Развитие внимания дошкольника.
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Одинокова Анжела Борисовна

Внимание можно и нужно развивать. И возможности действий в этом направлении неограниченны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие внимания дошкольников

Наше поведение, жизненные успехи во многом зависят от свойств нашего внимания. Сколько раз школьнику или студенту надо посмотреть на доску, чтобы перенести схему, уравнение в тетрадь? Сколько раз малыш должен взглянуть на картинку, чтобы запомнить ее составляющие? Мы без конца говорим детям: "Ты очень невнимателен, пропустил... перескочил... не заметил..." и призываем их быть внимательными. Что мы при этом имеем в виду? Объем внимания, его концентрацию, возможность свободного переключения на другой объект.

Недостаток внимания в дошкольном возрасте не позволяет ребенку воспринять многое из окружающего мира, приобрести необходимые навыки, умения, усвоить понятия, доступные для его возраста. В дальнейшем у таких детей, помимо адаптационных трудностей, как правило, возникают сложности в овладении знаниями.

Именно из-за недостатка концентрации и объема внимания ребенку трудно учиться в школе, он рассредоточен, рассеян; мозговые структуры, отвечающие за процессы внимания, не приучены работать. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах это особенно заметно, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

          Внимание можно и нужно развивать! И возможности действий в этом направлении неограниченны.

Что же такое внимание? Это способность человека сосредоточиться на определенных объектах или явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно производят воздействие самые разные источники информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо.

Эту функцию психической деятельности выполняет внимание,
выделяя из информационного потока ту его часть, которая непосред
ственно связана с другими познавательными функциями — воспри
ятием, памятью, мышлением, воображением.

Внимание можно охарактеризовать и как возможность человека регулировать собственную интеллектуальную активность, от уровня которой зависит способность к обучению.

Прежде чем перейти к упражнениям, способствующим развитию внимания, попробуем коротко охарактеризовать его основные свойства.

Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.

Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек со слабой концентрацией внимания бывает рассеянным, несобранным. Вот яркий пример — почитайте малышам:

Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки — Оказалось, это брюки... Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки...

С. Маршак

"Вот какой рассеянный"

Внимательный человек внимателен и к людям, он вдумчиво слушает собеседника, пытается его понять, "услышать". Невнимательный — часто импульсивен, скор на решения, допускает много ошибок, от которых страдает он сам и его окружение.

Объем внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 3—7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать стремительные операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Но если малышу надо распределить предметы по 3—4 группам, а у него недостаточный объем внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все признаки групп, и ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. У взрослых при высокой заинтересованности, сильной мотивации на достижение результата устойчивость внимания может сохраняться в течение нескольких часов. У дошкольников устойчивость внимания считается хорошей, если ее продолжительность (в зависимости от возраста ребенка) находится в пределах от десятка секунд до 1— 3 минут.

Чтобы добиться более устойчивого внимания, а значит, и более эффективной деятельности детей, советуем взрослым (педагогу, родителям) создавать интересные для малышей ситуации. Например, привлекать к решению вопросов персонажи детских сказок, кукол, любимых героев мультсериалов:

—        Давай пригласим Винни Пуха! Пусть он вместе с нами попро
бует выполнить это упражнение.

Или вовремя похвалить ребенка, старающегося найти верное решение;

  • Ты умница, молодец. Правильно начал!
  • Смотри-ка, тебе осталось совсем чуть-чуть подумать!

Все это нужно для того, чтобы внимание дошкольника не переключалось на посторонние в данное время объекты и сохраняло возможную устойчивость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...