заседание семейного клуба "Растим читателя" с использованием ИКТ
консультация на тему

Вотчицева Татьяна Ивановна

материал подобран для родителей старшего дошкольного возраста, с целью агитации к проведению дней семейного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_chitatelya.docx43.67 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

- Добрый вечер, дорогие наши Неравнодушные родители. Мы рады приветствовать Вас, в нашей родительской Академии. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»?  (выслушиваю ответы родителей). Да, вы правильно сказали – без слов. (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Дальше родители  придумывают свое приветствие).

Нашу встречу хочу начать с народной мудрости: «Лиши человека воды, и он умрёт, а лиши книги – он перестанет быть человеком»

- Как вы думаете, какой предмет является главным символом нашей встречи сегодня?

2 слайд

Упражнение «Выбери дистанцию»

- Сегодня символ обсуждаемой темы — детская книга (кладу ее на куб в центре зала).

Задание родителям: Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние.

Родители выполняют здание.

- Желание провести семейную гостиную на эту тему возникло неслучайно, т.к. в настоящее время родители предпочитают вместо чтения книг, включить ребенку мультфильмы или компьютерные игры.

3 слайд

     А между тем, средства массовой информации воздействуют на наших детей каждый день около 5 часов. Они таят в себе серьезную опасность и могут повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития, т.к. они приводят к искажению представления детей о законах общения в окружающем мире.

     В качестве универсального источника развития и коррекции сферы общения детей можно рассматривать добрые книги, воспитывающие нравственную личность.

     Вы, родители детей 5 - 7-летнего возраста. Именно в этом возрасте закладываются основы читательской культуры. Если сейчас ребенок не полюбит книгу, он не полюбит ее никогда, ведь современных молодых людей называют не читающим поколением.

4 слайд

Любопытны следующие сведения ЮНЭСКО по опросу подростков за 2015 г.

Много читают – 16, 6 %;
Читают легкое на досуге – 29,9%;
Читают для учебы - 49%;
Не любят читать - 17,2%.

Цифры, согласитесь, удручают.

     А кто из нас не мечтает видеть своих детей здоровыми и счастливыми! Кто не хочет научить своего ребенка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего маленький человек должен научиться читать.

   Сегодня мы с вами должны найти пути приобщения детей к чтению.

Нужно, чтобы дети полюбили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека. 

- Зачем читать? - спросят многие? В наш век информационных технологий, тотального наступления Интернет, экран становится главным воспитателем ребенка. Дети смотрят со взрослыми все подряд; рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы, поскольку хороших, специально созданных телепередач крайне мало. Последствия этого становятся все более очевидными. Вот некоторые из них.

5 слайд

1. Отставание в развитии речи, т. к. дети позже начинают говорить, их речь бедна и примитивна.

2. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

3. Резкое снижение фантазии и творческой активности ребят. Они теряют способность и желание чем-то занять себя, предпочитая нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

4. Повышение детской жестокости и агрессивности. Дети бьют друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради достижения какой-то цели, а просто так, потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

    Сказанное мной выше не означает призыва исключить компьютер и телевизор из жизни и воспитания детей. Однако предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами 10-летнего возраста, когда ребята уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.

    Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Ведь приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, мы делаем более важное дело:

- Благодаря чтению развивается речь ребёнка и его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

- Чтение развивает мышление, книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

- Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит ребёнка мыслить образами.

- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.

- Хорошую детскую книгу можно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей, установлению взаимопонимания. Близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

- Чтение самое доступное и полезное занятие для развития ребёнка.

7 слайд

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Прежде всего, родители, детский сад и библиотека. И всё же со своей первой книгой ребёнок встречается дома, сидя на коленях у мамы. И это абсолютно «семейное» дело. Всё начинается с раннего детства. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему». Ранний возраст благодатное время для того, чтобы развить в своём ребёнке любовь к книге и чтению.

Как же организовать  вечера семейного чтения?

     Эти чтения уходят своими корнями в дворянское воспитание, воспитание истинных интеллигентов.

     Представьте: вечер, вся семья в сборе. Все сидят на любимых местах, в комнате покой и уют. Кто-то из членов семьи читает вслух книгу. Важна атмосфера чтения и слушания. В такие вечера в гостях могут быть и друзья детей. Предлагаю следующие книги для совместного чтения: Н. Носов “ Приключения Незнайки и его друзей” сказки  Г. Х Андерсена. Это умные и добрые книги, трудные для самостоятельного чтения младших детей.

2. Включайте в круг семейного чтения детские журналы “Читаем вместе”, “Семейное чтение”, “Читай-ка”, “Колобок”. Эти журналы помогут создать аптеку для души вашего ребенка.

3. Показывайте ребенку свою заинтересованность в чтении.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно читать для него.

     При организации семейного чтения есть свои правила.

8 слайд

Алгоритм семейного чтения

1. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
2. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и имя автора, название книги.
3. Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день. (Работайте в паре) 
4. Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
5. После прочтения обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним. Все это не сложно.

6. Попросите его рассказать о главном герое, главном событии.
7. Какие слова и выражения запомнились, чему научила книга?
8. Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить наизусть отрывок, если это стихотворение.

А как выбирать полезные и интересные книги для детей разного возраста?

     Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она должна быть лёгкой, чтобы у малыша хватило сил в любой момент достать её с полки. Прочность её обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой, чтобы ребёнок имел возможность «играть» с ней самостоятельно. В книге должны быть крупные, яркие картинки и немного отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы – чёткие и лаконичные.

     Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата, ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

     Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из дух-трёх слов. Малыши пока не представляют, как обращаться с новой игрушкой – всё может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страниц. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

      Следует легко пресекать небрежное отношение к книгам, попытки рассматривать их на полу.

     Примерно с года можно читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать характерными жестами «Ладушки», «Сорока-сорока» и т. д.

      Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам – приобретите азбуку. Стоит помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок слушает.

     Многим детям нравятся книжки-игрушки, всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т. д. Не стоит увлекаться ими, ведь книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить.

    Постепенно книжки можно сделать самостоятельно, вместе с детьми – вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное, отношение к книге вообще.

     Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Литературный репертуар отличается разнообразием: это и считалки, и загадки, басни, литературные сказки Л. Толстого, С. Михалкова, С. Маршака и т. д.

      Старший дошкольный возраст называют «библиотечным» - интерес детей к книгам определённой тематики и жанра, за упорство в поисках понравившейся книги: былины, волшебные сказки, повести, стихи, рассказы: «Илья Муромец», «Василиса Прекрасная», К. Ушинский «Слепая лошадь», И. Куприн «Слон», стихи А. Пушкина и А. Блока, детские энциклопедии и т. д. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же он должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

     На протяжении всего дошкольного возраста, да и за его пределами, детям интересны книги с иллюстрациями. А между тем, рассматривая иллюстрации, мы параллельно знакомим детей с миром художественного искусства. О том, что рассматривание иллюстраций – это один из способов привлечения ребенка к художественному творчеству – рисованию – расскажет педагог по Изо-деятельности в нашем детском саду – Морозова Л.А.

9 слайд

рассматривание иллюстраций – как один из способов привлечения ребенка к художественному творчеству – рисованию

     Из всего многообразия видов графики нам для работы по воспитанию детей доступнее всего книжная графика – иллюстрация к детским книгам. Иллюстрация - это особая область искусства, связанная с изобразительным толкованием литературных произведений.

     Область искусства, в которой художник должен подчинять творчество тому, что задумал автор произведения. Это даже труднее, чем писать большие картины. Ведь ограничений много – вплоть до размера рисунка. Вот почему мы должны даже самых маленьких знакомить с этими художниками, воспитывать уважение к их работе, к их профессии.

    А дети, даже самые маленькие, любят рассматривать картинки в книгах.

       В нашей стране много замечательных художников работающих в книжной графике.       В детском саду мы знакомим детей с творчеством Ю.Васнецова, Е.Чарушина,           Ю.Коровина, А.Пахомова, Е.Рачева, В.Лебедева. У каждого из них есть любимая тема, в которой они работают.

10 слайд

     У Ю. Васнецова и Е. Рачева – тема сказок, народной шутки. Любимая тема Е.Чарушина – животные, их мир, жизнь, ощущения. Пахомов любил рисовать детей, это его самая любимая тема, и, конечно он один из самых лучших иллюстраторов произведений Л.Н. Толстого о детях.

    Все эти художники с большой буквы, т. к. это их заслуга – впервые открывать ребятам прекрасный мир живописи.

   Образы детей, птиц, животных в изображении этих художников необычайно выразительны привлекательны. То трогательны, то смешны, всегда привлекают симпатию детей.

    Любой художник, изображая тот или иной предмет, те или иные события, выражает свое отношение к тому, что он изображает. Именно в этом заключается воспитательная сила искусства.

11 слайд

  Образы зверей, птиц, детей, людей вообще из наших лучших художников – иллюстраторов полны теплоты, сочувствия к тем, кто добродушен, беспомощен, весел, бесхитростен, храбр, самоотвержен. Образы же хитрых, лживых, трусливых, жадных ясно раскрываются в оценке их художником, в его отношении к ним.

    Просмотр таких иллюстраций к сказкам и рассказам, хорошо знакомым ребятам, беседы о том, что это за люди, что за звери, какие они, как характеризуется их художник, как он относится к тому или иному герою, всегда увлекают детей. Такие просмотры – беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической (нравственной) оценке героев и событий. Подводят через впечатления от художественной выразительности образов, эмоционально воспринимаемых детьми. А дети эмоциональнее, чем взрослые люди, они всегда сопереживают.

    Каждый из названных художников самобытен. Они всегда работают в своей манере, их всегда отличишь.                                                11 слайд

    Например, Васнецов примитивист в изображении животных, но их сказочность, красочность одежды заставляет запомнить, вглядеться, узнать у него всегда цветной фон, много декора в народном стиле.

12 слайд

     Рачев изображает животных более реально, ближе к натуре, хотя и подчеркивает их сказочность красивой одеждой в народном стиле. У него реальны предметы быта пейзажа, нет цветного фона. А ведь оба художника работают по сказочным темам.

13 слайд

Чарушин тоже рисовал животных. Но как? Он – реалист. И настолько изучал мир наших младших братьев, что не просто изображал, а давал характер, подчеркивая позой, мимикой реакцию, их на какое – либо событие, явление. Они нам близки – они наши младшие братья.

14 слайд

    Художники нам помогают в воспитании. Помогают различать добро и зло, правильно оценить их: помогают воспитывать любовь к животным, заинтересовать детей жизнью, протекающей рядом с нами, помогают растить людей, неравнодушных к окружающему, не эгоцентристов.

    По мере того как у детей накапливаются новые впечатления, новые знания, можно предложить, после рассматривания книг, детям самим нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, тем самым продолжать вызывать интерес к рисованию.

15 слайд

Как же познакомить детей с художниками иллюстраторами?

 Сначала надо прочитать текст, побеседовать по-прочитанному, рассмотреть иллюстрации. А перед этим нужно обязательно создать материальную базу: подборку книг с их иллюстрациями. Знакомство с портретами, рассказы о жизни художников. Например: если даете рисование  по сказке «Три медведя», обязательно рассмотрите персонажей в различных ситуациях. Детям очень нравится изображать животных в сказочной обстановке, в человеческой одежде. Нужно давать много иллюстративного материала.

     Каков же итог этой работы? Дети, рассматривая иллюстрации, которые в полной мере передают содержание читаемого произведения, знакомятся не только с миром чистого, прекрасного, они воспитываются нравственно. Сюда входят эмоциональная отзывчивость, доброта, гуманное отношение к животным, растениям и много – много другого. Что нам и нужно.

Но ребенок не всегда хочет слушать книгу, а привлечь его внимание к тому или иному произведению вам помогут разнообразные игры, некоторые из которых мы сейчас предлагаем вашему вниманию.

16 слайд

Например, игра «Откуда эти вещи?»

- Вы говорите: «Из одной книжки сбежала, туфелька, как ты думаешь из какой она сказки? («Золушка»)

- А откуда сбежала корзина с пирожками? («Красная шапочка»)

- А ты догадался откуда сбежал соломенный домик? («Три поросенка»)

Следующая игра «Из каких произведений эти слова? Кто автор?»

- «Сяду на пенек, съем пирожок!» («Маша и медведь»)

- «Травка зеленеет, солнышко блестит…» (С.Я. Маршак «12 месяцев»)

- А теперь цитаты посложнее:

17 слайд

- «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь!» (басня И.А. Крылова «Квартет»)

- «Свежо придание, а вериться с трудом» (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

- «Ай, Моська, знать она сильно, что лает на слона» (басня И.А. Крылова «Слон и Моська»)

- «Рожденный ползать – летать не может!» (А.М. Горький «Песнь о Соколе»)

18 слайд

- Итак, давайте подведем итоги нашего заседания:

Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитие у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:

19 слайд

  • Читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы.
  • Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать в детском саду.
  • Включить в круг детского домашнего чтения журналы и газеты для детей.

- Если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свое свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И все это обязательно приведет его к успеху.

20 слайд

    Свое выступление я хочу закончить словами Томаса Маколея – английского историка и видного политического деятеля 19 века.

“….Если бы мне предложили стать королем - хозяином дворцов, садов и слуг, кормили вкусными- вкусными обедами… укладывали спать в мягкую- мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды- с единственным условием, чтобы я не читал книг - я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки”.

Мы будем рады, если вечер, организованный для вас, поможет вам в нелегком труде воспитания читателя. Успехов вам!

8 

 

 

 

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст. Однако наряду с непосредственным и очень ограниченным жизненным опытом в этом возрасте появляется и первый литературный опыт, помогающий малышу осознать содержание разных произведений. В беседе по сказке «Козадереза», давая оценку поступкам козы, почти все малыши опираются на вторую часть сказки, где коза выживает зайчика из дома, а петух её прогоняет. На вопрос «Плохая коза или хорошая?» дети отвечали: «Плохая она рогатая. Зайчика выгнала. Ещё лиса его выгнала. Плохая коза, она в домик залезла. Он сел на пенёк и плачет». Мы видим, что малыши не принимают во внимание начало, в котором речь идёт о том, как коза дерзит, наговаривает на своих пастухов. В то же время они используют свой «литературный опыт» - услышанную ранее песенку. «Идёт коза рогатая» и сказку «Заюшкина избушка» на туже тему.

Приведу ещё один пример привлечения ребёнком своего читательского опыта - при пересказе сказки «Снегурушка и лиса». «Жила бабушка и дедушка. Была Алёнушка. Её подружки покинули в лесу. Испугалась она, плакала очень и всё читала. А волк не съел, а Красную Шапочку хотел съесть. Хороший был, а не плохой. Села она лисичке на спину и поехала».

Пересказ ребёнка свидетельствует о том, что при восприятии сказки, в которой волкперсонаж положительный, у малыша возникают ассоциации со сказкой «Красная Шапочка», где волк жестокий и коварный.

Слушая сказки, дети, прежде всего, устанавливают связи, когда события чётко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим дошкольникам («Теремок», «Волк и козлята», «Колобок», «Пых» и другие)

Сама природа от ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста требует стихотворного материала. Дети любят слушать и читать стихи. Нравятся детям произведения детского фольклора. Каждая из песенок, подобных «Ладушкам», «Козе», «Сороке - белобоки». Это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец.

Изучая особенности восприятия и понимания произведений литературы ребёнком 2-4 лет, можно выделить ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе:

- формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения;

- обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;

- учитывать при отборе книг для детей тяготения ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениями;

- помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;

- помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;

- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги;

- помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.

Средний дошкольный возраст (4-5лет). Усложняется читательский опыт детей. Для понимания произведения ребёнку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт. Вместе с тем при восприятии литературных произведений ребёнок не ставит перед собой задачу оценить героя, события. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребёнок 4-5 лет, прежде всего активный соучастник изображаемых событий; он переживает их вместе с героями.

Таким образом, исходя из особенностей обогащённого литературного и пополненного жизненного опыта детей, перед воспитателями в средней группе стоят задачи:

- продолжать формировать у детей интерес к книге;

- учить внимательно, слушать и слышать произведение;

- видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;

- развивать воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;

- поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;

- поддерживать сопереживание детей героям произведения и формировать личностное отношение к прочитанному.

Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивкабурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

В старшем дошкольном возрасте возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы:

- закрепить и развивать устойчивый интерес к книге, воспринимать любовь к художественному слову;

- наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и другие).

- развивать и воспитывать воссоздающие воображение;

- учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел;

- помогать ребёнку, не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые причины поступков;

- помогать ребёнку, осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;

- обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приёмы изображения.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге.

Занятия, посвященные знакомству детей с литературными произведениями, требуют от воспитателя предварительной подготовки. Условно можно выделить следующие этапы:

- подготовка воспитателя к чтению художественного произведения;

- постановка задач чтения (рассказывания) в зависимости от характера литературного произведения;

- отбор методов работы с книгой.

Подготовив детей к восприятию, воспитатель выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна - здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.

Следующий этап - беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

Воспитатель задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения.

1. Вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям.

- что больше всего понравилось в произведении?

- кто больше всех понравился?

- нравится или не нравится тот или иной герой?

Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения.

Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

3. Вопросы проблемноследственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем.

5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды, а факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.

6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов -вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления. В беседах после чтения воспитателю следует иметь в виду, что вопросов не должно быть много. Вопросы должны побуждать ребенка к размышлению, помогать увидеть и понять скрытое в художественном содержании. Целесообразно заканчивать занятие повторном чтении произведения, если оно невелико по объёму, или читать понравившееся детям эпизоды.

Источник: http://doshvozrast.ru/rabrod/konsultacrod47.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАСЕДАНИЕ СЕМЕЙНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО КЛУБА "ЛИЦЕЙ"ТЕМА: "А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ"

Данная встреча,  акцентирует внимание родителей и детей на величайшее значение искусства,  в формировании чувств патриотизма и уважения к истории русской армии....

Заседание семейного клуба «Веселый светофор» развлечение на тему: «Помните от А до Я азбуку движения»

Интеграция образовательных областей: безопасность, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, музыка, труд, физкультура.Задачи:·...

Заседание семейного клуба на тему: "Эмоциональное благополучие ребенка"

Заседание семейного клуба проведен на базе детского сада с консультативной целью в форме тренинга для родителей....

Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)

Заседание Семейного клуба (сентябрь 2013 года)...

Заседание семейного клуба по теме: Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Цель: Цель: расширение представлений родителей о развитии фонематического слуха у детей в игровой деятельности. Задачи: позанакомить родителей с термином «Фонематический слух», формировать пони...

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...