Волшебство сенсорной комнаты
материал на тему

Кузнецова Елена Александровна
Сенсорная комната  как учебно-реабилитационное  подразделение образовательного учреждения, является  средством для реализации программ дополнительного образования детей и взрослых, предназначенное для осуществления психодиагностической,   психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической,   научно-исследовательской   работы и психологического консультирования. 

В основе использования сенсорного оборудования в образовательной деятельности лежит понимание закономерностей психического развития ребенка как присвоения им опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры. Две основных группы факторов обуславливают развитие психики: природные задатки и внешнее окружение. Полифункциональное пространство интегративной среды сенсорной комнаты позволяет актуализировать влияние обоих факторов одновременно через эффективное влияние на сенсорное развитие. При включении средств сенсорного оборудования особое значение придается развитию сенсорных способностей: зрительно-кинестетического регулирования орудийных практических действий, слухового восприятия, музыкального и речевого слуха, ассоциативного мышления и т.п. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение ориентировочными действиями, сенсорными эталонами, универсальными учебными действиями, а также связь с формированием плана представлений, соединение действий со словом, развитие восприятия, представлений, воображения, речи и мышления. Построенная таким образом деятельность позволяет гармонизировать представления человека о мире, а при необходимости, корригировать «картину мира», например, в случаях психологической травматизации ребенка по причине сложных жизненных ситуаций.



 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Волшебство сенсорной комнаты

Уважаемые, родители! В нашем детском саду функционирует «волшебная»-как называют ее дети или сенсорная комната, ознакомьтесь с преимуществами занятий  в данной комнате!

В последние десятилетия в практике психолого-педагогической и медицинской помощи все больший интерес наблюдается к  полифункциональным интерактивным средствам развития, коррекции и реабилитации. Одним из таких средств является специально оборудованная среда сенсорных комнат.

Сенсорная комната представляет собой специально организованное и технически оснащенное помещение, предназначенное как для проведения оздоровительных, лечебно-терапевтических, образовательных и профилактических сеансов (уроков, занятий) детям и взрослым с различными психологическими и неврологическими отклонениями, так и для улучшения качества жизни здоровых людей.  

Сенсорная комната активизирует все модальности восприятия мира, работу базовых чувств  человека - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Развивает сенсомоторику, саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

При составлении программ занятий в сенсорной комнате мы отказались от традиционных помогающих, поддерживающих или обеспечивающих педагогических практик, мы придерживаемся концепции сопровождения, которая сегодня является одной из эффективных педагогических технологий.

Самостоятельность ребенка в безопасном пространстве сенсорной комнаты создает ситуацию самостоятельного свободного выбора и формирует опыт стрессоустойчивого поведения. Активное сенсорное воздействие комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных  для ребенка условиях. Все в сенсорной комнате дает ребенку ощущение успеха.

Основные направления психологической помощи детям и целевые группы:

  1. Психолого-педагогическая коррекция нарушений психологического развития ребенка (группы коррекции и общего развития).

Психологическая реабилитация при неврозоподобных состояниях у   детей, подростков и молодежи (первые группы  реабилитации и  коррекции невротических проявлений у детей

Средства сенсорной комнаты позволяют успешно решать следующие задачи:

  1. коррекция  агрессивного и отклоняющегося  поведения;
  2. уменьшение невротических реакций (тики, гиперкинезы, непроизвольные движения и др.проявления неврозоподобного состояния);
  3. развитие познавательной деятельности детей с проблемами психологического здоровья и психо-неврологическими проблемами;
  4. реабилитация людей, оказавшихся в стрессовой ситуации.

Сенсорная комната  как учебно-реабилитационное  подразделение образовательного учреждения, является  средством для реализации программ дополнительного образования детей и взрослых, предназначенное для осуществления психодиагностической,   психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической,   научно-исследовательской   работы и психологического консультирования.

В основе использования сенсорного оборудования в образовательной деятельности лежит понимание закономерностей психического развития ребенка как присвоения им опыта человечества, фиксированного в продуктах материальной и духовной культуры. Две основных группы факторов обуславливают развитие психики: природные задатки и внешнее окружение[1]. Полифункциональное пространство интегративной среды сенсорной комнаты позволяет актуализировать влияние обоих факторов одновременно через эффективное влияние на сенсорное развитие. При включении средств сенсорного оборудования особое значение придается развитию сенсорных способностей: зрительно-кинестетического регулирования орудийных практических действий, слухового восприятия, музыкального и речевого слуха, ассоциативного мышления и т.п. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение ориентировочными действиями, сенсорными эталонами, универсальными учебными действиями, а также связь с формированием плана представлений, соединение действий со словом, развитие восприятия, представлений, воображения, речи и мышления. Построенная таким образом деятельность позволяет гармонизировать представления человека о мире, а при необходимости, корригировать «картину мира», например, в случаях психологической травматизации ребенка по причине сложных жизненных ситуаций.

 Основными принципами в работе с сенсорным оборудованием являются следующие:

  • «Не навреди» и «ответственность» - два основных принципа. Как у любого средства, у сенсорного оборудования есть ограничения. Лицам с глубокой умственной отсталостью, гнойными, инфекционными (грипп, туберкулез и др.) заболеваниями занятия в сенсорной комнате противопоказаны. В темных сенсорных комнатах, насыщенных электрооборудованием, необходимо очень осторожно работать с лицами, страдающими эпилепсией, имеющими судорожную готовность, нарушения интеллекта и психики. Лицам с эпилепсией противопоказана ритмичная музыка и мигающие светоэффекты, оптимальными средствами являются элементы релаксационного оборудования темных комнат или среда светлой сенсорной комнаты. Для детей с неврологическими нарушениями, бронхо-легочной патологией и аллергическими реакциями необходим дополнительный медицинский контроль занятий.  Гиперактивным детям противопоказана активизирующая стимуляция. Используя сенсорное оборудование, специалист несет ответственность за безопасность каждого ребенка (клиента), с которым он работает в сенсорной комнате.

Активное использование сенсорной комнаты позволяет проводить корригирующие мероприятия в щадящих и комфортных для ребенка условиях. При этом ребенок постоянно испытывает ощущение успеха.

Следует отметить, что при организации занятий в сенсорной комнате педагог может дополнительно использовать любое другое оборудование и материалы в соответствии с целями и задачами занятия.

В сенсорной комнате происходит воздействие на три основных канала восприятия человеком окружающего мира — кинестетический, аудиальный и визуальный (тактильными ощущениями, звуком и цветом)

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

  • релаксационные тренинги для детей и взрослых, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
  • использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей дошкольного возраста сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;
  • непосредственно общение, которое имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развития его самооценки и становления как личности.

                                                     Подготовила педагог-психолог Кузнецова Е.А.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебство сенсорной комнаты

работа в сенсоной комнате доу, разработка занятия...

"Сенсорная комната" Демонстрационное открытое занятие для педагогов во второй младшей группе в сенсорной комнате.

Открытое занятие направлено на формирование представлений у воспитателей о сенсорной комнате, ее оборудовании, методах и сферах его применения в детском саду...

Волшебство в сенсорной комнате

Занятие в сенсорной комнате с детьми старшей группы...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий в комнате с интерактивным сенсорным оборудованием «Релаксационный комплекс» Разработана на основе учебно–методического пособия В. И. Шевлякова «Организация занятий в сенсорной комнате»

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятий в комнатес интерактивным сенсорным оборудованием«Релаксационный комплекс»Разработана на основе учебно–методического  пособия В. И. Шевлякова«Орга...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »

Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...