Родительское собрание Тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка»
консультация на тему

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания.

Форма проведения: заседание родительского клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditeskoe_sobranie_emotsionalnoe_blagoapoluchie_rebenka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Эмоциональное благополучие ребёнка»

Цель: Создание условий для возникновения партнёрских отношений между родителями и педагогами.

Задачи: привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе детей; создать условия для обмена семейным опытом; обсудить наиболее актуальные проблемы воспитания, выработать единые требования по теме собрания.

Форма проведения: заседание родительского клуба.

Участники: воспитатели, родители.

                                                План проведения

  1. Вступительная часть.
  2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»
  3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.
  4. Игра с мячом «Добрые слова».
  5. Советы для родителей «Минута нежности».
  6. Тестирование «Какой вы родитель?».
  7. Обсуждение результатов домашнего задания.
  8. Тренинг.
  9. Заключительная часть.

                                                    Ход мероприятия

Предварительный этап

  1. Анкетирование «Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка» (Приложение 1).
  2. Выполнение родителями и детьми задания: дома вместе нарисовать свою семью.

Организационный этап

На мольберте прикреплено изображение большого сердца; на столах разложены вырезанные из бумаги изображения маленьких сердец (зелёного, синего, чёрного и красного цветов); приготовлены картинки для игр и тестов; столы и стулья расставлены по кругу.

Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего семейного клуба, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья.

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. Если её нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утором нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнётесь. Стоп! Именно такое, а не «казённое» лицо должно быть у вас в течение дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

     А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

     Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка.

При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

- Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей.)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо утомляются, плохо засыпают. Ребёнок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие. 

Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребёнка (Приложение1). После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей.

 Результаты (в %) представляются в наглядной форме.

Вариант «Живая модель». Результаты по каждой из причин написаны на отдельных листах. Наиболее активные родители берут листы и встают друг за другом в колонну. Воспитатель называет причину, а все родители видят цифру в %, которую показывает первый родитель. Далее он садится на своё место, а воспитатель называет следующую причину, и перед родителями вновь появляется цифра (в %), которую демонстрирует второй родитель и т.д.

Причины

-   Несогласованность требований к ребёнку дома и в детском саду.

-   Нарушение режима дня.

- Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки).

- Желание родителей дать своему ребёнку знания, которые не соответствуют его возрасту.

-  Неблагополучное положение в семье.

- Частое посещение с ребёнком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребёнка.

- Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.

- Снижение двигательной активности.

- Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери

Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.

Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

- Ответьте себе честно: существуют ли в вашей семье факторы, нарушающие эмоциональное благополучие ребёнка? Если есть один фактор, возьмите зелёное сердечко и прикрепите его к большому сердцу (на мольберт). Если два – приколите синее сердечко. Если три и более – приколите чёрное сердечко.

      Красное сердечко возьмёт тот, кто считает, что в его семье нет ни одного фактора, нарушающего эмоциональное благополучие ребёнка.

Родители выполняют задание. Далее обсуждаются результаты.

Воспитатель. Мне кажется, что многие папы и мамы задумаются, всё ли они сделали, чтобы не допускать нервных срывов у ребёнка.

Игра с мячом «Добрые слова».

Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.

Воспитатель. Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.

 Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

Советы для родителей «Минуты нежности» (Приложение 2)

Предложить родителям сначала привести примеры из семейного опыта. Затем им нужно сорвать лепесток у ромашки и зачитать совет.

Тестирование «Какой вы родитель?» (Приложение 3)        

Обсуждение результатов домашнего задания

Воспитатель. Теперь перейдём к домашнему заданию. На столах лежат рисунки, выполненные вами вместе с детьми на тему «Моя семья».

 - Расскажите, какое участие ребёнок принимал в рисовании.

 - Кого из членов семьи ему больше всего хотелось изобразить?

 - Какое у него было при этом настроение?

 - Сколько времени вы потратили на выполнение задания?

Выступления двух-трёх родителей.

Тренинг.

1.Игра «Страхи в домиках».

Воспитатель. Когда ребёнок чувствует, что родители рядом, что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения, он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится. Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках».

Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить, чего он боится.

2. Динамическая пауза 

1. Выходят в круг и жмут руки друг другу родители, которые:

  - любят поспать;

  - любят сладкое.

2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге родители, которые:

  - любят работать на даче;

  - любят делать заготовки на зиму.

3. Выходят в круг и танцуют родители, которые:

  - любят тратить деньги;

  - любят путешествовать.

3. Тест «Продолжи фразу».

Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.

  1. Наказание применяется потому, что ………………………………………

  1. Вам приходится наказывать ребёнка, когда он …………………………..

  1. Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?.......

Воспитатель. Известный российский психолог В.Л.Леви написал Семь правил для всех «Наказывая, подумай, зачем?». Я зачитаю только одно: «Ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь».

                                                Заключительная часть

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите красное сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание и передайте его своему соседу. На сердечке вы также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённому собранию.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

В заключении родителям выдаётся памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка-дошкольника» (Приложение 4) и «Десять заповедей родителей» Приложение 5).

 Приложение 1. Диагностика уровня эмоционального развития ребёнка

  1. Опишите обычное состояние ребёнка.
  2. Часто ли он плачет?
  3. Как долго остаётся расстроенным?
  4. Чего боится ребёнок?
  5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?
  6. Быстро ли он устаёт?
  7. Существуют ли у ребёнка следующие проблемы: мочится ночью в постель, грызёт ногти, сосёт палец?
  8. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?
  9. Как он относится к детям?
  10. Как относится к животным?
  11. Кого в семье ребёнок слушается?
  12. Помогает ли он по дому?
  13. Какие качества ребёнка Вы особенно цените?
  14. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать)?

 Тест «Продолжи фразу».

Мы проанализируем ваши ответы и подготовим соответствующие консультации.

Наказание применяется потому, что ………………………………………

Вам приходится наказывать ребёнка, когда он …………………………..

Какие наказания Вы применяете по отношению к своему ребёнку?.......

Приложение 2. Советы для родителей «Минуты нежности»

  1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

  1. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

  1. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.

  1. Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.

  1. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.

  1. Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - и  это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему озорнику – и он повеселеет.

Приложение 3. Тест «Какой вы родитель?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените  особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец!
  2. Ты способный, у тебя всё получится!
  3. Ты невыносим!
  4. У всех дети как дети, а у меня….
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя всё не так.
  7. Сколько раз тебе повторять?
  8. Какой ты сообразительный!
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.  

Обработка результатов. Если вы употребляете выражения 1, 2 ,5 ,8 ,10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитываете себе 2 балла. Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и  больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребёнку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов – Вы слишком авторитарны. Между вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими со своим ребёнком.

Приложение 4. Памятка «Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка-дошкольника»

4 года

Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

 - способен к сотрудничеству со сверстниками;

 - способен усвоить правила очерёдности;

 - может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Нормальное «плохое» поведение:

 - напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

                                                       5 лет

Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

 - соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

 - лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

 - разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

 - бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

                                                        6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

 - способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

 - удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

 - начинает осознавать свои переживания;

- начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

 - ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

 - повышенная двигательная активность;

 - ябедничество;

 - небрежность в выполнении монотонных операций.

     Приложение 5. Памятка «Десять заповедей родителей»

  1. Не ждите, что Ваш ребёнок будет таким, как Вы, помогите ему стать собой!
  2. Не думайте, что ребёнок Ваш, он Божий.
  3. Не требуйте от ребёнка платы за всё, что Вы для него делаете.
  4. Не вымещайте на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдёт.
  5. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, его ноша может быть тяжела не меньше вашей.
  6. Не унижайте ребёнка!
  7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребёнка, а мучьте, если можете, но не делаете.
  8. Помните: для ребёнка сделано недостаточно, если сделано не всё.
  9. Умейте любить чужого ребёнка, не делайте чужому того, чего не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.
  10.  Любите своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребёнок – это праздник, который пока с Вами.

Приложение 6. Исследование психоэмоционального комфорта детей в детском саду и в семье

Цели: определение уровня тревожности у детей (тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову); выявление уровня эмоционального комфорта на данный момент (диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы). Анализ эмоционального состояния ребёнка в семье и в ДОУ (интервью); оценка предметно-развивающей среды с точки зрения её роли в создании эмоционального благополучия детей (педагогическое наблюдение).

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

  1. Легко расстраивается, много переживает.
  2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.
  3. Капризничает и раздражается по пустякам.
  4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
  5. Бывают припадки злости.
  6. Заикается.
  7. Грызёт ногти.
  8. Сосёт палец.
  9. Имеет плохой аппетит.
  10. Разборчив в еде.
  11. Засыпает с трудом.
  12. Спит беспокойно.
  13. Неохотно встаёт.
  14. Часто моргает.

15.Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16.Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

     17.Старается быть тихим.

18.Боится темноты.

19.Боится одиночества.

20.Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

     21.Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы

Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный, зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.

Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».

Обработка результатов

Выбор карандаша: - оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на эмоциональное благополучие;

-  пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета – на эмоциональное неблагополучие;

-   коричневого цвета – на эмоционально нейтральное состояние.

                                       Анкета для родителей 

1. С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в детский сад?

- с радостным;

- иногда не хочет;

- часто отказывается;

- капризничает;

- свой вариант (написать).

2. В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад?

- трудности в отношениях с педагогом;

- трудности в отношениях со сверстниками;

- привязанность к матери;

- позднее засыпание вечером;

- свой вариант.

3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?

Благополучно:

- с воспитателями;

- с помощником воспитателя;

- с музыкальным руководителем;

- с другими специалистами;

Неблагополучно:

- иногда бывают конфликты;

- обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки;

- свой вариант.

4. С кем из детей группы ваш ребёнок наиболее часто общается?

5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?

- да;

- нет;

- иногда.

6. Жалуется ли на сверстников?

- да;

- нет;

- иногда.

7. На что жалуется?

- дети не принимают в игру;

- обижают;

- не хотят дружить;

- отнимают игрушки;

- шумят;

- свой вариант.

8. Что бы Вам хотелось изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?

9. Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чём оно проявляется?

10. Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)?

11. Как ваш ребёнок проявляет себя в общении с другими детьми?        

- уравновешенный;

- терпеливый;

- чуткий;

- уступчивый;

- приветливый или вспыльчивый;

- склонный чаще командовать, чем подчиняться;

- свой вариант.

12. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

- прямого влияния не оказывают?

- благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду;

- сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому…

                               Уровни эмоционального самочувствия детей

Определяются в процессе наблюдения за детьми в разных видах деятельности.

1-й уровень – низкий. Характеризуется ярко выраженным нарушением эмоционального самочувствия. У детей этой группы преобладает негативный эмоциональный фон наряду с гиперактивностью и стремлением к экстремальному поведению. Характерны также отсутствие эмоциональных привязанностей с близкими, трудности во внутригрупповом взаимодействии, в общении со сверстниками и взрослыми, неадекватная самооценка, неуверенность в себе, замкнутость. В некоторых случаях отмечаются невротические проявления – подёргивание головой. Чаще всего в эту группу входят мальчики из неполных семей, воспитывающиеся без отца.

2-й уровень – средний. У детей этой группы незначительное нарушение эмоционального самочувствия выражается в преобладании негативного эмоционального фона наряду с чрезмерной пассивностью, замкнутостью и уверенностью в себе. Представлена данная группа в основном девочками и небольшим количеством мальчиков из неполных семей. К примеру, основной проблемой мальчика в неполной семье является непонимание матерью потребности сына в тесном контакте с ней. Такое стремление в возрасте 6-7 лет для мальчика естественно, тогда как мать воспринимает поведение сына как результат отсутствия отцовской строгости, которую и начинает старательно проявлять. В результате у ребёнка возникает неуверенность в материнской любви.

Что касается девочек, они также испытывают естественную потребность в более тесном контакте с родителем противоположного пола. В связи с этим в матери девочка может видеть соперницу. Такое положение дел усугубляется, если мама слишком строга к девочке.

3-й уровень – высокий. Характеризуется ярко выраженным позитивным эмоциональным самочувствием. Для детей этой группы, представленной небольшим количеством девочек из полных семей, характерны стабильный позитивный эмоциональный фон, адекватная самооценка, эмоциональная связь и взаимопонимание с близкими взрослыми, отсутствие проблем в коммуникативной сфере.

 Таким образом, очевидно, что уровень эмоционального самочувствия ребёнка определяется прежде всего характером внутрисемейных отношений, наличием эмоциональных привязанностей между близкими, личностной и воспитательной позицией родителей в отношении ребёнка.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

Родительское собрание. Тема: "Речевое развитие ребёнка"

Родительское собрание на тему : «Речевое  развитие ребёнка»...

Родительское собрание в старшей группе по теме: "Эмоциональное благополучие ребёнка"

   Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.     Задачи: привлечь роди...

Доклад в рамках методического объединения на тему "Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ"

Эмоциональное благополучие ребёнка в детском саду- наиважнейшая составляющая образовательного процесса...