Музыкально – ритмические движения в детском саду.
консультация на тему

Елена Владимировна Власова

автором представлена консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-ritmicheskie_dvizheniya_v_detskom_sadu.docx24.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области  средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т.  Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

                         структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Музыкально – ритмические  движения в детском саду.

Музыка представляет собой наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма. В сфере музыкально-ритмической деятельности приобщение детей к музыке происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму и выразительные средства.

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении. Развитие чувства ритма - это развитие способностей детей в области эмоционального восприятия и воспроизведения целостных музыкальных образов. Дети вначале слушают музыку, у них возникают определённые эмоциональные переживания, под влиянием которых движения приобретают необходимый характер.

  Поэтому в музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Без танцев трудно представить  музыкальную деятельность ребенка в детском саду.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Напротив, спокойный характер пляски позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.
 Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа - все это может отражаться в движении. Образ передается с помощью сочетания и чередования средств выразительности.
Следовательно,
 музыкально-ритмические  движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку. 

При развитии музыкально – ритмических движений осуществляются следующие задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки. 

2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений. 

3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку. 


Осваивая эту форму музыкальной деятельности, учитываю следующие принципы:
            1)комплексное решение основных задач музыкального воспитания;

2) систематичность;

3) постепенность;

4) последовательность;

5) повторность;

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:

  1. Начальный этап обучения
  2. Углубленное изучение
  3. Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений.

Программа последовательного освоения музыкально-ритмических  движений составлена на основе проведённых научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учётом возрастных особенностей дошкольников.

В ранним детстве (на первом году жизни) музыкально-ритмическая деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребёнком исполнением, на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.

Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения( особенно в двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить её хлопками.

На четвёртом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая её отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастными музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно (примерно 8 тактов)  однако эти реакции ещё несовершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.

Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отменить двух и трёхчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением.

Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и предают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Отмечается более развито чувство ритма- умение воспроизводить постоянный ритм( который длится некоторое время), выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают её связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, у3пражнениях, различая форму произведения: деление на фразы , предложения, асимметричность построения.

Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.

Сформируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:

· Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать движения с их характером.

· Развивать чувство ритма: учить ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движениях.

· Развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построений хороводов.

Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования- соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.

Программа по музыкально-ритмическому  движению, имеет два подраздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.

Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать её общее настроение, характер.

Навыки выразительного движения чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определённый запас движений.

- из физкультуры основных движений: ходьба, бег, прыжки.

- из сюжетной драматизации берётся принцип построения - инсценирование сюжета песен, программной музыки.

- из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.).

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразных движениях. Обязательно взаимодействие с родителями, беседы, анкетирование по следующим вопросам:

  • Любит ли ваш ребенок танцевать, танцует ли он дома?
  • Какие танцы Вы предлагаете ребенку и танцуете ли Вы с ним?
  • Умеет ли Ваш ребенок внимательно слушать ритмическую, танцевальную музыку, дослушивать до конца, не отвлекаясь; определять ее характер, запоминать и узнавать?
  • Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок занимался хореографией? (Народными, бальными, ритмическими танцами?)

Используя анкеты, можно надеяться, что родители станут больше проявлять интерес к музыкальному воспитанию детей, можно предложить им придумать некоторые танцевальные движения, совместно с детьми,  что положительно скажется в нашей работе.

Таким образом, последовательная, систематическая работа, над решение задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности. Но наиболее действенной в методике музыкального воспитания оказывается индивидуальная форма работы с детьми.

Интернет источники:

http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2bd79a5c43b88521206d27_0.html

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/625702/

http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00317255_0.html

Музыкальный руководитель Власова Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкальных игрушек и инструментов для развития музыкальных способностей в детском саду

Консультация для ознакомления  об использовании музыкальных игрушек и инструментов для развития способностей детей...

Музыкальная творческая игра, как источник развития ребенка на музыкальных занятиях в детском саду.

Музыка и игра являются частью жизни ребенка. Раннее приобщение к творческой деятельности очень полезно для общего художественного развития и вполне естественно для малышей. Это вполне соответствует их...

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность. (Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)

Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность.(Из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ детского сада «Буратино» п. Пруды Вдовцевой О.Д.)...

"Музыкальное занятие в детском саду - основная форма организации музыкального воспитания дошкольников"

Музыкальное занятие-это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников....

Музыкальный руководитель в детском саду Должностная инструкция музыкального руководителя

Музыкальный руководитель в детском садуДолжностная инструкция музыкального руководителя...

Статья музыкального руководителя «Музыкальное воспитание в детском саду».

laquo;Музыкальное воспитание в детском саду». Цель музыкального воспитания в детском саду – воспитание благородного человека путем воздействия музыкального искусства – фор...

"Оркестр с использованием нетрадиционных музыкальных инструментов на музыкальных занятиях в детском саду""

Организация детского оркестра с использованием шумовых (нетрадиционных) музыкальных инструментов в детском    саду....