Буклет. Эффективные приемы обучения ребенка составлению рассказа по серии сюжетных картин
консультация (старшая группа) на тему

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

В буклете рассказывается о том, как научить ребенка правильно раскладывать серию картин, эффективные приёмы обучению рассказу по серии картинок. Материал изложен доступно и интересно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_effektivnye_priemy_obucheniya.docx147.24 КБ

Предварительный просмотр:

  • Перемешать картинки нескольких серий, раздать по нескольку штук детям. Все участники рассматривают полученные картинки и решают, какую серию им лучше подобрать. Обмениваясь по одной картинке с соседом, они подбирают нужный комплект. После этого каждый вызванный ребенок составляет рассказ по своей серии.
  • Получив серии картинок, дети раскладывают их по порядку, составляют по ним рассказы. Затем учатся задавать друг другу вопросы по содержанию этих картинок.
  • Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают его название. Затем дополняют рассказ предыдущим или последующим событием.
  • После составления рассказа по серии сюжетных картинок дети с помощью логопеда передают его содержание в лицах.
  • Составление рассказа по серии картинок на основе незавершённого текста и опорных слов – подсказок.
  • Нарисуй продолжение сказки.
  • Моделирование.

C:\Users\admin\Desktop\shkola4.jpg

Материал переоформила

учитель – логопед

Куликова Анастасия Евгеньевна

г. Котлас

         2017 год

Связная речь включает в себя:

  • Разучивание стихов;

  • Пересказ;

  • Рассказ:

  • рассказ описание по игрушке, предмету

(сравнительные и объяснительные)

  • рассказ по картине, серии сюжетных картин;
  • рассказ из опыта;
  • творческий рассказ;

Как научить ребёнка правильно раскладывать серию картин (эффективные приёмы)

  • Разложить все картинки, одну убрать «Найди картинке место»;
  • Всю серию картин разложить, одна картинка не на своём месте «Исправь ошибку»;
  • Вся серия картин разложена правильно, а одна картинка лишняя «Какая картинка не нужна?»;
  • Перемешать 2 серии картин. Предложить ребёнку разложить картинки правильно «Составь 2 рассказа»;
  • Предложить ребёнку (детям) составить рисуночный план к прочитанному тексту «Нарисуй сказку»;
  • Сначала прочитать рассказ, а потом предложить разложить картинки.

Рассказ – это самостоятельное развёрнутое изложение ребёнком определённого содержания.

Рассказ имеет: начало, середину, конец.

  • Научить ребёнка отличать

рассказ от набора предложений не связанных между собой по смыслу.

  • В серии может быть от 2 до 7 картин.
  • Обучение данному виду рассказа начинается с 4 лет.

Приёмы обучения рассказу по серии картинок

  • Логопед дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют этот рассказ.
  • Дети самостоятельно рассказывают о том, что нарисовано на картинках, придумывают название рассказу.
  • Логопед дает начало рассказа, а дети заканчивают его. Кто-то из детей может повторить весь рассказ.
  • Дети рассказывают об эпизоде из жизни, похожем на тот, что изображен на картинках.
  • Логопед размещает на наборном полотне серию сюжетных картинок. Дети рассматривают их. Логопед знакомит детей с их содержанием, затем дает каждому ребенку по одной картинке эпизоду. Логопед повторяет рассказ, а ребенок находит и показывает соответствующую картинку. После этого дети самостоятельно рассказывают по своим картинкам.
  • Логопед читает рассказ и сам раскладывает картинки данной серии. После этого предлагает детям самостоятельно разложить в нужной последовательности картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно помочь наводящими вопросами.
  • На наборном полотне расставлена серия сюжетных картинок.

Логопед задает наводящие вопросы по содержанию, помогая осмыслить его и установить причинно-следственные связи.

  • Детям раздают картинки одной серии в любой последовательности. Логопед дает план рассказа, по которому дети раскладывают картинки в нужной последовательности. Вслед за этим дети составляют рассказ по картинкам.
  • Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. Логопед начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
  • Дети получают серию сюжетных картинок, определяют их последовательность. Каждый ребенок рассказывает, что нарисовано на его картинке. Один из них в заключение дает полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей. (Это занятие рекомендуется для группы детей из 3 — 5 человек).
  • Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача — подобрать в нужном порядке картинки-эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ.
  • Раздать детям по первой картинке из каждой серии. Остальные перемешать и положить на стол в виде стопки изображением вниз. Открывая верхнюю картинку, логопед спрашивает: «Что здесь изображено? Кому дать эту картинку?» Каждый ребенок должен посмотреть на свою и установить, подходит ли к ней картинка, показанная логопедом. Получив все картинки своей серии, ребенок раскладывает их в определенной последовательности и составляет связный рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

«Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин»

Одним из средств развития связной речи является картина. Учить ребенка рассказывать по картинам – это значит, формировать его связную речь. Картина не только расширяет и углубляет детские представлени...

Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала

Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого ра...

Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин.

В данной статье представлена методика обучения дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин....

Эффективные приемы обучения ребенка составлению рассказа по серии сюжетных картин

Как научить ребёнка правильно раскладывать серию картин (эффективные приёмы)...

Развитие связной речи дошкольников через обучение составлению рассказа по серии сюжетных картин

К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…»...