Развитее ребенка 3-4 лет
статья (младшая группа) на тему

Кропивец Наталья Владимировна

Развитие ребенка дошкольного возраста (3-4 года)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взрослым на заметку

Развитие ребенка дошкольного возраста (3-4 года)

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Общая моторика

Тонкая моторика

Обегает препятствия

Балансирует на одной ноге 5-10 секунд

Прыгает на одной ноге

Тащит, толкает и управляет колесными игрушками

Ловит брошенный ему мяч с отскока

Спускается по лестнице в 4-6 ступеней, чередуя ноги

Катается на трехколесном велосипеде (управляет рулем, крутит педали)

Делает кувырки вперед

Строит башню из 9 кубиков

Изображает крест

Лепит из глины шары, колбаски пирожки

Действует двумя руками, выполняя простые операции (отвинчивает крышку банки, держит и крутит ручку мясорубки, выдергивает гвозди и кнопки)

Разрезает бумагу

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

Понимание речи

Активная речь

Понимает выражение «если…то» и «потому что»

Выполняет последовательность из 2-3 связанных команд

Понимает, когда говорят: «давай притворимся, что…»

Произносит фразы из 4-5 слов

Рассказывает о своих прошлых впечатлениях

Употребляет форму простого прошедшего времени

Говорит о себе «я», «меня»

Рассказывает на память хотя бы один детский стишок и поет песенку

Речь понятна посторонним, но еще есть ошибки в произношении

Задает вопросы Что? Кто? Почему?

Отвечает на вопросы Кто? Что? Почему?

Когнитивные навыки

Социальные навыки

Навыки самообслуживания

      Называет 4 цвета.

      Преднамеренно складывает в колонку кубики или кольца по размеру.

    Выполняет художественную поделку из 2-3 элементов

      Задает вопросы: почему? как?, требуя простых ответов.

     Считает 5 предметов.

      Знает свой возраст, называет свой возраст.

      Называет 6 частей тела, если им дано описание их функций.

       Группирует предметы по одному признаку (цвет, форма, размер).

       Называет или подбирает в пары предметы, которые используются вместе («Что нужно к зубной пасте?»)

       Лучше понимает функции предметов, справляется с группировкой (может правильно разместить игрушечную мебель в игрушечном доме, разложить картинки по категориям).          

       Начинает различать настоящее и прошлое («Вчера мы ходили…», «А сегодня пойдем…»).

       Инициирует парное взаимодействие со сверстником или с взрослым.

       Делится игрушками, материалами и едой.

       Начинает участвовать в сюжетно-ролевой игре с проигрыванием целых сцен (путешествие, игра в дом, игра в животных)

      Спрашивает разрешение на пользование чужими вещами.

Участвует в работе малых групп (под руководством взрослого) 10-15 минут.

      Играет с 2-3 детьми, часто взаимодействует с ними до 15 минут.

       Ждет или откладывает исполнение желания на 5 минут.

 Может устойчиво выполнять три правила поведения в группе.

      Хорошо поливает из маленького кувшина.

      Застегивает и расстегивает пуговицы на своей одежде.

     Сам моет руки.

     Сам пользуется туалетом.

      Самостоятельно ест разную пищу, пользуясь ложкой, вилкой, чашкой.

      Самостоятельно обувается.

      Самостоятельно убирает, если что-то рассыпано или пролито.

      Сам пьет из сосуда или от струи.

       Сам убирает за собой игрушки.

Взаимоотношения взрослых с детьми

Общение с детьми требует от взрослых внимания, времени и, конечно, доброжелательности. Успешность его зависит прежде всего от умения взрослого установить контакт с ребенком, добиться доверительного отношения с ним во всем: в разговоре, игре, занятиях, умения и желания понять малыша, помочь ему, уважая его как личность.

Как продемонстрировать детям свое уважение:

  • Всегда называйте ребенка по имени.
  • Говорите индивидуально с каждым ребенком (если в семье не один ребенок) так часто, как это только возможно.
  • При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опуститесь на корточки или сядьте на низкий стул.
  • Внимательно слушайте, что говорит вам ребенок, и старайтесь отвечать ему.
  • Если вы пообещали ребенку, что что-то сделаете для него позднее, не забудьте сделать это.
  • Выражайте искреннее восхищение результатами работы ребенка.
  • Дайте ребенку возможность рассказывать другим о своей работе, своих успехах и своих интересах.
  • Используйте идеи и предложения, высказанные ребенком, и не забывайте благодарить его за помощь.


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 3 - 4 лет" (по ФГОС)

Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.

 Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.

Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.

 Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы

         По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

 На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

      Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

 В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

 В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Он умеет правильно держать карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает изобразительные умения.
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

 В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц.

 Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....