Из опыта работы "Играют мальчики и девочки"
статья по теме

Морозова  Елена Владимировна

Предлагаю подборку подвижных игр по гендерному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrayut_malchiki_i_devochki.docx30.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Играют мальчики и девочки» (из опыта работы)

                                      Где купить путёвку в детство, чтобы - детям показать?!

                               Как же было интересно  -    во дворе толпой гулять!

    Жгли костры! Играли в «прятки»! Пеленали всех котов!

                           Мы играли в наши игры - продавцов и докторов!

                                      На скакалке мы скакали! И - гоняли «лисопед»

Жаль, конечно, что в наше время

ДЕТСТВО-это ИНТЕРНЕТ.

    Часто  светлые  воспоминания  о  детстве  связаны  именно с  играми. Слово «игра» ассоциируется  с  чем - то неповторимым,  радостным. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это сюжетно-ролевые игры, игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего. Без игры нет детства. Ребенок    испытывает   радость  от  общения  со сверстниками.    Доброжелательные,  общительные,  быстрые  на  выдумку  дети  -  хорошие  партнеры,  часто  лидеры   в  коллективных  играх. Варя  и Арсений всегда  вносят  в  игру  что – нибудь  новое,  с  ними  любят  играть  и  девочки и мальчики.    

    Веселые подвижные игры - это наше богатство.  От  нас, воспитателей, зависит, внесет  ли  игра  радость  в мир детства,  научит  ли  она  ребенка  познавать,  любить и созидать; будет  ли  у  него  светлое  детство, согревающее его  всю  жизнь.    

      Все игры детей связаны с миром взрослых.  Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

      Вместе с тем, в нашей практике содержание игровой деятельности недостаточно   дифференцировано с учетом психофизических особенностей девочек и мальчиков. Мы подобрали, дифферинцировали и апробировали следующие игры с правилами для детей:

1.«Удалой казачок» 

Ход игры. Действие разворачивается внутри хоровода, а героями становятся мальчик и девочка, выбранные по считалке:

 Удалой казачок по двору гуляет 

 и казачку себе в пару выбирает.

« Выходи поскорей красная девица,

 Мы с тобой от души будем веселиться!»

В игре дети научились подпевать, выполнять несложные танцевальные движения. Мальчики стали внимательнее относиться  к девочкам, появилось желание делать им приятное, а девочки стали  нежнее и добрее.  

2.«Утка»  

Ход игры. Играющие (чередуясь: мальчик-девочка) образуют круг. В центре – «утка» (девочка), за кругом – «селезень» (мальчик). Он должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. Стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

В ходе игры мальчики усвоили, что они сильнее девочек, они их защитники.  

3. «Грибной суп».

Хоровод из девочек – кастрюлька, а мальчики грибы.  Идут по кругу:

Топ-топ пять шагов

А в кастрюльке пять грибов:

(девочки, держась за руки, идут по кругу вправо, а мальчики на каждый названный гриб, заходят в  середину круга)

Первый гриб-маслёнок, крепенький ребёнок

А вторые, как солдаты – тянутся опята.

Третий груздь, гриб не гриб – тарелка.

Вот четвертый – шампиньон,

Ну, совсем как чемпион.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

Все грибочки на подбор - вот и вкусный суп готов.

 (Затем девочки и мальчики  меняются местами.)

Топ-топ пять шагов

А в кастрюльке пять грибов:

(девочки на каждый названный гриб, заходят в  середину круга)

Первый гриб – лисичка, рыжая косичка

А вторая сыроежка – разноцветная кокетка

Третья – волнушка, розовое ушко

Вешинка – четвертая, девочка смышленная

Пятые - чернушки, веселые подружки

Все грибочки на подбор - вот и вкусный суп готов.

4. «Лесник»

Участники игры встают в круг, а водящий  (лесник) остается за кругом.

Дети называют  грибы (мальчики) или ягоды (девочки). Лесник запоминает, как называются плоды  у играющих, игроки в свою очередь тоже запоминают названия грибов и ягод.  

Лесник ходит за кругом и  говорит «Я по лесу хожу, за порядком гляжу, вижу ягодку «землянику»  (вижу гриб «боровик») дотрагивается до одного из игроков, касаясь плеча или руки. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Водящий бежит за кругом в одну сторону, а вызванный — в противоположную. Встретившись, они здороваются и продолжают бежать дальше, стараясь наперегонки занять свободное место (оставленное вызванным игроком). Тот, кому удалось занять это место, там и остается, а оставшийся без места становится водящим, и игра продолжается.

В данных играх развивается речь детей, их память, ловкость, закрепляются знания о названии грибов и ягод мужского и женского рода, формируется дружный коллектив.      

 4.«А мы зерна сеяли, сеяли»

Игра проводится по правилам игры «Цепи-цепи кованны».

Равные по числу игроков команды выстраиваются на противоположных концах, крепко держась за руки. Первая команда говорит хором: 

«А мы зерна сеяли, сеяли

Вторая команда отвечает: А мы зерна вытопчем,

Первая: А чем же вам вытоптать,
Вторая: А мы конями, вытопчем,
Первая: А мы коней в плен возьмем,
Вторая: А мы коней выкупим,
Первая: А чем же вам выкупить,
Вторая: А мы дадим сто рублей,
Первая: Нам не надо сто рублей,

 Вторая: А чего же вам надобно, надобно, (дети, делая круг, совещаются)

Первая: А нам надо девочку,  (мальчика)

Вторая: А какую  вам девочку,  (мальчика)

Первая: А нам надо Вареньку,  (Димочку)» 

Варя бежит к первой команде, стараясь «разбить» соединенные руки любых двух игроков. Если ей это удается, она забирает одного игрока из «порванного звена цепи» и уводит его в свою команду. Если Варя не сможет разъединить сцепленные руки ребят, она остается в первой команде.Затем игра продолжается, только начинают её уже игроки второй команды. Игра продолжается до тех пор, пока в одной из «цепи» останется один-два игрока.

Эта игра помогла детям научиться договариваться, уступать, находить общее решение, совместно выбирать в свою команду девочку или мальчика.  В игре сформировались положительные  взаимоотношения между детьми: дружелюбие, взаимопомощь, выдержка, умение выполнять правила игры.   Детей объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания.

6. «Надень и попляши» 

 Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Маша)  находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

По дорожке Маша шла (или Вова шел)

Маша тапочки нашла (дети, держась за руки, идут по кругу вправо, Маша, находясь внутри круга, - влево).

Маша тапки примеряла,

Чуть надела – захромала. (Маша изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

Стала Маша выбирать,

Кому тапочки отдать.

Никите тапки хороши,

На, надень и попляши. (Хоровод останавливается. Все смотрят на Машу. Маша  выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Маша и Никита пляшут внутри круга. Затем Маша возвращается в круг, а выбранный ею Никита остается в кругу, и игра начинается сначала.

В игре дети научились использовать воображаемые предметы, имитировать движения по тексту. Игра развивает творческое воображение детей, воспитывает  культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.  

7.Шуточная игра «Замесим тесто»

 Ой, ладошки-ладушки. Мы печем оладушки.  

Замешиваем тесто, А тесту в миске тесно.

Тесто выпало на стол, Тесто шлепнулось на пол

Тесто убежало,  начинай сначала.

Мальчики в кругу, образуют «миску», девочки внутри круга - «тесто» Мальчики произносят слова, а девочки выполняют движения, выходя из «миски» держась за руки и проходя в воротики рук мальчиков. После последних слов дети меняются местами.

Игра воспитывает в детях взаимодоверительные отношения, умение преодолевать конфликтные ситуации. Дети научились ходить цепочкой, быть первыми и вести остальных за собой.

8.Березонька  (тополёк),  выручай!

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, ловишка в середине круга. Дети произносят хором слова: «Ловишка, ловишка, беги, догоняй, березка, березонька  (девочка)  нас выручай!»  Затем бегут к березке. Добежав до березы, они должны успеть выполнить одно из действий: коснуться до ствола, обхватить его руками, прислониться щекой.

 Если дерево мальчик, то называем: «Ловишка, ловишка, беги, догоняй, тополь, тополёк  нас выручай».

 Во время игры на прогулке дети находят  деревья на участке и бегут к ним.

Данная игра помогает воспитывать в детях уважение друг к другу, желание помочь, культуру поведения, вежливость. Совершенствуются различные виды и способы бега в естественных условиях; развивается внимание, быстрота, ловкость. Дети научились действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

8. «Шёл король по лесу»

       Девочки занимают свои домики (обруч, кубик, любой предмет- заместитель), принимают красивую позу. Мальчики выбирают, себе девочку при этом, проговаривают слова:

Шёл король по лесу        

Нашёл себе принцессу.                                                                                                            Садись ко мне в карету, (образуют пары)                                                                        поедем мы по свету.                                                                                                  Вот горы впереди, их надо обойти (обходят воображаемые горы)                                                                             А, вот река глубока и широка.                                                                                               Проедем по мосту?   (мальчики берут девочку за пояс, проходят по «мосту»)                    Вот замок впереди, в него ты  заходи.  (Встают в обруч, на кубик, любой предмет-заместитель)                                                                  

Давай с тобой похлопаем (хлопают)

и ножками потопаем,       (топают)                                                                                                         и лодочкой покружимся,    (кружатся)                                                                                                 И с тобой подружимся. (обнимают друг друга)                                                  Ты будешь королевой!  

Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о девочках, воспитывает нравственно – волевые качества, характерные для мальчиков: смелость, решительность, силу, умение преодолевать трудности. Научила мальчиков достигать цели, быть спокойными, терпимыми, рассудительными, брать на себя роль защитника и охранителя. Девочки научились быть женственными, аккуратными, почувствовали себя красивыми принцессами. У детей появилось желание быть опрятным, способность видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде.

9.Снежная королева (снежный король)

Все дети ходят по кругу, а один ребенок - Снежная королева (снежный король)  находится в центре и, заглядывая, в лица детей говорит: «Я королева снежная (или я снежный король), как только захочу всех детей в снежинки превращу». После этих слов, догоняет детей, стараясь заколдовать их - коснуться рукой. “Заколдованные” замирают в различных позах. Тот, кто остался последним – бежит и размораживает всех детей, дотронувшись до них рукой.

Дети научились быть внимательными друг к другу, проявлять  симпатии к детям  противоположного пола. Формируются доброжелательные отношения между мальчиками и девочками; развивается способность и желание говорить приятное своим товарищам.

   Игры очень нравятся нашим детям, и они с удовольствием играют в группе, на прогулке, в процессе проведения  образовательной деятельности.   Чем больше дети знают подвижных игр, тем чаще они используют их для организации своего досуга. Игры – это и досуг ребенка, и хорошая основа для его физического и психического развития. Проводимая работа позволяет помочь детям освоить социальные роли, соответствующие их половой принадлежности. И хочется сказать, что такие игры не проходят зря. Они помогают детям сохранять дружбу, быть добрее, внимательнее друг к другу, формируют у мальчиков и девочек «мужские» и «женские»  качества и способы поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Как и во что играют мальчики и девочки"

Презентация раскрывает роль игровой деятельности в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. В презентацию входят фотографии и тезисы к ним....

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

«Мальчики - направо, девочки - налево» Светлана Ермолина. Открытая НОД во 2 младшей группе по гендерному воспитанию «Мальчики - направо, девочки - налево»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»Цель: формирование начальных гендерных представлений.Задачи:Образовательные:1. Учить детей видеть внешнее сход...

Сценарий совместного праздника (для мальчиков и девочек), посвященный празднованию 23 февраля и 8 марта. ( старшая разновозрастная группа)«А ну-ка, девочки! А ну-ка, мальчики»"

Цель: Создать праздничное настроение у детей.Задачи:-сплочение детского  коллектива;-формирование у дошкольников чувства дружбы, ответственности запорученное дело;-развитие творческих способ...

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...