Приемы работы над формированием грамматического строя речи.
консультация (подготовительная группа) на тему

Маргасюк Наталия Валерьевна

В материале рассмотрен один из основных видов нарушения письма-аграмматизм, причины его возникновения, даны конкретные рекомендации по его выявлению и преодолению.Представлен материал для упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Отклонения в усвоении грамматического строя речи

Эти отклонения чаще всего наблюдаются в случаях задержки речевого развития у детей, когда переход к фразовой речи заметно запаздывает. Некоторые дети начинают овладевать фразовой речью лишь после 2-3 лет, и аграмматизмы в их речи нередко задерживаются до 6, 10 и более лет. Внешне эти аграмматизмы в большинстве случаев похожи на возрастные. Они также выражаются в трудностях образования множественного числа существительных, в трудностях согласования прилагательных с существительными, в неправильном употреблении предлогов и в ошибочном использовании правил словообразования. Но в этих случаях аграмматизмы явно не соответствуют возрасту ребенка, что и отличает их от возрастных своеобразий детской речи.

Когда ребенок 6-ти или лет и даже более старшего возраста говорит: домЫ или дОмы вместо домА, Ухи вместо Уши, цыплЕнки вместо цыплЯта; горький соль, семь гусЕв, около столУ и т.п., то здесь уже не приходится говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы, вызванные какими-то особыми причинами и требующие для своего устранения специальной помощи. Такие аграмматизмы устной речи обычно отражаются и на письме.

Однако кроме аграмматизмов, внешне похожих на возрастные, у детей с задержкой речевого развития, обучающихся в подготовительных группах детского сада, нередко наблюдаются и более грубые искажения грамматических форм. Например, при образовании множественного числа существительных некоторые воспитанники подготовительной к школе группы давали такие ответы : зеркАлии вместо зеркалА,олЕньи вместо олЕни, верблЮдии вместо верблюды, лЮстрии вместо лЮстры и др. Здесь мы видим такие формы слов, которые вообще не типичны для русского языка и которые обычно не встречаются у детей с нормальным ходом речевого развития. Эти неправильные формы дети сохраняют и в случаях сочетания таких аграмматично оформленных слов с другими словами. Вот примеры ответов воспитанников подготовительной к школе группы: пять люстриев, зеркалиев, верблюдиев, оленьев.

Приемы работы над формированием грамматического строя речи

Необходима целенаправленная, систематическая и настойчивая работа по преодолению аграмматизмов детской речи. В ходе специальных занятий у детей воспитываются прочные грамматические стереотипы, которые долж    ны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребенком языковыми нормами.

Приведем некоторые простейшие приемы работы по преодолению аграмматизмов в устной речи детей, вполне доступные любому неспециалисту.

Работа над образованием множественного числа имен существительных

Здесь нужно обязательно отработать разные типы окончаний имен существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создает трудности. Сделать это лучше всего в процессе специальных упражнений напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребенок-во множественном.Для лучшего запоминания ребенком правильных грамматических форм слова сгруппированы по сходству окончаний множественного числа. Ребенку предлагается соответствующим образом «оречевить» предметы или картинки:

1)стол-столы, шкаф-шкафы, двор-дворы, стакан-стаканы, грач-грачи, вещь-вещи, тетрадь-тетради, порог-пороги, носорог-носороги,плащ-плащи;

2) дом - дома, глаз - глаза, город - города, провод - провода, холод-холода;

3) стул - стулья, дерево - деревья, лист - листья, перо - перья, крыло - крылья;

 4) носок, носки, чулок, чулки, кусок, куски;

5) день - дни, лоб - лбы, пень - пни, сон - сны

Как видим, в существительных типа порог-пороги при образовании формы множественного числа полностью сохраняется основа слова. В словах же типа носок-носки и день-дни происходит выпадение гласного звука в основе слова, а в существительных ухо-уши-чередование согласных. На эти способы образования множественного числа нужно обратить особое внимание, а поэтому здесь необходимо большее число повторений.

Работа над согласованием существительных с числительными

Очень важно помочь ребенку овладеть многообразием окончаний имен существительных при их сочетании с числительными.В ходе упражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять»(или «шесть»,»семь», «восемь»и т.д.).Приводимые ниже словосочетания сгруппированы по принципу сходства окончаний имен существительных. Начать эту работу лучше с «оречевления» картинок.

Один дом-пять домов, один стол-пять столов, один шарф-пять шарфов, один жук-пять жуков. Один заяц-пять зайцев, один палец-пять пальцев, одно платье-пять платьев. Один гусь-пять гусей, один плащ-пять плащей, одна мышь-пять мышей, один олень-пять оленей, один карандаш-пять карандашей. Одна лодка-пять лодок, одна перчатка-пять перчаток, одна булка-пять булок, одна марка-пять марок, одна солонка-пять солонок, одна масленка-пять масленок. Одна майка-пять маек, одна ручка-пять ручек, одна бочка-пять бочек, одна точка-пять точек, одна кошка-пять кошек, одна мышка-пять мышек, одна конфета-пять конфет. Одна пуговица-пять пуговиц, одна рукавица-пять рукавиц, одна мыльница-пять мыльниц, одна сахарница-пять сахарниц, одна салатница-пять салатниц. Один цыпленок-пять цыплят, один теленок-пять телят, один жеребенок-пять жеребят, один тигренок-пять тигрят, один котенок-пять котят, один-мышонок-пять мышат, один утенок-пять утят. Одна шляпа-пять шляп, одна обезьяна-пять обезьян, одна собака-пять собак, одно зеркало-пять зеркал, одна лиса-пять лис, одна люстра-пять люстр.

Можно надеяться, что после всех этих упражнений ребенок сможет и в дальнейшем правильно употреблять в своей речи и окончания не встретившихся здесь имен существительных. Например, по аналогии с сочетанием пять телят он сможет правильно сказать и пять оленят, пять слонят, пять верблюжат и т.д.

Работа над согласованием прилагательных с существительными.

Здесь важно помочь ребенку овладеть навыком правильного употребления окончаний имен прилагательных при их согласовании с именами существительными. Эти окончания будут различными прилагательных с существительными мужского, женского и среднего родов, а также при согласовании с существительными множественного числа. По этой причине в ходе упражнений важно учитывать род и число имен существительных. В первых трех примерах каждого столбика окончания имен прилагательных слышны совершенно отчетливо, так как на них падает ударение (большАя,голубАя,леснАя). В последних двух примерах каждого столбика эти окончания находятся в безударном положении (слАдкая, крАсная). Однако и в этом последнем случае главное, чтобы ребенок сказал красная роза, а не красный роза. Можно начать с «оречевления» картинок.

Большая река, голубая лента, лесная малина, сладкая конфета, красная роза. Большой ручей, голубой шарф, лесной орех, сладкий арбуз, красный мак. Большое море, голубое небо, лесное озеро, сладкое пирожное, красное платье. Большие моря, голубые шары, лесные цветы, сладкие конфеты, красные гвоздики.

Ребенку можно предложить поиграть в «красное», «сладкое» или «лесное».При игре, например, в «лесное» взрослый спрашивает: «Малина какая?» Ребенок: «Лесная». Взрослый: «А орех какой?» Ребенок: «Лесной». Взрослый: «А озеро какое?» Ребенок: «Лесное»  т.д.

В дальнейшем можно, наоборот, предлагать ребенку имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребенок должен подобрать подходящие существительные. Например, взрослый спрашивает: «О чем можно сказать «зеленое?» (яблоко, дерево, платье…). Взрослый: «А о чем можно сказать «зеленая?» (трава, лента, бумага...) Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребенок не перестанет допускать ошибки в окончаниях имен прилагательных.

Основная трудность в образовании притяжательных и относительных прилагательных заключается в многообразии их окончаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы по формированию грамматического строя речи в старшем дошкольном возрасте

Система работы по формированию граматического строя речи в старшем дошкольном возрасте (для работы с детьми с ОНР и нормой речевого развития)...

Презентация компьютерных игр (заданий) в работе по формированию грамматического строя речи

Мы попытались разработать простые компьютерные игры, позволяющие вести работу по совершенствованию грамматического строя  речи с детьми, страдающими ОНР. В работе по созданию игр было использован...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей с...

Система работы по формированию грамматического строя речи в младшем дошкольном возрасте

Формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии его мышления, ...

Система работы по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Из опыта работы

Представленный материал может использоваться учителями-логопедами, воспитателями дошкольных организаций для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста по разделу "Формиро...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить.  В своей работе я применяю тематическ...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....