Встреча с родителями
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Буланова Светлана Николаевна

Кризис треч лет-возраст упрямства и строптивости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risgjssdjrusrdeg_sgj_sdjrdzrgryosrursdzhrjryo1.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Кризис трех лет - возраст упрямства и строптивости»

Цель: актуализировать среди участников образовательных отношений проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения.

Задачи:

1. Способствовать формированию у родителей ответственной позиции в вопросах воспитания и развития ребенка 3-х лет;

2. Сформировать основные симптомы кризиса 3-х лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;

3. Способствовать развитию способности понимать эмоционально состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить взаимоотношение с ним;

4. Обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.

Форма проведения: ситуативный практикум

Участники: родители детей младшего дошкольного возраста, воспитатели.

Место проведения: музыкальный зал

Материал и оборудование: декоративное оформление помещения, памятки для родителей

Предварительная работа

  1. Анкетирование родителей «Какие трудности вы испытываете в воспитании своего ребенка?» и обработка результатов;
  2. Изготовление пригласительных билетов для родителей;
  3.  Подготовка памятки «Развиваем самостоятельность малыша» для раздачи родителям на собрании.

Ход собрания:

Под спокойную музыку родители собираются в музыкальном зале. Столы расставлены по кругу.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня я хочу рассказать вам об особенностях развития детей в период трех лет, а так же рассмотреть эффективные приемы общения и взаимодействия с ними.

Упражнение на сплочение группы «Вот какой он, мой ребенок»

Ведущий дает каждому участнику лист с изображение двух ладоней. Задача родителей – на каждом из пальцев написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое  начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка. (Родители представляют свои описания)

Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.

 «Давайте поиграем в игру «Наш малыш». Мы вместе с вами выявим характерные особенности поведения 3-х летних малышей. Если вы согласны с высказыванием – хлопните в ладоши 1 раз».

- Наш малыш стал очень любопытным.

- Наш малыш хочет все попробовать сделать сам!

- Наш малыш стал довольно часто упрямиться.

- Наш малыш отказывается спать в привычное время.

- Наш малыш капризничает во время еды.

- Наш малыш не слушается, когда надо быстро одеваться в детский сад или уходить домой из детского сада.

- Наш малыш не хочет прибирать игрушки после игры.

- Наш малыш стал больше разговаривать, знает больше новых слов.

- Наш малыш любит с нами играть.

Термин «кризис трех лет» – название условное. Наступить он может и в 2.5, и в 3, и даже в 4 года. Все зависит от индивидуального темпа развития ребенка.

Кризис трех лет наиболее точно выражается в формуле «Я Сам». Стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложнениям в отношениях ребенка и взрослого. Чем же сопровождается кризис? Обсудим некоторые моменты, которые могут возникнуть в этот период.

 Первое – это активный негативизм, то есть реакция не на содержание предложения взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Таким образом ребенок утверждает свое равенство со взрослым, имитирует его поведение.

Второе – это упрямство. Каждый из нас встречал в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему что-то купить. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал.

Третье - строптивость. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости , не обращая внимания на ваши замечания.

Четвертое - самостоятельность. Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.

Пятое - протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Дети трехлетнего возраста в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки и дерутся.

Шестое - симптом обесценивания. Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада, игрушки и др.

Седьмое – деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

А что же делать нам, взрослым. Давайте обсудим некоторые ситуации, которые могут возникнуть. Игра «В яблочко».

1.В магазине ребёнок требует что-то купить. Взрослый не покупает и ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.

Как часто ребёнок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слёз и криков?

Ответ – спокойно вывести его из помещения. Поверьте, как только вы научитесь справляться с капризами дома, в общественном месте вам будет проще успокоить малыша. Уже на улице постарайтесь объяснить ему, что подобное поведение не украшает его. При разговоре старайтесь избегать слов, которые могут упрекнуть малыша, не угрожайте ему. Бороться с капризами необходимо только при помощи положительных эмоций, ласки и любви.

2.Ребёнок отказывается вечером ложится спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке. Как вы поступите, ваши действия?

Ответ - Дождитесь, пока он не уснет. Самый мягкий подход — это остаться сидеть рядом с ребенком, пока он не заснет. Вы заканчиваете читать сказку, обнимаете, целуете, подправляете одеяло и остаетесь сидеть рядом, пока он не начнет дремать. Это самый безобидный способ.
Попытайтесь соблюдать установленный режим во время приготовлений ко сну, затем укладывайте ребенка спать в строго определенное время. В тех случаях, когда с укладыванием возникают сложности, можно временно разрешить ложиться спать позже. После того, как режим будет установлен, будет уже не трудно сократить время укладывания до нескольких минут, пока желаемый результат не будет достигнут.
Успокойте их. Перед сном не ссорьтесь, не ругайте, не бегайте, не гоняйтесь и не играйте в шумные игры.

3.Илюша с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту "бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготки. Мальчик поднимает крик: "Сам!", "Сам!". "Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь сам". Мама вздыхает: "Когда только научится".

Каковы последствия поведения мамы? А каковы ваши действия в данной ситуации?

Ответ -  К 2 -3 годам ребенок часто говорит: "Я сам", и пусть сначала его движения будут неумелыми, не спешите помогать ему, иначе упустив этот момент "я сам" потом привить ему навыки будет трудно. И он будет лениться всё делать сам.


Я подготовила для Вас несколько советов по развитию самостоятельности у ребенка: «Развиваем самостоятельность малыша». (памятка)

  1. В раннем возрасте развитие самостоятельности более эффективно.
  2. Сверх опека и сверх контроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
  3. Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
  4. Запретов и ограничений для малыша не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
  5. Помогайте малышу осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
  6. Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
  7. Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
  8. Поощряйте познавательный интерес малыша, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
  9. Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
  10. Вашему малышу нужно много любви и внимания в этот сложный для него период.
  11. Будьте рядом, когда ему нужна ваша помощь, верьте в его силы и способности, и все получится!

Ведущий спрашивает участников:

  • Что нового вы узнали?
  • Что важного открыл для себя?
  • Что удивило?
  • Что обрадовало?
  • С чем уходите?

В заключении хотелось бы отметить, упрямство, непослушание и негативизм ребенка воспринимайте как временные, преходящие проявления, которые неизбежны в период кризиса. Чтобы ваши объяснения были простыми и понятными, вырабатывайте четкие единые требования к малышу: что «надо», чего «нельзя», что «можно» - и руководствуйтесь ими. Не говорите «да», когда необходимо твердое «нет».Поощрения и наказания должны быть правильно сбалансированы. Не произносите часто глаголы, тормозящие деятельность детей. В любой ситуации следует проявлять терпимость. Не делайте скоропостижных выводов относительно методов воспитания, которые в том или ином случае вы хотите использовать. Не нужно подчеркивать свою силу и превосходство над ребенком, противодействуя ему во всем – необходимо быть «рядом» с ним.

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Власова З.И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трех лет // Психолог в детском саду. - 2004. - №4. - С. 52-63.
  2. Корнеева Е.Н. Детские капризы. - Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: РОУ, 1996.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2001.
  5. Цветкова С. Вопросы воспитания в картинках // Школьный психолог. - 2006. - №5. - С. 26-30

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая встреча с родителями "Подражательные движения"

Творческая встреча с родителями "Значение игровых подражательных движений для детей младшего возраста".     Мы попытаемся объединить двигательную и эмоциональную нагрузку. П...

Творческая встреча с родителями "Устроим детям праздник"

Конспект развлечения с родителями, который поможет сплотить родителей и детей, устроить детям настоящий праздник....

Тематическая встреча с родителями детей старшего дошкольного возраста "Большой секрет для маленькой компании за чашкой чая"

На тематической встрече с мамами будущих первоклассников подняты для обсуждения серьёзные проблемы, а именно: о чем мечтают ваши дети, знаете ли вы своих детей, что такое семья, каковы бывают мамины р...

Консультация для воспитателей:"Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями

Консультация для воспитателей " Эффективное взаимодействие с родителями при проведении родительских собраний и встреч с родителями: формы работы с семьей, 10 правил проведения родительского собрания, ...

Встреча с родителями. Проведение совместного занятия детей с родителями по теме «Профессия врач– стоматолог!» (в рамках проекта по профориентационному воспитанию дошкольников)

Слайд 1. Встреча с родителями. Проведение  занятия по теме «Профессия врач– стоматолог!»(в рамках проекта по профориентационному воспитанию дошкольников) Слайд 2.  Задачи:Расширит...

Нетрадиционная встреча с родителями "Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц".

Совместная деятельность детей, родителей и педагогов группы. Изготовление кормушек для зимующих птиц....

Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями».

Консультация: «Взаимодействие с родителями при подготовке и реализации образовательных проектов». «Организация тематических встреч с родителями»....