Предметно-развивающая среда как средство развития творческой активности
консультация (подготовительная группа) на тему

Шабаева Татьяна Александровна

Предметно-развивающая среда как средство развития творческой активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno-razvivayushchaya_sreda.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для родителей

Тема: « Предметно-развивающая среда как средство развития творческой активности».

Подготовила:

воспитатель группы №9  МБДОУ №63:

Шабаева Т.А.

Модернизация системы дошкольного образования основана на поддержке перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований, разработке инновационных проектов и программ, координации совместной работы научно-исследовательских,  управленческих структур и работодателей. 

Система дошкольного образования призвана: формировать здоровую, развитую личность ребенка, подготавливать к систематическому обучению.
 
Дошкольное образование осуществляется в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях действующих на коммерческой основе.
 

Современное дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования и строится на принципах реализации потребностей родителей и личности ребенка, обеспечения интеллектуального, художественно-эстетического, физического развития личности, побуждения интереса и мотивов к систематическому образованию на основе Государственных требований, предъявляемых к развитию детей дошкольного возраста. Дошкольное образование является первой ступенью системы воспитания и обучения. Подготовка детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. На современном этапе возрастает роль дошкольного образования  в  подготовке детей к обучению в школе. Одной из приоритетных задач является физическое развитие ребёнка, насколько ребёнок будет физически развит и здоров, зависит успешное его обучение в школе. Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Дошкольное детство — короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В жизненных и социальных правах ребёнка есть право его на  игру — главнейшее условие психического, социального, физического его развития. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает.
     Социальный мир, в котором ребенок живет и развивается, наполнен содержанием  к познанию. Познавая себя, свои способности, умения, ребенок учится анализировать и делать выводы о своих возможностях; материал по предметному миру заставляет ребенка задумываться о многом: о происхождении предметов, о силе разума человека, о свойствах, назначении, качествах предметов.  В ДОУ этот мир представляет предметно — развивающая среда, которая обеспечивает психологическую защищенность каждого ребенка, с помощью которой формируются знания, умения, навыки, необходимые для полноценного развития личности, развивается индивидуальность, интеллектуальные способности детей.

Предметно-развивающая среда является мощным фактором, стимулирующей, направляющей, развивающей деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Которые в дальнейшем будут необходимы для обучения в школе. Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги дошкольных образовательных учреждений  должны придерживаться принципов, изложенных в «Концепции дошкольного образования », а так же руководствуются принципами В.А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. При построении предметно — пространственной среды должны соблюдаться принципы: открытости, гибкого зонирования, стабильности -динамичности, полифункциональности, гендерный подход. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.
 

Развивающая среда в группах  должна быть целесообразна, информирована, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Предметно-пространственный мир ДОУ включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
 

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах ДОУ, педагоги  обязательно должны учитывать принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении  должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры с учётом психофизических особенностей детей. В процессе проектирования развивающей среды как средства подготовки детей дошкольного возраста к школе педагоги дошкольных образовательных учреждений должны учитывать:
 психологические закономерности развития детей старшего дошкольного возраста, информативность среды, удовлетворяющая потребность ребенка в новизне, преобразовании и самоутверждении, личностно-ориентированный тип взаимодействия ребенка и взрослого, общую активность ребенка, удовлетворение его желания действовать. Для удовлетворения потребностей ребенку необходимы объекты деятельности, в которых для него есть какая — то интересная цель. Педагог должен создавать в среде проблемные ситуации, чтобы каждый ребенок мог проявить себя, а педагог — выявить его личностные особенности. Высота планки требований, которые педагог предъявляет к воспитанникам, всегда должна быть выше их сегодняшних возможностей и способностей. Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. 

В современных нормативно-правовых документах и научно-методических материалах отмечается важный принцип взаимодействия ДОУ и семьи, в процессе которого необходимо установить диалог воспитателей, детей и родителей, привлекая родителей к активному участию в работе ДОУ. Помня о том, что статус детского сада, его имидж во многом зависит от мнения родителей, надо стараться строить свои отношения на взаимном доверии. Ведь родители не только наши основные заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей и подготовки их к школе. Психолого-педагогическое просвещение родителей необходимо проводить дифференцированно, используя разные формы работы.
 

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Поэтому среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, фактором оздоровления, но и показателем профессионализма педагогов, замечательного творческого коллектива единомышленников.

Список используемой литературы:

  1. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда детства. 1994 № 2-3.
  2. Артамонова О.И. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дош. вое. 1995. - №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса ДОУ.

В статье раскрывается сущность проектной деятельности, основные этапы работы над проектом, влияние проектов на творческую активность всех участников образовательного процесса ДОУ....

Консультация для воспитателей Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей

У каждого из нас есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве ребенок ищет возможности реализовать свой творческий п...

педсовет "Предметно-развивающая среда, как средство саморазвития творческой активности дошкольника"

quot;В душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат..." В.А.Сухомлинский.Сегодня к ребёнку и человеку вообще предъявляются всё более высокие тре...

Отчет на тему: «Предметно – развивающая среда - как средство развития творческого потенциала»

Структурное подразделениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №12 г. Челябинск»       Отчет на тему:«Предметно &nda...

Презентация "Предметно-развивающая среда как средство развития творческих способностей детей"

Материал содержит информацию о создании благоприятной предметно-развивающей среды в ДОУ для развития творческих способностей детей...