Родительский клуб
методическая разработка на тему

цикл занятий для родителей и детей по здоровьесберегающим технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_klub.docx40.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб

цикл занятий для детей и родителей

Автор: Казимиренок Светлана Михайловна,

 музыкальный руководитель ВКК,

педагогический стаж 30 лет,

МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»

Тулун, 2016 г.

Цель. Повышение компетентности  родителей в воспитании и развитии детей.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием «музыкотерапия».
  • Привлекать родителей к совместному творчеству с ребенком для укрепления взаимоотношений.
  • Развивать  конструктивные представления о детях, формирование правильного отношения к особенностям своего ребенка.

Занятие 1.

Тема. «Релаксация- умение расслабляться».

 Родители с детьми входят в зал под спокойную музыку и рассаживаются на свободные места.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети. Я рада приветствовать вас в нашем родительском клубе.

   Ни для кого не секрет, что в жизни наших детей мы играем важную роль. С рождения мы сопровождаем их по жизни, учим ходить, говорить, воспитываем, прививаем привычки, умение правильно поступать в тех или иных случаях. Но мы очень редко задумываемся, как наши дети чувствуют себя в разных сложных для себя ситуациях. Мы, взрослые, сами не всегда умеем адекватно оценить ситуацию, побороть напряжение, снять стресс, тревогу и неуверенность.

    Что же может помочь нам решить эту проблему? Конечно, музыка. Ещё древние заметили, что музыка имеет широкие возможности воздействовать на психику, эмоции человека. С помощью музыки пытались вылечить некоторые заболевания легких, сердца, других внутренних органов.

    В современной психологии существует отдельное направление - музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.

   Музыкотерапия может быть пассивной и активной. Активная – человек сам  играет  на   каком  либо  инструменте,  поет,  танцует;  а  пассивная  –  сеансы прослушивания музыки.
 Одна из  форм  музыкальной  терапии –  активные  вокальные   упражнения.
Установлено,  что  во  время  пения  возникает особая вибрация внутренних органов.  С   одной   стороны,   она   помогает   диагностике,   с  другой – активизирует  функции  дыхания  и  кровообращения.
  Максимальный эффект производит духовная музыка, колокольный звон, следствием этот является нормализация сна, снижения уровня тревожности, улучшения  памяти  и  работоспособности.   Колокольный  звон  влияет  на работу  кровеносных  и  лимфатических  систем  человека, известны опыты лечения психических заболеваний. Колокольный звон «убивает» микробы и бактерии  (влияние ультразвука).
Музыка,  воспринимаемая   слуховым  рецептором   воздействует  на  общее состояние   всего  организма,  вызывая   реакции,  связанные  с   изменением кровообращения,  дыхания.
  Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания). Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

   Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

  Итак, как видите, влияние музыки на организм очень широко.

И самым популярным методом использования музыки для оздоровления является релаксация.

    Релаксация  (от  латинского  relaxation  –  ослабление,  расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.  Релаксация  может  быть  как  непроизвольной,   так  и произвольной,  достигнутой  в  результате   применения   специальных психофизиологических   техник.
    Методы  релаксации   и  медитации   показаны   не  только  взрослым,  они полезны  и  детям.  Релаксация  детей  дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – научится правильно и умело этим пользоваться. Умение  расслабиться  поможет   детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ.  Детям  сложно   контролируют   процессы   возбуждения   и  торможения нервной  системы.  Этим  и объясняется  неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток.  Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Практическая  часть.
Дети  ложатся  на  ковёр, устраиваются   по   удобнее.  Руки  вытянуты  вдоль туловища,  расслаблены.  Ноги   прямые,  не   скрещенные.   Родители сидят рядом.
Музыкальный руководитель.  Ложитесь  по  удобней.  Закройте   глаза. Дышим   спокойно  и  ровно. Дадим   нашим   ногам  и  рукам   отдохнуть,  вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь   к  вашему  дыханию… (пауза)   Дыхание  ровное  и спокойное. Позвольте своему телу  расслабиться  и  отдохнуть… (пауза).

Звучит музыка К. Дебюсси «Свет луны»


Упражнение «Воздушные шарики»

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно.  Вы  летите  туда,  куда дует ласковый  ветерок. Но вот  пришла пора  возвращаться  домой. Вы  снова  в этой комнате.  Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Музыкальный руководитель. Для детей хорошим способом релаксации играют объятия. Важно чтобы ребенок чувствовал ваши теплые чувства. Положительное влияние имеют объятия не только с детьми, но и с любимыми, родителями, сестрами, братьями, друзьями. Объятия способствуют снятию напряжения и восстановлению сил.

Упражнение «Объятия»

Родители обнимают своих детей так, как они привыкли, как им хочется, затем берут на руки (по возможности) или садятся, обнявшись на ковер.

  Музыкальный руководитель.  Ещё один метод релаксации – массаж.

  Для детей дошкольного возраста подойдет игровой массаж. Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. 

Упражнение «Строим дом»

Целый день тук да тук,  (Дети похлопывают ладонью руки от

кисти к плечу сначала по левой, а затем по правой руке.)

Молоточки стучат,  (Поколачивают кулаком сначала по

левой, а затем по правой руке от кисти к плечу.)

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,  (Поколачивают кулаком левой руки по

Строим домик для бельчат.   кулаку правой руки или наоборот.)

Этот дом для белочек, (Растирают кулаком левой руки правую руку.)

Этот дом для зайчиков, (Растирают кулаком правой руки

левую руку.)

Этот дом для девочек, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по левой руке.)

Этот дом для мальчиков, (Пробегают» пальцами от кисти к

плечу по правой руке.)

Вот какой хороший дом, (Поглаживают ладонью левую

руку от кисти к плечу.)

Как мы славно заживём! (Поглаживают ладонью правую

руку от кисти к плечу.)

Будем песни распевать, («Тарелочки» - вид танцевальных

движений, имитирующих скользящие движения оркестровых

тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука –

снизу вверх.)

«Дождик»

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом! Бом!                        (нежно водите пальчиками по спинке малыша)

По веселой звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом!

- Дома, дома посидите,           (постукивайте пальчиками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,                (постукивайте кулачками по спинке малыша)

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте              (поглаживайте ладошками)

Бом! Бом! Бом!

А уйду - тогда гуляйте

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше -

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Упражнение «Дятел».

(Дети и родители встают друг за другом «паровозиком» и выполняют массаж.)

Дятел жил в дупле пустом,  (Дети похлопывают ладонями

Дуб долбил, как долотом.  по спине.)

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!  (Поколачивают по спине пальцами.)

Долбит дятел крепкий сук.

Клювом, клювом он стучит, (Постукивают по спине кулаками.)

Дятел ствол уже долбит.

Дятел в дуб всё стук да стук, (Постукивают по спине рёбрами ладоней.)

Дуб скрипит: «Что там за стук? »

Дятел клювом постучал,  (Поглаживают спину ладонями.)

Постучал и замолчал,

Потому что он устал!

 Музыкальный руководитель.  С помощь релаксации мы можем уменьшить чувство тревоги и неуверенности, уменьшить нервное возбуждение, даже избавиться от головной боли. Главное, правильно подобрать музыку.

Занятие 2.

Тема. «Танцетерапия -  как способ укрепления здоровья детей».

 Родители вместе с детьми входят в зал и становятся в круг.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, дорогие взрослые и дети. Я рада приветствовать вас в нашем родительском клубе. Сегодня наше заседание будет посвящено танцу.

  Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.  Музыкально – ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядке, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально - ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам.                                  

   Для детей дошкольного возраста активные движения являются жизненно необходимыми. Только в движениях они учатся владеть своим телом, чувствовать его. А если эти движения сопровождать соответствующей музыкой, то дети получают колоссальное удовольствие от своих движений, зарядятся бодростью и проявят свои творческие способности.

Давайте попробуем.

Практическая часть.

   Каждое движение в танце имеет свое значение для развития тех или иных групп мышц. Но это понимает мы, взрослые. Ребенку же важен сам процесс движения под музыку. Давайте попробуем с вами понаблюдать за детьми и действовать вместе с ними.

Детям предлагается поиграть в игру «Запомни движение»

Дети стоят в кругу, водящий в центре круга. Под музыку дети повторяют движения за ведущим. Когда дети запомнят очередность движений, повторяют их в обратном порядке.

Этюд «На ковре котята спят»

Мама и ребенок изображают котят. Лежат на ковре спина к спине. Мама читает текст:

   На ковре котята спят.

Ребенок. Мур-мур-мур,

Мама: Просыпаться не хотят,

Ребенок. Мур-мур-мур.

Мама: Тихо спят спина к спине

            И мурлыкают во сне.

Ребенок. Мур-мур-мур.

Мама: Вот на спинку все легли.

Ребенок ложится на спину.

            Расшалились все они.

            Лапки вверх и все подряд

            Все мурлыкают, шалят.

Ребенок поднимает ноги вверх и начинает ими активно работать.

Мама: Вот идёт лохматый пес.

Ребенок. Гав-гав-гав.

 Мама: А зовут его Барбос.

Ребенок. Гав-гав-гав.

Мама: Тут котята все шалят?

            Напугаю всех котят.

Этюд «Задорные ладошки»

Мама с ребенком сидят на ковре или стульчиках и играю ладошками.

   Мы ладошки всем покажем и ладошками помашем.

   Дружно хлопаем в ладошки, дружно хлопаем в ладошки.

   (хлопки можно выполнять одновременно двумя руками или поочередно левыми и правыми).

     Мы пожмём друг другу руки, мы пожмем друг другу руки.

     

    Родителям вместе с детьми предлагается исполнить по показу коммуникативные танцы - игры «Весёлые пары», «Полька с переходом», «Найди себе пару».

Музыкальный руководитель. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Весёлый бубен»

 Все участники стоят в кругу, под музыку передают бубен друг другу.  Как только музыка остановится, тот, у кого бубен окажется в руках выходит в круг и показывает какое-либо движение, все участники повторяют. 

   А закончить нашу встречу я предлагают «Вальсом друзей».

Занятие 3.

Тема. «Наш весёлый оркестр».

Родители вместе с детьми входят в зал и располагаются за столиками, на которых разложены детские музыкальные инструменты и игрушки.

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети. Я рада приветствовать вас в нашем родительском клубе. Сегодня нашу встречу мы посвятим детским музыкальные игрушкам и инструментам.

    Дорогие родители, неужели вы сомневаетесь в  способности музыкальных игрушек развивать? Детское музицирование является активным видом деятельности, в котором совершенствуется мышление малыша; развивается способность проявлять инициативу, самостоятельность. А самое главное, обогащается его эмоциональная сфера — своеобразный иммунитет от жизненных неудач. Ведь эмоции дают возможность оценивать происходящие события с точки зрения значимости их для каждого из нас.

   В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир, преодолеть застенчивость и скованность.

   Как правило, дети испытывают большую потребность в музыкальных игрушках. С помощью  игрушечных  музыкальных  инструментов  музыка проникает в быт семьи. Как пользоваться такими музыкальными игрушками? Взрослый исполняет знакомые для детей музыкальные произведения, а дети слушают. Постарайтесь выбирать мелодии, где нет больших интервалов, скачков. Играйте в медленном темпе, чтобы ребенок мог проследить за вашим исполнением. Затем ребенок может присоединиться к вам и только потом – попытаться исполнить мелодию самостоятельно.
  Дошкольники очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому необходимо способствовать развитию музыкальных способностей ребенка (музыкальная память, чувство ритма, и т.п.) не только на музыкальных занятиях, но и с помощью  музицирования.  

   Сейчас в магазинах огромный выбор детских музыкальных инструментов. Но приобрести эти игрушки удается далеко не каждому. Да  и  необходимости в этом нет. Ведь ребенок так быстро растет, развивается, а прежние игрушки перестают удовлетворять познавательным потребностям малыша. И необходимость в их обновлении растет с каждым днем.

      Есть хороший выход. Можно самостоятельно конструировать игрушки и со временем их обновлять, видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить малыша к совместному труду. Для конструирования нужно не так уж много — желание и чуть-чуть выдумки!

Я предлагаю вам поиграть на таких игрушках (показывает шумелки, изготовленные из бутылочек из-под йогурта, пластмассовые контейнеры киндер-сюрприза, фрукты-футляры из-под мороженого).

   Звучит народная мелодия «Полянка», дети вместе с родителями играют на инструментах.

Муз. руководитель. Наши дети очень любят играть на разных музыкальных инструментах, тех, которые есть в детском саду. Сейчас я предлагаю ребятам выбрать себе инструмент для игры.

Проводится игра «У каждого свой инструмент».

Ход игры: дети по очереди называют свой инструмент и играют на нем.

Музыкальный руководитель. С помощью музыкального инструмента можно детей считать (пример), познакомить с буквами (для старших детей), развить чувство ритма, научить быть внимательным, рассказывать стихи, и конечно фантазировать.

Участникам предлагаются несколько игр с музыкальными инструментами

«Музыкальный хоровод», «Звук и тишина», «Не зевай- передай».

Музыкальный руководитель. А теперь возьмите в руки свои инструменты и давайте устроим небольшой концерт нашего оркестра.

Родители и дети играют под разные музыкальные фрагменты.

Музыкальный руководитель. Спасибо музыкантам за хорошую игру. Я, надеюсь, что вы получили удовольствие от нашего занятия. До новых встреч, дорогие друзья.

Библиографический список.

1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей (учебное пособие), СПб, Музыкальная палитра, 2004

2. Галимова  И.Н. «Игры с музыкальными инструментами для детей 2-3- лет, /Музыкальная палитра/, №3, 2010

3.Тютюнникова Т.Э., статья «Шумовой оркестр снаружи и изнутри»,  /Музыкальная палитра, № 6, 2006/

4.Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование (цикл занятий), Музыкальная палитра, №1, 2010

5. Тютюнникова Т.Э. «Звучащие жесты» / Музыкальная палитра, №5, 2011/

6. Чистякова М.И.  «Психогимнастика», М, Просвещение, 1990

Интернет-ресурсы

http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-dmitrievna-shadrina Шадрина Е.Д., муз. руководитель МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 «Сказка» г. Сельцо Брянской области

http://nsportal.ru/danilenko-olga-valerevna Даниленко О.В. муз. руководитель БДОУ "Детский сад №9 г. Тары"

http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3361.html Кузьмина Л.В. педагог-психолог МБОУ «Детский сад №29» г. Стерлитамак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"

Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ, ПО СРЕДСТВАМ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА РАЗВИТИЯ И ДОСУГА «КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ»

Сегодня перед педагогами детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Современная семья ...

Сценарий заседания детско-родительского клуба "Безопасное колесо"; Заседание детско-родительского клуба "Весёлые приключения, в королевстве Считая второго"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад №88» Кировского района г.Казани       Сценарий заседания детско-родит...

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)

Детско-родительский клуб "Клуб веселых математиков" (старший дошкольный возраст)...

Круглый стол ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ЗДОРОВЯЧОК» «Выбор эмблемы клуба»

Цель: выбор и утверждение эмблемы клуба; знакомство с элементами самомассажа, с играми позволяющими развивать коммуникативные способности, и играми которые учат передавать различные эмоцион...

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

семейный клуб "ладошки" . Родительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС .

Кадукова Наталья  ВасильевнаРодительский клуб — форма эффективного взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в дет...