Нарушение звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
материал на тему

Афанасьева Вера Анатольевна

Нарушение звукопроизношения 
у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_2.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение звукопроизношения 
у детей дошкольного возраста.

Причины нарушений

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не " съедать " слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна " подделка " под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( "смори" - "смотри" , "не бежи" - "не беги", "ваще" - "вообще" ).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Обязанность взрослых - приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

При правильном воспитании все возрастные неправильности произношения звуков исчезают у детей к 4 - 5 годам. Если процесс становления правильного произношения затянулся, родителям необходимо показать своего ребенка логопеду.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать и дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения являются следующие:

а) у детей младшего дошкольного возраста

-        смягченность речи  ("лезецька" - "ложечка", "сюмоцька" - "сумочка" )

-        замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими ("сюба" - "шуба" "сяпка" - "шапка" )

-        звуки Р , Л не произносятся, замена их другими ("юка", "люка" -

рука ), ("вампа", "ямпа" - лампа).

-        замена заднеязычных звуков переднеязычными К - Т, Г - Д, ("торова" - "корова", "дулять" - "гулять" )

-        оглушение звонких звуков ("шук" — "жук" )

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками ( рука, роза ), и не выговаривает в сочетании с согласными ("тамвай" - трамвай, "клыша" - крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же слове ("мумага" - бумага, "форааппарат" - фотоаппарат). Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах ("аплесин" — апельсин, "клювка" - клюква ).

б)  произношение у детей среднего дошкольного возраста :

-        в речи исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;

-        появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, но произношение их неустойчиво. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно ("сейчас" - "сейцас", "зук зуззит" );

-        у некоторых детей наблюдается непомерное частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков ("горубой" - голубой, "родка" - лодка, "шад" - сад, "жонтик" - зонтик );

-        большинство детей произносят звук Р, но он недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками Л, ЛЬ, И;

-         словопроизношение детей в 4-5 лет становится чище, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

в) произношение у старших дошкольников.

Большинство детей старшего дошкольного возраста говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь ( 15 - 20 % ). Речевые недостатки выражаются в следующем:

-         искажены шипящие звуки III, Ж, Ч, а также Ф и Л.

Здесь нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

-         Встречаются более серьезные отклонения: заикание, сложная дислалия.

-         Неправильная расстановка ударений, "проглатывание" окончаний слов.

-         Небрежность в словопроизношении ("яблуко", "мине", "фатить" )

Чем же объяснить, что некоторые дети 5-6 лет страдают недостатками звукопроизношения ?

Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится на примере родителей, воспитателей и друзей.

Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и  словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков ,и, реже- их пропусками. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии : функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Причины механической дислалии :

1. Укороченная подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка. Бывает язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение ( артикуляцию ).

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

-         Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

-         Нижняя челюсть выступает вперед.

-         Между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток.

-         Большие расщелины между зубами. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

-         Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо, или, наоборот, низкое, плоское.

-         Укороченная уздечка верхней губы.

-        Расщепление твердого неба, губы. Причинами функциональной дислалии являются :

-         Неправильное воспитание ребенка в семье.

Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго "сюсюкают" с ребенком, что задерживает правильное звукопроизношение.

Дислалия возникает и вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье есть косноязычные.

-         Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.

-         Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков ( ш - с, ж - 3 ), звонких и глухих согласных ( д - т, б - п).

-         Умственная отсталость ребенка.

 

Здоровая и счастливая жизнь ваших детей в ваших руках!!!

Помоги своему ребенку сам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Влияние двигательной логопедической ритмики на развитие и коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, музыкально-сенсорных способностей детей с расстройствами речи, содейству...

Коррекция нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами изобразительной деятельности(ВИР на курсы ХРИПк и ПРО)

АктуальностьОтечественная практика специального обучения не раз убедительно доказывала, что вовремя начатая и грамотно построенная коррекционная работа с детьми с нарушениями в развитии средства...

«Влияние логоритмики на процесс коррекции речевых и двигательных нарушений у детей дошкольного возраста»

Тревожная тенденция увеличения количества детей с нарушениями в речевом развитии сохраняется  в настоящее время.Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка - это не дар, она приобре...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Компьютерные технологии в работе учителя-логопеда Позволяют •активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Применяются•на разных этапах коррекци...

Использование информационно – компьютерных технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Сложная структура речевой патологии  определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Выготский Л.С.,1960). Несформированность...

Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

И детям и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная шумиха, которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная шумиха незаменим...