Открытое занятие по развитию речи
консультация
Консультация для родителей."Книжки в вашем доме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhki_v_vashem_dome.docx | 15.61 КБ |
otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Книжки в Вашем доме»
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» ? А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации.
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...»
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам. Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области
Конспект занятия по развитию речи
«Путешествие в лес»
(вторая младшая группа)
Воспитатель:
Кулемина Т.В.
С. Путятино 2022
Цель: Упражнять детей в чёткой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
Задачи:
- развивать речевой слух, побуждать детей четко и правильно произносить звук «у»;
-обратить внимание детей на наличие звука «у» в словах;
- закрепление понятие транспорт;
- повторение стихотворения, выученного на прошлых занятиях;
-индивидуальная работа с каждым ребенком над чтением стихотворения;
-подводить детей к составлению описательного рассказа об игрушке;
- совершенствовать развитие артикуляционного аппарата, умение регулировать силу голоса (громко, тихо);
- продолжать учить детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя, закреплять чтение стихотворения, активизировать словарь.
- развивать речевое дыхание и общую моторику;
- воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес к окружающей действительности.
(дети входят в группу и становятся в круг)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте скажем им доброе утро!
Доброе утро. Улыбнись скорее!
И сегодня всем нам станет веселее.
Мы погладим лобик, носик, щечки.
Будем мы красивыми как в саду цветочки!
Ручки мы свои потрем сильнее, сильнее.
Ушки мы свои потрем и здоровье сбережем!
Улыбнемся снова, будьте же здоровы!
Возьмите друг друга за ручки. Теплые у вас ручки?
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А на чем можно путешествовать? На каком транспорте? (ответы детей). Правильно.
(воспитатель прикрепляет на магнитную доску картинки с транспортом автомобиля, самолета, парохода, паровоза).
А вы хотите сегодня отправится в путешествие? Мы отправимся в путешествие на паровозе! Я буду машинистом, а вы пассажирами. Ребята, занимайте свои места. Внимание, внимание! Мы отправляемся в путь!
(звучит музыка, дети едут на «паровозе»)
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали! Прошу пассажиров отстегнуть ремни! Куда же мы с вами приехали? Мы приехали на лесную поляну! Здесь свежий воздух! Давайте с вами подышим! (Звук кукушки)
Проводится Дыхательная гимнастика «Аромат цветов»
(Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают)
Здравствуй, милый мой цветок
Улыбнусь тебе дружок
Мы с тобою поиграем
Аромат твой повдыхаем !
Воспитатель: Ребята, хотите я вам сказку расскажу? Сказка называется «Весёлый язычок» (дети садятся на полянку)
(Воспитатель рассказывает сказку. Проводится артикуляционная гимнастика)
Веселый Язычок.
Жил был Весёлый Язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом красные двери.
Рядом с зверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
Догадались что это за домик? Это домик-рот.
Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. (Рот открыт. Движение языка налево-направо). Вниз посмотрел: нет ли луж? (движение языка вниз). Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх). Вышел язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой! (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.) Посмотрел он вокруг. Увидел Язычок, как кошка мышку ловит за хвостик (губы в улыбке прикусываем язык). Вернулся Язычок домой. Посмотрел на часы. Они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Язычок подумал, что ему пора спать. И свернулся в трубочку.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Воспитатель: Мне кажется, здесь кто-то есть. Давайте посмотрим.
(Воспитатель с детьми осматривает местность.
За деревом они заметили игрушку волка)
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это? (ответы детей). Погладьте волка. Какой волк? Какая у него шерсть? Как вы думаете, этот волк злой или нет? Нет, он не злой. Он добрый! Ребята, вам не кажется, что у волка нет настроения, какой-то он грустный. Может мы его развеселим? Давайте расскажем ему стихотворение.
(Дети рассказывают стихотворение про волка. Воспитатель начинает первую строчку ,дети по строчке рассказывают )
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит - бродит он молчком,
Уши серые торчком
Воспитатель: Все равно он грустный. Давайте спросим, что у него случилось? Дети спрашивают волка.
Воспитатель голосом волка говорит, что у него несчастье. Он потерял свою песенку: у-у-у-у
Воспитатель: Не переживай, волк. Мы поможем найти тебе твою песенку.
Поможем ребятки волку? (ответы детей)
Воспитатель: Здесь под елкой я обнаружила Волшебный мешочек. Что же в этом мешочке мы сейчас узнаем. Вы поочерёдно достаете из мешочка предмет и называете его (петух, утка, улитка, гусь, гусеница, жук). Дети несколько раз повторяют слова, вытягивая звук у-у-у.
Воспитатель: (обращаясь к волку) Теперь волк ты узнаешь свою песенку?
Воспитатель: (голосом волка) Да, это моя песня у-у-у-у!
Дети тоже повторяют эту песню у-у-у-у
Воспитатель: Понравилось тебе, волк, как пели наши дети?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Волку очень понравилось, как вы пели! Он хочет еще с вами поиграть.
Проводится игра «Далеко-близко»
Если волк убежит далеко в лес, то мы скажем звук «у» тихо, а если он будет близко, то скажем громко.
Воспитатель: Какое интересное у нас путешествие, здесь в лесу мы поиграли со звуком «у», а кто ещё поет такую песенку?
Дети: Волк, ветер. Дети, паровоз, кукушка
(Дети поют индивидуально)
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам пора возвращаться в детский сад. Предлагаю волка взять с собой. Чтобы весело было в пути, поем песенку волка и паровозика. Мальчики поют песенку волка, а девочки песенку паровозика.(Ответы детей).
Воспитатель: Тогда занимаем свои места! Мы отправляемся в путь!
(Дети возвращаются из путешествия. Встают в круг.)
Рефлексия.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Вам понравилось путешествие?
А кого мы встретили в лесу? (волка).
- А как воет волк? («у-у-у-у»).
- А когда еще мы слышали этот звук? (когда воет ветер, гудит паровоз, кукушка).
Воспитатель: А сейчас давайте волка познакомим с нашим детским садом. А всем гостям скажем: «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи .Открытое занятие по развитию речи "В гости к мишке" младшая группа
Дети входят в группу обращают внимание на паравозик. Дети рассматривают паравозик, воспитатель читает стихотворение про паравозик. Воспитатель предлагает поехать в...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»
Открытое занятие по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе №5 «Солнышко»...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Открытое занятие по развитию речи. Тема: " Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактических игр"Домашние животные и их детеныши""
Конспект открытого занятия в 1 мл.группе для педагогов. Развитие речи "Детеныши и их животные"...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну"...