«Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №68
Красносельского района Санкт – Петербурга «Росток»
Методическая разработка
«Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста»
Авторы:
Винникова О.Е., педагог-психолог,
Егунова Н.Р., воспитатель
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей младшего дошкольного возраста является период адаптации (Д.Б.Эльконин).
Родители часто задумываются, стоит ли отдавать ребёнка в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребёнку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают квалифицированные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда ребёнок подрастёт, окрепнет, наберётся сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад №68
Красносельского района Санкт – Петербурга «Росток»
Методическая разработка
«Психолого-педагогическое сопровождение
детей младшего дошкольного возраста»
Авторы:
Винникова О.Е., педагог-психолог,
Егунова Н.Р., воспитатель
Санкт-Петербург
2017
Период младшего детства – это период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребёнка. Дети младшего дошкольного возраста в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям, им присущи повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность.
Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей младшего дошкольного возраста является период адаптации (Д.Б.Эльконин).
Родители часто задумываются, стоит ли отдавать ребёнка в дошкольное учреждение или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребёнку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работают квалифицированные педагоги, но, с другой, настораживают советы окружающих не торопиться с окончательным решением этой проблемы, подождать, когда ребёнок подрастёт, окрепнет, наберётся сил. Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому так необходимо проводить работу, направленную на сокращение адаптационного периода ребёнка к условиям детского сада. В процессе адаптации определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей, как готовности к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Однако именно в этот период большинство родителей выходит на работу, поэтому у них остаётся меньше времени на непосредственное общение с ребёнком: прогулки, игры, развитие ребёнка посредством знакомства с произведениями художественной литературы, которые, в свою очередь, оказывают влияние на речевое, эмоциональное, художественно-эстетическое и творческое развитие.
«Ребёнок испытывает свою зависимость от непосредственно окружающих его людей; он должен считаться с требованиями, которые окружающие люди предъявляют к его поведению, ибо это реально определяет собой его интимные; личные отношения с ними. От этих отношений не только зависят его успехи и неудачи, в них самих заключены радости и огорчения; они имеют силу мотива» (А.Н.Леонтьев, 1981).
Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.
Всем известно, что дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребёнка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребёнка «взгляду со стороны», мы помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребёнок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение.
Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие навыков общения детей со взрослыми и сверстниками..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста.
Детям исполнилось 4 года. Они перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых черт, отличающих их от малышей. Для предупреждения негативных последствий п...
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
В данной работе содержится анализ данных научной литературы по теме, результаты исследования особенностей психических процессов детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи....
«Психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста и некоторые аспекты коррекционной работы»
Коррекционная работа с детьми младшего дошкольного возраста...
Психолого - Педагогическая диагностика "Перехода из дошкольного возраста в младший школьный"
Психолого-педагогическая оценка развития и актуального состояния является основой для всего процесса образования ребенка, помогая педагогу выстраивать весь педагогический процесс наиболее эффективно с...
Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста
Основной особенностью младшего дошкольного возраста является высокая скорость психического и физического развития ребенка. Потихоньку выходя за пределы семейного круга общения, ребенок начинает понима...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...