Роль детского сада и семьи в воспитании дошкольника
консультация (младшая группа) на тему

Дошкольное воспитание детей – это своеобразный фундамент, с которого начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, его можно условно разделить на два основных направления. Первое – подготовка к школе, второе – развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_detskogo_sada_i_semi_v_vospitanii_doshkolnika.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль детского сада и семьи в воспитании дошкольника»

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Им приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение.

Дошкольный возраст – период детства, занимающий место между ранним и младшим школьным возрастом от 3 до 7 лет. Обычно выделяют младший (3-4 г.), средний (4-5 л.) и старший (5-7 л.)

Именно дошкольный возраст – один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие всех систем и функций детского организма. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладение новыми видами деятельности. На границе раннего и дошкольного детства принципиально меняется характер совместной деятельности ребенка и взрослого: ребенок уже способен к определенной доле самостоятельности и испытывает острую потребность в реализации этой новой способности.

По исследованию педагогов можно дать предварительное описание современного дошкольника. Это человек преимущественно играющий, приобщенный к сверстникам через игру. Ему свойственна тяга к необычному преломлению впечатлений обыденной жизни в формах сюжета игры, содержаний разговоров друг с другом. Ребенок открыт для восприятия жизни других возрастных сообществ – школьников и взрослых, и у него есть вполне определенные установки по отношению к ним. Он активно накапливает опыт взаимодействия с миром, фундамент для следующего возрастного периода.

Дошкольное воспитание детей – это своеобразный фундамент, с которого начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка. Поэтому воспитание детей дошкольного возраста в семье очень важно, его можно условно разделить на два основных направления. Первое – подготовка к школе, второе – развитие определенных личностных качеств в ребенке, призванных помочь ему в жизни.

К сожалению, современные отношения родителей и детей характеризуются эмоциональной бедностью и дефицитом общения, отсутствием обмена ценностями, дефицитом тактильных ощущений. Конечно, это связанно с ритмом современной жизни, с проблемами материального обеспечения и заботой о материальном благополучии, дефицитом времени у родителей. А ребенок нуждается в заботе, ласке, семейном тепле. Поэтому необходимо в каждой семье, которая хочет как можно лучше воспитать ребенка, создавать условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания ребенка. Какие же это особенности и условия? Это – особо эмоциональный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, радость, ласка, семейное тепло и удовольствия исходят от родных папы и мамы, бабушки и дедушки.

Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для свои детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говоря о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют, и у них формируется не приятие такого поведения.

Если родители заботятся о здоровье, вкладывая душу и сердце, то дети будут защищены от вредного влияния среды. Но в каком бы богатстве и комфорте ни воспитывался физически крепким, освоившим науки и ремесла ребенок, если в нем не будут развиты духовные, гуманные черты личности, ничего хорошего он в мир не принесет. Нравственное поведение, психологическое развитие, поведение, общение, жизненные установки – все это формируется в семье.

Семья для ребенка – это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. И будучи ее членом, ребенок состоит в определенных отношениях с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и отрицательное влияние. Поэтому, несмотря на то, что ребёнок проводит в детском саду значительное время, можно утверждать, что без участия родителей в полной мере невозможно решить задачи воспитания полноценной личности, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе

  Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе  – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...

статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников

Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

Сотрудничество детского садаи семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это св...

Взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании дошкольника

Семья и детский сад – это два воспитательных звена каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, только в сочетании друг с другом они создают благоприятные условия для вхождени...

Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании дошкольников

Совместное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитании дошкольников...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В статье раскрываются  теоретические основы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников и  эффективные формы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей....