Игры мальчиков и девочек
статья (старшая группа) по теме

Различия игр мальчиков и девочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл devochki_i_malchiki.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры мальчиков и девочек

С самого рождения социально-психологические, культурные, бытовые установки направляют мальчиков и девочек по разным дорогам воспитания. Мальчики и девочки различаются не только в физическом развитии. Исследования нейропсихолога Т.П. Хризман ещё в 1971 году показали, что мозг мальчиков и девочек уже на первых неделях жизни работает по-разному, так как девочки рождаются на 3-4 недели более зрелыми, чем мальчики. К моменту поступления в школу, концу дошкольного детства, мальчики «младше» девочек на  целый год, а к началу полового созревания эта разница достигает 2 лет. В чем же заключаются основные различия?

        Познавательная сфера – девочки в интеллектуальном развитии, как правило, опережают мальчиков, у девочек лучше развит вербальный интеллект. Мальчики лучше ориентируются в пространстве, используя зрительные опоры.

        Мотивационная сфера – мальчики чаще всего ориентированы на успех, а девочки – на избегание неудачи. Девочки стремятся добиться результата, а у мальчиков выше мотивация соревнования – они хотят не просто участвовать, а непременно победить.

        Сфера поведения – мальчики более агрессивны, чем  девочки.

        Девочки старшего дошкольного возраста в большинстве своем постоянны в выборе способов действия, тогда как поведение мальчика непредсказуемо, его выбор трудно спрогнозировать. Девочки более гибки в ситуации выбора цели и способа действия, а мальчики бывают импульсивны и непоследовательны.

        В целом исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов показали, что девочки больше, чем мальчики, зависят от мнения значимого для них взрослого. Они более застенчивы и не всегда уверены в своих силах. Девочки более эмоциональны, чем мальчики, и менее активны, и поэтому не стремятся к лидерству. Девочки чаще просят помощи у взрослых, и взрослые (как родители, так и воспитатели) боле снисходительно относятся к их просьбам, чем к просьбам мальчиков.

        Следовательно, нетрудно предположить, что мальчики и девочки, имея разницу в формировании и протекании психофизических процессов, будут по-разному усваивать и присваивать социальный опыт, по-разному будут познавать мир человеческих взаимоотношений и по-разному в него входить.

        Первый опыт социальных отношений будет познан в игре. Все игры детей связаны с миром взрослых.  Взрослый, знакомя малыша с разными способами игровых действий, уже ориентирует ребенка на игры, характерные для мальчика и для девочки. Мы видим, какие игрушки обычно получают в подарок наши дети, мальчикам достаются машинки, роботы-трансформеры, солдатики. Велосипеды и самокаты. Девочкам – куклы и кукольная утварь, мягкие игрушки, зеркальца, сумочки. И возникающая игра мальчика отличается от игры девочки.

        Наблюдения за группой детей дошкольного возраста показывают, что у девочек хорошо развита сюжетно-ролевая игра, в игре хорошо продуман план и в ней много сюжетных линий. Девочки с удовольствием самостоятельно играют в настольно-печатные и дидактические игры с правилами, охотно организуют подвижные игры по правилам. Они знают игровые действия, правила, четко понимают поставленную задачу и предвидят результат.

        Мальчики охотнее  всего играют в игры со строительным материалом: снегом, песком, водой – здесь для них важна не игра, а само действие. В подвижных и спортивных действиях мальчикам интересен и важен результат. В сюжетно-отобразительных и сюжетно-ролевых играх мальчики, как правило, играют второстепенные роли («папа на работе») или переводят сюжетно-ролевую игру в подвижную игру в стиле «экшн» (папа превратился в Бэтмена, спасающего мир и «летающего» по группе). Взрослый, участвующий в игре, выполняет разные функции в игровой организации мальчиков и девочек. Для девочек воспитатель – эмоциональный центр их жизни в группе, и в игре они могут позволить «опуститься» взрослому на их уровень, предлагают ему роль ведомого, младшего, например дочки в игре «дочки-матери». Для мальчика взрослый – партнер, и в игре он, наоборот, старается подняться до уровня взрослого, на равных играя в футбол или в шашки или собирая какую-нибудь модель из конструктора.

         Во что и как играть мальчикам и девочкам, чтобы их игровая деятельность была более насыщенной и разнообразной?

        Занимаясь данной проблемой, мы предположили, что игровая среда, максимально приближенная к особенностям поло-ролевого развития ребенка способствует наиболее полному раскрытию их склонностей во всех видах игровой деятельности. Основываясь на данных о различии психофизиологического развития мальчиков и девочек, мы уделили особое внимание задачам, позволяющим сделать игру максимально полезной для развития ребенка.

Для мальчика мы обращаем особое внимание на:

  1. Развитие вербального интеллекта.
  2. Ориентирование на процесс достижения результата, а не только на сам результат.
  3. введение игр, в которых гасится агрессивность, при этом развивается эмпатия, желание оказать помощь другим детям, уступчивость.

У девочек в игровой деятельности необходимо:

  1. Развивать пространственную ориентацию – плоскостную и

Объемную.

  1. Подбирать те игры, которые научат не бояться поражения, стимулируя на активность.
  2. Предлагать игры, которые имеют несколько вариантов развития сюжета.

Мы предлагали дошкольникам совместные игры, где ставились задачи,  направленные на компенсацию слабых и развитию сильных сторон игровой деятельности мальчиков и девочек.

        Для коррекции познавательной сферы девочкам были предложены игры-головоломки, пазлы, мозаики, кубики – для развития пространственной ориентации; мальчикам – речевые игры, объемные пазлы, игры-шнуровки, конструкторы – для развития вербального интеллекта.

        Для коррекции мотивационной сферы: девочкам – игры с не прогнозируемым заранее результатом; мальчикам – игры, где можно предвидеть результат, но, чтобы достичь его, необходима не скорость, а качество выполнения.

                 Для коррекции сферы поведения мальчикам предлагались сюжетно-ролевые игры с главными ролями; девочкам – спортивные групповые игры, где каждая из участниц становилась капитаном команды.

        В своей работе с детьми в течение всего учебного года, мы стремились учитывать в игровой деятельности поло-ролевые особенности развития дошкольников. Это необходимо для гармоничного развития мальчиков и девочек. Мы стремимся помочь девочкам стать более активными, независимыми и ориентированными на успех, а мальчикам – быть более самостоятельными, менее агрессивными по отношению к себе и окружающим, с более последовательным и предсказуемым поведением.

         Предметно-игровая среда, рассчитанная на среднего ребенка, обедняет её структуру, ориентируется только на развитие основных качеств, присущих мальчикам и девочкам. Которые сложились на протяжении всей истории развития общества. Между тем предметно-игровая среда, выстроенная с учетом поло-ролевых особенностей детей, способствует более гармоничному развитию,  что позволяет ребенку наиболее полно проявить себя в современном мире, где мальчикам и девочкам приходится исполнять гораздо более сложные роли, чем те, которые отводились мужчине и женщине много веков подряд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Как и во что играют мальчики и девочки"

Презентация раскрывает роль игровой деятельности в гендерном воспитании детей дошкольного возраста. В презентацию входят фотографии и тезисы к ним....

Из опыта работы "Играют мальчики и девочки"

Предлагаю подборку подвижных игр по гендерному воспитанию...

Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом генденых особенностей

Выступление на пед. советеТема: "Руководство игрой мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей"    Воспитатель: Стычева А. Т.ГБОУ ШКОЛА 2115 СП-8...

Игры мальчиков и девочек

Игры мальчиков и девочек...

Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет

Игра - самый верный путь достижения взаимопонимания с ребенком....

«Как и во что играют мальчики и девочки дошкольного возраста и что с этим делать взрослым».

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям, подскажет, как организовать интересные игры игры для детей дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей и приоритетов детей. Подскажет ...

"Игры мальчиков и девочек" Консультация для родителей

Консультация, в которой родители могут узнать об особенностях игр мальчиков и девочек, их ролевых действиях и взаимодействиях, а также получить нужные и важные советы на эту тему....