Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
консультация (младшая группа) на тему

Осинова Елена Викторовна

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Фазы адаптационного периода

В зависимости от того, насколько длительным является процесс привыкания, можно выделить различные степени адаптации детей к пребыванию в детском саду. Если наблюдается привыкание в течение 1-16 дней, то стадия считается легкой. Адаптация от 16 до 32 дней говорит о средней стадии. При тяжелой стадии ребенок может адаптироваться от 32 до 64 дней.

При легкой адаптации

Улучшение поведения происходит в течение двух недель. Восстанавливается аппетит (после 1 недели), улучшается сон. Ребенок бодр, любознателен, общителен, хотя по утрам возможен плач. Провожая родителей и оставаясь в детском саду, ребенок относительно спокоен, его нетрудно чем-то отвлечь. Наблюдается интерес к другим взрослым, в то время как отношения с детьми выстраиваются по-разному: с заинтересованностью или безразличием. К концу второй недели на этой стадии восстановится интерес к окружающему (при условии, что взрослые будут этому способствовать).

Может фиксироваться затормаживание речи, хотя на указания и обращение взрослых ребенок реагирует. В среднем, по истечении 30 дней возобновляется и активная речь. Могут быть единичные случаи нарушения состояния здоровья длительностью до 10 дней. Физиологические данные, в том числе вес, остаются неизменными. Симптомы невротических реакций не проявляются, вегетативная нервная система функционирует без видимых нарушений.

Средняя степень адаптации

Наблюдаются более яркие и длительные процессы нарушения общего физиологического и психоэмоционального состояния. В этом случае восстановление продолжительности и качества сна происходит в течение 20 – 40 дней. Нормализация аппетита может затянуться на такой же период. Ребенок пребывает в неуравновешенном настроении, весь день может быть плаксив. Лишь к концу месяца пребывания в ДОУ поведение постепенно нормализуется. Отличительной особенностью ребенка является эмоционально-возбужденное отношение к близким: расставание или момент встречи сопровождаются криком, плачем. Зачастую отношение к детям безразличное, реже заинтересованное. Ребенок либо вовсе молчит, либо речевая активность присутствует, но слабая. Особенность участия малыша в игре – непостоянство, приобретенные навыки обычно не используются. Отношения со взрослыми также неустойчивы. Могут фиксироваться случаи нарушения состояния здоровья (до 2 раз) длительностью до 10 дней. Показатели веса или остаются неизменным, или снижаются. Наблюдаются реакции невротического характера, а именно: отношения с детьми и взрослыми выстраиваются избирательно и лишь при определенных условиях. Можно также заметить проявления бледности или, наоборот, покраснение щечек, потливость, тени под глазками, кожные реакции в виде высыпания или раздражения.

Тяжелая степень адаптации

На этой стадии можно заметить существенные нарушения сна: его продолжительность незначительна; ребенок может вскрикивать или плакать во сне, просыпаться в плохом расположении духа. При этом заметно ухудшается аппетит на длительный срок, ребенок может сопротивляться при попытке его накормить, а прием пищи может сопровождаться невротической рвотой и другими функциональными нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, включая бесконтрольный стул. Также следует отметить некоторую безучастность общего эмоционального настроения ребенка, он подолгу плачет. Нормализация поведенческих реакций произойдет к концу второго месяца посещения ДОУ. В общении с близкими взрослыми ребенок эмоционально возбужден, а само общение может быть не предметным, лишенным какой-либо практической цели. Малыш сторонится других детей или может проявлять агрессию по отношению к ним. К участию в какой-либо деятельности, играх безразличен. Если и принимает участие в игре, то кратковременно. Речевое развития может задерживаться на длительный период (2 – 3 месяца).

Характер или продолжительность привыкания ребенка к детскому саду зависит от особенностей его темперамента и других факторов. Если ребенок от природы подвижный, любознательный и общительный, то, скорее всего, период адаптации пройдет быстро. Когда малыш - тихоня, не любит навязчивой компании и склонен к уединению, то его раздражают крики сверстников. Такие дети принимают пищу и одеваются медленнее других, что сказывается на их отношениях с детьми в саду и взрослыми. Таким детям желательно уделять больше времени, чтобы они адаптировались к новой обстановке.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

Возраст ребенка.

Общие физические данные и состояние здоровья.

Схожесть домашнего режима и распорядка дня в детском саду.

Навыки коммуникации в компании с детьми и взрослыми.

Общий уровень психоэмоционального развития.

Наличие навыков игровой и других видов деятельности.

Причины переживаний у ребенка

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

Резкая смена обстановки и распорядка дня. Для ребенка в возрасте до 3-х лет важно получать достаточно внимания со стороны взрослых. Он трудно переносит то, что еще недавно весь день находился дома, рядом с внимательными, любящими родителями, которые чутко реагировали на любую просьбу со стороны малыша, а теперь попал в незнакомое место, в компанию улыбчивых, но чужих людей. В результате индивидуальный распорядок ребенка изменяется, что может спровоцировать резкое ухудшение эмоционального состояния (вплоть до истерик перед выходом из дома в детский сад).

Негативное впечатление от первого визита в детский сад. Первое впечатление может играть решающую роль при подготовке ребенка к адаптационному периоду и его нахождении в ДОУ. Именно поэтому важным является первый день в детском коллективе.

Недостаток подготовки ребенка к ДОУ. Это популярная проблема, при которой необходимо учитывать особенности развития каждого малыша в раннем возрасте. Зачастую проблема возникает в том случае, когда ребенку необходимо побольше общаться с матерью. Среднестатистический ребенок не в состоянии быстро привыкнуть к ДОУ, т. к. он имеет достаточно сильную эмоциональную связь с родителями, а их отсутствие вызывает бурную негативную реакцию. Эта проблема особенно остро проявляется, если малыш впечатлителен и чувствителен к любым изменениям. Дети дошкольного возраста часто подвержены страхам встреч с чужими людьми, сталкиваясь в саду сразу с целым незнакомым коллективом. Такие детские опасения являются распространенной причиной длительного привыкания ребенка к группе. Из-за боязни незнакомого малыш становиться плаксивым, нервным, что провоцирует ухудшение здоровья.

Неспособность самостоятельно обслуживать себя. Именно этот фактор значительно мешает привыканию к детском саду, ведь отсутствие самостоятельности ребенка вынуждает его больше контактировать с другими малознакомыми взрослыми.

Избыток впечатлений. В первые дни малыш узнает много нового и испытывает яркие впечатления, как негативные, так и позитивные. Излишнее эмоциональное возбуждение переутомляет малыша, а следствием этого являются нервозность и капризы.

Неприязнь в общении с конкретными детьми и персоналом. Этот фактор не настолько распространен, но конфликтные ситуации возможны.

Необходимо помнить, что у малыша до трехлетнего возраста нет острой потребности в общении с другими детьми, поскольку эта потребность формируется несколько позже. Для деток этого возраста именно взрослый является интересным собеседником. Напротив, сверстники не могут обеспечить малышу должного внимания, поскольку имеют те же потребности.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Несоответствие распорядка дня дома и в детском саду.

У ребенка сформировались своеобразные привычки.

Малыш не приучен к непродолжительному одиночеству и не может играть игрушками наедине с собой.

Отсутствие навыков в соблюдении гигиены.

Малыш редко находится в компании незнакомых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...