководителем которого является пе...

Статья "Как научить любить читать"

Статья на тему "Как научить любить читать"...

Консультация для родителей «Как научить любить читать»

Как научить ребенка любить читать? А можно ли вообще научить любить? Оказывается, можно и даже необходимо. Надо только захотеть - и хоть ненадолго вынуть из рук ребенка джойстик или пультик и вложить ...

"Научим любить природу"

Материал для работы с детьми в летний период (экологическая тропа)...