Главные вкладки

    Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет
    консультация (средняя группа) на тему

    Поторочина Елена Валерьевна

    Игра - самый верный путь достижения взаимопонимания с ребенком.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_i_vo_chto_igrayut_malchiki_i_devochki_4-5_let.docx31.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет

    Проблема игры в дошкольном возрасте — одна из самых сложных и интересных проблем современности. Хорошо известно, что игра — это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействия с окружающими, примеряет на себя самые разные социальные роли.

    Во что и как сегодня играют мальчики и девочки среднего дошкольного возраста в детском саду?

    Дети пятого года жизни любят сюжетно-ролевые игры. Они предпочитают игровые сюжеты, соответствующие их полу. Девочки устойчиво выбирают социально-бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Парикмахер» или «Салон красоты», «Доктор» или «Больница», «Магазин», «Барби». Мальчики выбирают для игр мужские взаимоотношения в мужских профессиях. Это сюжетно-ролевые игры «Корабль», «Автобус», «Гараж», «Такси», «Подводная лодка», «Строитель», «Спасатели», «Войнушка», «Гонки», «Следователи», «Супергерои».

    Дома дети играют по мотивам тех же сюжетов, что и в детском саду. Но в отличие от детского сада в домашних условиях, например, девочки играют и с машинками, с удовольствием катают кукол по разнообразным маршрутам. Мальчики дома играют в «Бои без правил», что невозможно делать, по их мнению, в детском саду. И мальчики, и девочки дома любят играть в компьютерные и подвижные игры, собирают пазлы.

    В играх девочки выбирают роли мамы и дочки, парикмахера и его клиента, продавца, покупателя, кассира, врача и пациента, консультанта по косметике, певицы, артистки. В сюжетно-ролевой игре современных девочек встречаются героини из сказок и мультфильмов: Феи Винкс, Белоснежка, королева, принцесса, Мальвина, Золушка, Русалочка. А мальчики чаще всего выбирают роли спасателя, водителя, пассажира, кондуктора, рекламного агента, капитана, рулевого, охранника, полицейского, механика, строителя, матроса, супергероя; сказочных персонажей: медведя, волка, Змея Горыныча, Кощея Бессмертного, дракона, Буратино, Человека-Паука, Бэтмена, Черепашки Ниндзя, монстра.

    Наиболее привлекательными для абсолютного большинства девочек этого возраста становятся куклы, детская посуда, игрушечная косметика, мягкие игрушки. Некоторых девочек привлекают машинки. Это может быть связано с тем, что современные игрушечные автомобили очень красивые, необычные, разных моделей, поэтому девочки активно их используют в своих играх. Мальчики предпочитают машинки, роботов, самолеты, пистолеты, разнообразные конструкторы, с которыми они с удовольствием совершают игровые действия. Интересно, что используемые детьми в сюжетно-ролевой игре игрушки не всегда являются любимыми и предпочитаемыми.

    Девочки и мальчики пяти лет играют преимущественно с детьми своего пола. Мальчики не играют с девочками, для этой деятельности они выбирают только мальчиков, объясняя это тем, что девочки не играют в «Подводную лодку», «Гараж». «Им (девочкам) даже не придумать роли, и им нечего делать в этих играх», — рассуждает Вадим. Так же объясняют это явление и девочки. Таня говорит: «Мальчики не играют в "'Дочки-матери'', "Парикмахера". У них свои игры!» При этом в реальном общении мальчики и девочки среднего дошкольного возраста благосклонно и доброжелательно относятся друг к другу: общаются, проявляют симпатии, демонстрируют положительные взаимоотношения.

    В ходе наблюдения за играми детей удалось выявить еще одну особенность: объединение девочек для игр основано на их интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к игровому содержанию, к замыслам партнеров по игре.

    Очевидно, что игровые интересы мальчиков и девочек обусловлены их половой принадлежностью и что особенности полоролевой социализации в этом возрасте остаются прежними. Сохранилась и традиционная тематика сюжетно-ролевых игр: преобладание сюжетов, связанных с семьей и бытом, — у девочек и типично профессиональных — у мальчиков.

    В свои пять лет мальчики очень подвижны и динамичны, они не могут ограничиться только игровым уголком, им нужно пространство для перемещений и активных действий. Уже сам характер их игр предполагает движение. Машина, которую ведет шофер, едет, корабль плывет, подводная лодка погружается и всплывает. Мальчики строят из стульев автобус. Конечно, для такой игры используется помещение группы.

    Девочки более комфортно себя чувствуют в ограниченном пространстве. Им достаточно и уголка. Именно он становится кабинетом, в котором воображаемый врач измеряет температуру, осматривает горло, делает уколы. Используя коробочки с воображаемыми таблетками и витаминами, врач дает нужные лекарства больному, выписывает рецепт

    Мальчикам среднего дошкольного возраста важно наличие разнообразной предметно-игровой среды. Например, в игре в «Автобус» им необходимы фонарик, бумажки-билеты, бумажки-деньги, стулья, карточки, руль; в игре «Гараж» — машинки, кубики, игрушечные человечки, бумажки-визитки, пистолеты.

    В игре «Парикмахер» девочки используют передник, расчески, заколки, резинки, игрушечные ножницы, разнообразные коробочки и баночки, флакончики и пластиковые бутылочки, бумажки-деньги, модные журналы Для игры «Доктор» им важно иметь под рукой игрушечный набор медицинских инструментов, коробочки и баночки с воображаемыми таблетками, порошками и витаминами.

    Очевидно, что мальчики более изобретательны в использовании предметной среды для сюжетно-ролевых игр. С одним предметом, например с кубиком, они придумывают многочисленные манипуляции. Девочки в этом возрасте более склонны к конкретике. Им необходимо наличие игрового оборудования, представляющего собой| аналог предметов взрослого мира.

    В связи с высокой мобильностью| и готовностью использовать в игре то что находится под рукой, мальчики совершают самые разнообразные игровые действия: они управляют автомобилями ремонтируют их,  готовят автобус для поездки,   капитаны  отдают  распоряжения, приказы командным голосом рулевой управляет кораблем, матросы моют палубы,  охранники изображаю «серьезные и строгие лица, требую» предъявить документы,   стреляют  в воров; кондукторы проверяют билеты штрафуют; мужчины-пассажиры предъявляют билеты кондуктору.

    Характер ролевых действий девочек заключается, как правило, в то что мама готовит, стирает, занимается уборкой, проявляет ласковое и заботливое отношение к дочке, занимаете ее воспитанием,  наказывает; дочка капризничает,  просит что-нибудь купить, ходит по магазинам, помогает маме: мама причесывает себя и дочку, парикмахеры делают разные прически, клиент описывает, какую он хотел бы прическу: врачи ставят диагноз, лечат, выписывают рецепты: кассиры выбивают чеки, покупатели спрашивают продавцов о качестве товара.

    Ролевое взаимодействие, возникающее между девочками в играх, более длительное, чем у мальчиков. Они не пытаются в отличие от них менять освоенные ролевые действия, готовы повторять их по несколько раз, и поэтому между ними реже возникают споры и конфликты, их игра имеет однообразный, но стабильный характер. Например, играя в «Магазин», Настя и Катя обе хотели быть продавцами. Катя предложила Насте по очереди побыть продавцами и покупателями. Настя согласилась. В случаях, когда между девочками возникают конфликты, они обращаются за помощью к воспитателю. Например, Оксана причесывала куклу, к ней подошла Ксюша и предложила поиграть в «Парикмахера». Оксана согласилась стать парикмахером, а Ксюша — клиентом. «Клиент» объяснял, какую он хочет прическу, а «парикмахер» старался помочь, подсказывая, как ее лучше сделать. Пока Оксана делала прическу Ксюше, к ним присоединилась Аня и Арина. В результате в игре появилось два парикмахера и два клиента. Через некоторое время возник конфликт из-за того, что Арина (парикмахер) сделала Ане (клиент) слишком высокий и некрасивый хвост. Конфликт решила воспитатель, к которому обратилась за помощью Аня. Она сделала ей прическу, которая очень понравилась девочке. При этом игра была продолжена, дети поменялись ролями и сумели завершить игру; все они остались с прическами.

    Мальчики распределяют роли конфликтно, не могут уступать, меняться ролями. Играя в «Такси», Петя, Артем и Даня хотели быть водителями, пассажирами никто из детей быть не желал. Ни один из мальчиков не предложил меняться ролями в течение игры, никто не хотел уступать, поэтому все были водителями без пассажиров и каждый что-нибудь рекламировал: марку машины, подушку безопасности, освежитель воздуха. Игра быстро закончилась, так как машины столкнулись и мальчики стали ругаться, кричать друг на друга, даже драться. Нестабильность игры мальчиков часто приводит к конфликтам, которые разрешаются ими с помощью силы. Игра, как правило, прерывается.

    Часто дети привлекают в свои игры сюжеты из рекламы, кинофильмов и сериалов. Рассмотрим несколько примеров. Гриша начал делать из стульев автобус, он хотел быть водителем, к нему присоединились Саша и Тема, которые хотели быть пассажирами. «Водитель» автобуса, изображая радио, пел песни из мультфильмов «Маша и медведь», «Фиксики», «Щенячий патруль», «Вспыш». К ним в игру присоединился Дима, который был рекламным агентом. Он рекламировал фонарик, а тому, кто его купит, он обещал подарить часы. Далее Дима изображал кондуктора, который проверял у пассажиров билеты и штрафовал безбилетников, но на самом деле кондуктор оказался бандитом, захватившим автобус с помощью игрушечного пистолета.

    Можно выделить ряд особенностей творчества в сюжетно-ролевой игре современных мальчиков и девочек пятого года жизни. Так, и мальчики, и девочки испытывают трудности в комбинировании игровых сюжетов: девочки, как правило, строят игровые действия вокруг одного сюжета, иногда «застревают» на его отдельных элементах, повторяя их несколько раз; мальчики отражают в игре только отдельные элементы сюжета, представить и реализовать целостно игровой сюжет им трудно.

    Разнообразие ролевых действий наблюдается больше у мальчиков, они легче трансформируют сюжеты, включая в традиционное содержание игры сюжеты из рекламы, фильмов, мультфильмов. Наше исследование позволило сделать несколько важных выводов, которые будут полезны для воспитателей детских садов и для родителей дошкольников.

    Воспитывая мальчиков и девочек пяти лет, необходимо помнить, что предпочитаемые ими игры тесным образом связаны с их половой принадлежностью. Будущие мужчины в свои пять лет любят игры, требующие силы, мужественности, воли и характера, они связаны с типично мужскими профессиями и проявлениями.

    Для девочек содержание игр связано с освоением социальных ролей (мать, жена, хозяйка) и с процессами, подтверждающими женское поведение в обществе. Их увлекает неоднократное выполнение типично женских функций. Им нравится продумать все нюансы: если водитель, то какого транспортного средства, кого или что везет, куда едет. Само ролевое взаимодействие носит хаотичный, спонтанный и непродолжительный характер. Игровое объединение девочек основано, как правило, на интересе друг к другу, а у мальчиков — на интересе к содержанию игры, к замыслам партнеров по игре.

    Для ребенка этого возраста очень важно, кто с ним играет, особенно в семье. Учитывая, что мальчики отражают в игре модели взаимоотношений между мужчинами, то идеальный вариант — это сюжетно-ролевые игры с папой или дедушкой, братьями, соседскими мальчишками. Не стоит стремиться привлекать в их игры девочек-ровесниц, они им в игровой деятельности пока не интересны.

    Игры мальчиков и девочек среднего дошкольного возраста требуют от воспитателей в детском саду и от родителей дома особой организации игрового пространства: небольшого и стабильного — для девочек, с игрушками и игровым оборудованием для конкретных игровых сюжетов и ролевых действий; простора — для мальчиков, с богатым выбором самых разных предметов, игрушек, мебели. Это важно, так как среда и в том и в другом случае активизирует игру ребенка, развивает ее.

    Результаты исследования позволяют констатировать изменения в содержании игр детей данного возраста, что является следствием влияния изменившейся социокультурной среды: телевидения современных мультфильмов и игрушек, книг, интересов и материальных возможностей родителей дошкольников.

    Агрессивность в играх мальчиков тесно связана с образом жизни ребенка в семье. Лучше в этом возрасте ограничить общение ребенка с телевизором. Жестокое поведение в игре обязательно должно быть замечено воспитателем или родителями. Необходимо обсудить его с ребенком, показать опасность подобного сюжета и действий для человека и для самого героя, определить вместе с ним или помочь ему самостоятельно оценить, что хорошо, а что плохо, и как изменить игровую ситуацию.

    Готовя ребенка к игре или играя с ним, взрослому необходимо активизировать детскую фантазию, придумывать с ним новые игровые сюжеты и ролевые действия, обсуждать правила взаимоотношений между героями, важно научить и мальчика и девочку усложнять игры, которые привлекают их: комбинировать сюжеты, вводить нетипичных персонажей, правильно разрешать конфликтные ситуации. Таким образом воспитанники, сыновья и дочери, готовятся к нестереогипным моделям социального поведения в обществе, у них развиваются способности взаимодействия с другими людьми.

    Как уже было отмечено, мальчики пяти лет играют недолго, в отличие от девочек этого же возраста. Возникающие в игре конфликты решаются ими посредством силы, поэтому их ролевое взаимодействие быстро прекращается. Обратите внимание, что через сюжетно-ролевую игру можно учить ребенка конструктивно разрешать подобные ситуации, воспитывать культуру общения. Для будущего мужчины крайне важно научиться созидательному поведению в отношениях с окружающим миром.

    Литература

    1. Тариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному: Руководство для педагогов и родителей; пер. с англ. — М., 2004.

    2. Еремеева В. Д. Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. — СПб , 2006.

    3. Крылова Н. Б. Развитие кулыу-рологичекого подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность, — М., 2007.

    4. Журнал «Дошкольная педагогика» №7,  2008 г, 11-14 стр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Как и во что играют мальчики и девочки"

    Презентация раскрывает роль игровой деятельности в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. В презентацию входят фотографии и тезисы к ним....

    "Как и во что играть с ребенком"

    Советы учителя-дефектолога родителям по организации игры дошкольника...

    Проектная деятельность "Как и во что играют наши дети"

    Проектная деятельность "Как и во что играют наши дети"...

    «Из опыта работы воспитателей по созданию предметно – развивающей среды для развития мальчиков и девочек 4-5 лет».

         Когда мы начинали работу с малышами, нам хотелось изначально заложить в мальчиках « мужское», а в девочках  «женское» начало, не только средствами воспитания и обучения...

    «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым».

    Данный материал будет полезен воспитателям и родителям, подскажет, как организовать интересные игры игры для детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и приоритетов детей. Подскажет ...

    «Как и во что, играть с детьми?»

    Наглядно-информационный материал...

    Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»

    Консультация«Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым»   Проблема игры в дошкольном возрасте - одна из самых сложных и инте...